02 октября 2023 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

09.01.2023

«Кольцо всевластья» Аслана Бжания

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

У нас есть две страны – в одной живет наш президент с друзьями и родственниками, ручным парламентом и судами, преданными ему силовыми структурами, прокуратурой и МВД, фискальными органами и бюджетом. А есть еще другая Абхазия, которая смиренно выживает, пока Бжания и его команда решают вопросы личного обогащения.

Если посчитать количество рукотворных кризисов, созданных нынешней властью за неполных три года, то станет понятно, что в этом вопросе равных Бжания и его команде еще не было. Год 2023-й мы встретили с прогнозами еще одного экономического кризиса, связанного с повышением цен, который неминуемо последует вслед за введением новых тарифов на электричество, и еще одного политического кризиса, связанного с установлением авторитарного режима. Оба кризиса анонсированы политиками и экспертами накануне нового года и без сомнения будут иметь свое развитие после окончания новогодних праздников, когда люди столкнутся с проблемами оплаты электроэнергии, а президентские поправки, свидетельствующие о его намерении расширить свои полномочия, поступят в парламент.

История с поправками в Конституцию, как и все в абхазской политике, достаточно смешная. Потому как необходимость создания баланса между ветвями власти обсуждается десятилетиями и всем уже набила оскомину. Если заглянуть в архивы, то выяснится, что с этим в разные периоды соглашаются все политические силы. Аслан Бжания и его команда также выступали как сторонники президентско-парламентской республики, заявляли о намерении уравновесить две ветви власти, поставить деятельность президента под контроль общества и еще много всего, о чем и говорить надоело. И все же не могу не напомнить, как обещали «бжанисты» изменить «громоздкую и неповоротливую» структуру исполнительной власти, в которой «многие дублирующие функции гирями висят на возможности развития нашей страны». Даже перечисляли. В экономике – вице-премьер по экономике, министр экономики, управление экономики в администрации президента, отдел экономики в кабинете министров; в сфере финансового контроля – Контрольная палата, казначейство, КРУ Минфина, УБЭП при МВД, КРУ при администрации города Сухума, финансовый мониторинг при Национальном банке, прокуратура, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет; в сельскохозяйственной сфере – ветеринарная служба, карантинная служба, служба защиты растений (здесь почему-то забыли про отделы и про само министерство); в правоохранительной сфере – МВД, СГБ, ГСО, Совбез, советник президента по работе с правоохранительными органами, вице-премьер, курирующий работу правоохранительных органов. Конечно, даже по этому перечню было видно, что в голове у них каша-малаша, но кто разбирался, когда звучал лозунг: «Того, кто нацелен на проведение реформ, а не на трудоустройство в каких-то корыстных интересах, такое положение дел устраивать не может!» Наверное, некоторые поверили.

Но приход к власти резко повлиял на сумбурные демократические веяния в команде президента, и никаких реформ они обществу не предложили, численность чиновников и помощников президента только увеличилась, количество курирующих структур не сократилось. Более того, Бжания на свой манер приступил к созданию «кольца всевластия», подчинив себе все ветви власти – парламент и суды и, конечно, силовые органы.

Но не буду проводить прямые параллели с известным бестселлером, чтобы не оскорбить ненароком чьи-то «честь и достоинство», а вернусь к завершающим процесс поправкам к Конституции, предложенным президентом, и к вопросу, почему они вызвали такое напряжение в обществе. Дело в том, что идея перераспределения полномочий, существующая в нашем обществе давно, была направлена на то, чтобы лишить президента права на единоличное правление и разделить его неподъемные функции с законодательной ветвью власти. Для этого создавались комиссии по реформам при всех президентах. Нынешний не стал исключением, тоже создал комиссию, но поправки к Конституции Бжания предложил свои собственные, не ограничивающие (как мыслилось), а расширяющие его возможности. Президент (уверена, ориентируясь только на себя) считает, что ему необходимо получить еще и право роспуска парламента (на четыре месяца).

Понятно, что в президентской республике, да еще и при отсутствии механизма импичмента президенту, такие полномочия дадут ему еще большую свободу действий и безбедное житье его в Абхазии. Но, чтобы надурить беспокойных противников авторитаризма, нужна некоторая доля лукавства. Вот поэтому он предлагает наделить парламент правом утверждать министров, представленных им (депутатам не предоставляется право представлять свои кандидатуры на должность и еще и, боже упаси, на конкурсной основе), но окончательное решение все равно принимает он сам. Потому как все очень просто – если парламент не согласится, то он его распустит. Это первое.

