Президент Абхазии Рауль Хаджимба дал интервью редакторам газет и директору АГТРК
О формировании органов исполнительной власти
– При формировании органов исполнительной власти мы исходили из главного принципа – во власть должны прийти люди, которые действительно могут и хотят работать. Удалось нам это или нет, покажет время. Большинство людей, пришедших в систему власти – это новые лица. Общество неоднозначно относится к тем или иным назначениям, но угодить всем невозможно. Хочу заметить, что мы не преследуем каких-либо имиджевых целей, наша задача – изменить положение дел в стране в лучшую сторону, и оно изменится. Но ждать перемен сразу после назначений – не правильно, мы только пришли к власти и нам нужно время.
Используя те возможности, которые есть у Абхазии, мы сможем добиться перемен в нашей стране к лучшему. А люди, которые не смогут вписаться в эту систему перемен, будут отстранены от своих должностей, на их место придут другие.
О проблемах, связанных с кадровыми назначениями
– Мне поступило большое количество кадровых предложений, но, как это часто бывает, профессионалов всегда не хватает. Многим людям, находившимся за пределами Абхазии, предлагалось возглавить те или иные ведомства и министерства. К сожалению, какая высокая бы не была должность, не все готовы возвращаться в Абхазию. Низкий уровень заработных плат является одной из основных причин, по которой к нам не возвращаются квалифицированные специалисты, обучавшиеся заграницей. Но есть и те, кто согласился работать с нами в этих трудных условиях. В основном, это люди связанные с правоохранительными органами.
Про конкурсный отбор кадров
– Мы не просто заявляли о необходимости перемен именно в этой сфере. В парламенте есть проект закона о государственной службе, где предусматривается конкурсный отбор. Кто сказал, что министры годами должны сидеть на своих должностях? Конкурс – это возможность выбрать лучшего кандидата, и дальше отслеживать работу того или иного чиновника. Я не сомневаюсь, что это будет реальной, полезной действительностью. Уже даны соответствующие распоряжения различным структурам – начать процесс проработки положений по отбору людей на конкурсной основе. К сожалению, при формировании правительства, в установленные 2 недели, невозможно было применить подобный отбор кадров, так как закона пока нет. Тем не менее, мы пытались и здесь производить соответствующий отбор людей, которые готовы работать с нами в направлении перемен.
О задачах правительства
– У нас есть каждодневные задачи – это работа правительства, нацеленная на то, чтоб пройти так называемый сезон. Сейчас идет процесс формирования нового бюджета на 2015 год, мы многое упустили в связи с теми событиями, которые были в нашей стране.
Нужно решать вопрос с большим количеством предприятий и организаций, которые существуют на бумагах и не приносят дивидендов стране. У таких организаций есть печати и соответствующие разрешительные документы. Они работают на конкретных людей, а не на государство. Эту ситуацию надо менять.
…Идет процесс работы над основами социально-экономического развития Абхазии. Во время выборной компании мы представили основные параметры, на которых будет основан этот документ
Есть задачи, которые требуют большего времени. Есть установка проработать соответствующие планы до 2020-2025 годов. Важнее всего, чтобы все планы, написанные на бумаге, реализовывались на деле.
Об инвентаризации
– Проведение инвентаризации – это возможность, понять какими ресурсами мы обладаем. Хочу заметить, что значительные проблемы у нас связаны с недвижимостью. Нам нужно в короткий срок провести работу по учету и определить, что имеет республика. Никто не собирается отнимать объекты, просто нужно правильно провести работы по их использованию. Мы должны знать, в каких отношениях то или иное предприятие со своим арендатором.
Об инвестициях
– За тот период, что я нахожусь у власти, я встречался со многими людьми, которые готовы войти со своими инвестициями в Абхазию. Значительное количество этих предложений будут полезны для нашей страны. Инвесторы заинтересованы в аграрном секторе, рыбной отрасли, в нашей воде, в развитие доломитового рудника в Ткуарчале. Для многих бизнесменов представляет интерес наш транзитный коридор – узкое плечо от порта до границы с Россией. Мы должны пойти навстречу людям, которые готовы инвестировать свои средства в развитие нашей экономики.
Если по всем инвестиционным предложениям провести подсчеты, то в бюджет нашей страны придет сумма от 50 до 60 миллиардов в год. Следовательно, у нас будет меньше запросов на российскую финансовую помощь. Конечно, на это надо 2-3 года, но начинать надо сегодня, чтобы через несколько лет эти проекты начали приносить дивиденды государству.
Наша задача заключается в том, чтобы инвесторы заинтересовались в нашей стране. Мы должны обеспечить их безопасность на территории и создать условия, которые позволят им минимизировать риски. На днях мы подписали договор с одной из страховых компаний, которая будет курировать инвесторов.
Я хочу, чтоб все знали, что не только российские и турецкие бизнесмены заинтересованы в развитие своего бизнеса в Абхазии, но и ряд европейских государств, в первую очередь Италия, интересующаяся мусороперерабатывающей отраслью.
Есть идея создания такой структуры, которая будет контролировать все процессы, связанные с инвестициями, об этом мы говорили с премьер-министром. Я предлагаю создать ее в рамках аппарата президента с последующей передачей всех этих разработок в систему кабинета министров.
О проблемах абхазского бизнеса
– Мы неоднократно говорили, что необходимо снижать налоги для малого и среднего бизнеса. В аграрном секторе, я считаю, что налоги нужно свести на нет, в частности, это касается земельного налога. Нужно упрощать порядок лицензирования той или иной деятельности, необходимо свести к минимуму количество контролирующих органов. И тогда бизнес задышит.
О «Континенте»
– Я говорил с рядом руководителей о необходимости разрешения этого конфликта. Мое видение таково, государство потеряло соответствующие возможности получения налогов. Если стороны таким образом будут решать конфликт, мы будем ставить вопрос о возмещении недополученных сумм. Несомненно, мы обратимся в соответствующие судебные инстанции о возмещении этих сумм. Даны соответствующие указания – этот вопрос будет решен.
О реформах
– На первом этапе становления самой власти, на период обозначения тех или иных структур и должностных лиц, в части реформ мы практически ничего не сделали, потому что мы действовали в соответствии с теми законами, которые существуют на сегодняшний день. Мы открыто говорили, что необходимы реформы политической системы (я говорю о балансе между законодательной и исполнительной властью). Будут перераспределяться полномочия, в результате которых будет подниматься значение парламента и возможности кабинета министров.
О договоре
– Все, что делается новой властью, делается открыто для нашего общества. Поэтому каждый гражданин мог ознакомиться с российским и нашим проектами договоров. Я считаю, если бы прежние договоры широко обсуждались в обществе, нам бы удалось избежать многих ошибок, в том числе это касается и железнодорожного кредита.
Сегодня та рабочая группа, которая была создана в парламенте, предложила свой вариант договора, далее совместно с аппаратом президента и рабочей группой парламента был создан готовый вариант, который отправили в Москву. Наш вариант согласовывался со многими представителями депутатского корпуса, помимо тех, кто входил в рабочую группу. Мы учли и те предложения, которые подавались и представителями различных общественных структур, но включить в документ все, что предлагалось – невозможно. На первоначальном этапе работы над договором, я получил письмо от партии “Амцахара” с соответствующими замечаниями к российскому проекту, но конкретных предложений с их стороны не поступало. Наш вариант договора значительно отличается от предложенного российской стороной. Москва пока не отреагировала на наш вариант договора.
Нам всем нужно понять, что подписание договора, в первую очередь, затрагивает интересы Абхазии. Мы не можем резко отказаться от финансовой помощи России. Что касается споров по поводу этого договора, многие, даже ответственные люди, не читали и предыдущих документов. Если бы они видели положения документов, которые раньше были подписаны, они бы так не возмущались.
О сроках подписания договора
– Никаких определенных сроков для подписания договора между Абхазией и Россией обозначено не было. Многие говорят, что новый документ заменит основной, рамочный договор, подписанный в 2008 году, но это не так. Базовый документ остается, он является основополагающим документом, а новый будет к нему всего лишь дополнением.
О женщинах в исполнительной власти
– Во-первых, я выполняю пожелания людей, которые часто озвучивают свое отношение к тому, насколько женщины вовлечены в процесс строительства государства. В последние годы звучало из уст многих людей, что практически нет женщин в структурах власти. Я считаю, что женщина, зачастую, больше и тоньше понимает многие процессы, и нахождение женщины во власти никоим образом не мешает мужчинам реализовывать себя, а может быть, даже наоборот, будет способствовать реализации многих дел. Несомненно, появление женщин во власти даст толчок большему пониманию тех процессов, которые складываются в нашем маленьком обществе. Я думаю, что это будет полезно.
№41 “Нужная газета”