Письмо в редакцию
Мама сухумского школьника прокомментировала рекомендации СЭС к началу учебного года для соблюдения во всех учебно-воспитательных учреждениях республики. В СЭС считают, что они позволят снизить риски по возникновению вспышек COVID-19 в учебных заведениях. Родительница же считает, что следовать этим рекомендациям крайне сложно – и школам, и родителям.
В частности, СЭС предписывает Министерству просвещения и языковой политики установить возрастной ценз среди педагогического персонала, ограничив его возрастом 65 лет.
– В прошлом году, к примеру, один из первых классов взяла учительница старше 65 лет. Что теперь делать второклассникам без учителя? А сколько еще таких педагогов-предметников старше 65 лет в средних и старших классах, которых некем заменить? Кто будет вместо них преподавать? Школа пойдет на отмену этих предметов до лучших времён?
Разгрузить школы с большой численностью детей за счет распределения учащихся для учебы по месту жительства.
– Я прописана в Сухуме в Новом районе, живу в районе рынка, ребенок ходит в центральную городскую школу. Что мне делать в таком случае: переехать всей семьёй по месту прописки и ходить в школу там? Не думаю, что в этой школе будут рады дополнительным ученикам. Тем более, что следующая рекомендация советует ограничить количество учеников в классах до 20 человек. СЭС понимает вообще масштаб ротации школьников? Кто в реальности будет следовать таким «советам»?
Предусмотреть наполняемость классов не более 18-20 человек.
– Получается, остальным детям надо остаться дома и не учиться? Или ходить в школу по очереди, не превышая допустимого количества учащихся в классах? А по какому принципу будут выбирать этих 18-20? В алфавитном порядке, по расчету на чет-нечет?
Запретить проведение праздничных и общешкольных линеек, массовых мероприятий, в том числе и на пришкольных территориях.
– С этой рекомендацией согласиться можно, от массовых мероприятий действительно сейчас стоит отказаться, тем более, что как правило, они превращаются у нас в неорганизованную толпу родственников школьников. Хотя для первоклассников все же можно придумать праздник первого звонка без старших учеников, это все же важно для малышей.
Отделить младшую школу от старшей. Организовать разные входы для детей младшей и старшей школы или разграничить по времени заход в помещения школы.
– Сложно представить, как можно разделить старшую школу от младшей, учитывая, что зачастую в школах открыт один вход, да и городские школы как правило переполнены, а обучение идет в две смены. А что делать, если в школе в принципе один вход, через окно передавать детей? А если разделить по времени, значит растянуть начало уроков на весь день. Как тогда панировать дополнительные занятия и секции, на которые ходят дети?
Установить “фильтры” – термометрирование и обработку рук – на всех входах в школу.
– В СЭС представляют, насколько это затруднит попадание ребенка в школу? Толпа из родителей и школьников начнет собираться еще перед школой, а разве именно не скопление людей – основная опасность распространения вируса, с которым мы все боремся? И потом, много ли инфицированных помогло выявить простое измерение температуры?
Закрепить за каждым классом в старшей школе кабинет, организовать учебный процесс без перемещения по кабинетам.
– Если бы в школах хватало помещений, не было бы второй смены. Далеко не каждая школа может предоставить каждому классу отдельный кабинет. Как воплотить это в жизнь?
Сократить время урока в начальной школе до 30 минут. Увеличить перемены до 10-15 минут для проветривания классов.
– 30 минут недостаточно для полноценного урока, это стало понятно из первого года обучения. Малыши в начальной школе еще не привыкли к учебному процессу, большая часть урока уходит на организационную работу, собственно, только к концу урока получается вникнуть в предмет, а тут – перемена длительностью в половину урока. За 15 минут дети так набегаются и наобщаются, что настроить их снова на рабочий лад непросто. И какой смысл в столь частом проветривании классов, если за время перемены дети находятся в тесном контакте в переполненных коридорах.
Установить рукомойники с дозаторами для жидкого мыла, стойки-санитайзеры для обработки рук перед буфетами и столовыми. Установить достаточное количество настенных дозаторов с жидким мылом и развесить инструкции по мытью рук в туалетных комнатах.
– В буфете и в туалете мыло есть. А на установку дополнительных рукомойников есть ли в школах средства? Что-то мне подсказывает, что дополнительные расходы снова лягут на плечи родителей.
Проводить влажную уборку и проветривание коридоров, рекреаций, ручек дверей, перил лестниц перед началом занятий и каждые 2-3 часа. Рекомендовать установить и использовать в классах в осенне-зимний период УФО-рециркуляторы.
– Дополнительная работа – это дополнительные работники и расходы. А есть средства на оплату их труда? Так же с установкой этих дорогостоящих устройств в классах. Эти немалые непредвиденные расходы потянет скудный школьный бюджет? Наверное, лучше было бы их потратить непосредственно на учебный процесс.
Предвижу возражения, что для детей ничего не жалко, главное – здоровье и т.п. Но многие ли из нас сами носят маски, соблюдают дистанцию? А если кто-то один конкретно соблюдает все меры предосторожности, все они бесполезны там, где нет общей выработанной системы мер безопасности. И невыполнимые, далекие от реальности «рекомендации» санитарных врачей ничего кроме раздражения вызвать не могут. До 1 сентября осталось чуть больше недели, но уверенности в том, что дети пойдут в школу, так и нет.