Второе, на что обращают внимание все юристы. В условиях не устраивающего президента депутатского состава (который, к примеру, откажется ратифицировать соглашение по пицундской госдаче или принимать поправки к закону об энергетике) президент всегда может использовать механизм роспуска парламента и стать единоличным царьком на целых четыре месяца, до избрания нового парламента (и, кстати, так до бесконечности).

То есть парламент, даже теоретически, полностью лишается возможности влиять на исполнительную власть и превращается из одной из независимых ветвей власти в бесполезную, к тому же весьма дорогостоящую структуру, беспрекословно исполняющую любую волю президента. Президент – парламент – президент. При этом ответственность президента распыляется – решения-то вроде бы как принимаются совместные.

Надежды на то, что парламент не станет принимать поправки, предлагаемые президентом, дабы не понижать свою значимость, меня не очень убеждают. В нынешнем составе парламента нет большинства, которое намерено отстаивать интересы государства или народа. За примерами далеко ходить не надо. Из последнего – инфантильное поведение депутатов в вопросе наложения моратория на поднятие цен на электричество, принятие бюджета, не выдерживающего никакой критики, и так далее. Несколько мятежных депутатов, случайно попавших в состав парламента, ничего не решают. Поэтому либо ждем «низкоросликов», которые вместо нас выбросят кольцо всевластия в огненную бездну, либо выходим из спячки навстречу очередным кризисам.

Изида Чаниа, https://www.ekhokavkaza.com/a/32215983.html

Другие новости по теме

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

Совместная программа Европейского союза и Организации Объединенных Наций по развитию сельских территорий объявляет тендер на закупку детских площадок в двух локациях в Гагрском районе (село Лапстарха и село Мкялрыпш).

Подача котировок не позднее 12:00, 16 Октября 2023 года.

Заинтересованные лица могут обратиться за дополнительной информацией по телефону +7 (940) 742 22 44 или по электронной почте [email protected]

Совместная программа Европейского союза и Организации Объединенных Наций по развитию сельских территорий объявляет тендер на установку пластиковых окон в трех школах Очамчырского района.
Подача котировок не позднее 12:00, 6 Октября 2023
года.

Заинтересованные лица могут обратиться за дополнительной информацией по телефону +7
(940) 742 22 44 или по электронной почте
[email protected]

Запрос ценового предложения

Action Against Hunger, в рамках проекта «Улучшение водоснабжения и санитарно-гигиенических условий в школах Абхазии», финансируемого UNICEF, намерена заключить контракты с компаниями, специализирующимися на восстановлении/строительстве систем водоснабжения и канализации, для выполнения работ в школах, расположенных в следующих районах:

1. Средняя школа №10 г. Сухум
2. Средняя школа №2 г. Очамчира
3. Средняя школа №4 г. Гагра
4. Средняя школа села Ачандара, Гудаутского района
5. Средняя школа №2 села Махадыр, Гагрского района
6. Средняя школа №2 села Аберкит, Галского района
(далее…)

Request for Quotation: Water & Sanitation Works in Schools

Action Against Hunger, under the project “Developing of WASH Facilities and Services in Schools in Abkhazia” funded UNICEF, intends to award Work Contracts to companies performing water and sanitation rehabilitation/construction works in following schools and locations:

1. Sukhum Secondary School №10
2. Ochamchira Secondary School №2
3. Gagra Secondary School №4
4. Achandara Secondary School, Gudauta district
5. Makhadir Secondary School №2, Gagra district
6. Aberkyt Secondary School №2, Gal district
(далее…)

United Nations Development Programme (UNDP), within the framework of «EU4Dialogue» invites interested construction companies to submit their offers for the rehabilitation works of IT classrooms in Boarding School in Sukhum and Gal College of Humanities.

Quotations may be submitted on or before: a.m. 12:00 , 4 October 2023, via courier mail or hand delivered to the address: 21 Aiaaira ave., Sukhum. For the further information please contact: [email protected].

Программа Развития ООН (ПРООН), приглашает строительные компании в рамках проекта «EU4Dialogue» принять участие в тендере по ремонту компьютерных классов в Сухумском лицей-интернате и Галском гуманитарном колледже.

Заявки должны быть доставлены не позднее 12:00, 4 октября 2023, курьерской почтой или непосредственно в офис ПРООН по адресу: Пр. Мира 21, г.Сухум. За дополнительной информацией обращаться: [email protected].

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook