12 декабря 2024 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

09.01.2023

«Кольцо всевластья» Аслана Бжания

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

У нас есть две страны – в одной живет наш президент с друзьями и родственниками, ручным парламентом и судами, преданными ему силовыми структурами, прокуратурой и МВД, фискальными органами и бюджетом. А есть еще другая Абхазия, которая смиренно выживает, пока Бжания и его команда решают вопросы личного обогащения.

Если посчитать количество рукотворных кризисов, созданных нынешней властью за неполных три года, то станет понятно, что в этом вопросе равных Бжания и его команде еще не было. Год 2023-й мы встретили с прогнозами еще одного экономического кризиса, связанного с повышением цен, который неминуемо последует вслед за введением новых тарифов на электричество, и еще одного политического кризиса, связанного с установлением авторитарного режима. Оба кризиса анонсированы политиками и экспертами накануне нового года и без сомнения будут иметь свое развитие после окончания новогодних праздников, когда люди столкнутся с проблемами оплаты электроэнергии, а президентские поправки, свидетельствующие о его намерении расширить свои полномочия, поступят в парламент.

История с поправками в Конституцию, как и все в абхазской политике, достаточно смешная. Потому как необходимость создания баланса между ветвями власти обсуждается десятилетиями и всем уже набила оскомину. Если заглянуть в архивы, то выяснится, что с этим в разные периоды соглашаются все политические силы. Аслан Бжания и его команда также выступали как сторонники президентско-парламентской республики, заявляли о намерении уравновесить две ветви власти, поставить деятельность президента под контроль общества и еще много всего, о чем и говорить надоело. И все же не могу не напомнить, как обещали «бжанисты» изменить «громоздкую и неповоротливую» структуру исполнительной власти, в которой «многие дублирующие функции гирями висят на возможности развития нашей страны». Даже перечисляли. В экономике – вице-премьер по экономике, министр экономики, управление экономики в администрации президента, отдел экономики в кабинете министров; в сфере финансового контроля – Контрольная палата, казначейство, КРУ Минфина, УБЭП при МВД, КРУ при администрации города Сухума, финансовый мониторинг при Национальном банке, прокуратура, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет; в сельскохозяйственной сфере – ветеринарная служба, карантинная служба, служба защиты растений (здесь почему-то забыли про отделы и про само министерство); в правоохранительной сфере – МВД, СГБ, ГСО, Совбез, советник президента по работе с правоохранительными органами, вице-премьер, курирующий работу правоохранительных органов. Конечно, даже по этому перечню было видно, что в голове у них каша-малаша, но кто разбирался, когда звучал лозунг: «Того, кто нацелен на проведение реформ, а не на трудоустройство в каких-то корыстных интересах, такое положение дел устраивать не может!» Наверное, некоторые поверили.

Но приход к власти резко повлиял на сумбурные демократические веяния в команде президента, и никаких реформ они обществу не предложили, численность чиновников и помощников президента только увеличилась, количество курирующих структур не сократилось. Более того, Бжания на свой манер приступил к созданию «кольца всевластия», подчинив себе все ветви власти – парламент и суды и, конечно, силовые органы.

Но не буду проводить прямые параллели с известным бестселлером, чтобы не оскорбить ненароком чьи-то «честь и достоинство», а вернусь к завершающим процесс поправкам к Конституции, предложенным президентом, и к вопросу, почему они вызвали такое напряжение в обществе. Дело в том, что идея перераспределения полномочий, существующая в нашем обществе давно, была направлена на то, чтобы лишить президента права на единоличное правление и разделить его неподъемные функции с законодательной ветвью власти. Для этого создавались комиссии по реформам при всех президентах. Нынешний не стал исключением, тоже создал комиссию, но поправки к Конституции Бжания предложил свои собственные, не ограничивающие (как мыслилось), а расширяющие его возможности. Президент (уверена, ориентируясь только на себя) считает, что ему необходимо получить еще и право роспуска парламента (на четыре месяца).

Понятно, что в президентской республике, да еще и при отсутствии механизма импичмента президенту, такие полномочия дадут ему еще большую свободу действий и безбедное житье его в Абхазии. Но, чтобы надурить беспокойных противников авторитаризма, нужна некоторая доля лукавства. Вот поэтому он предлагает наделить парламент правом утверждать министров, представленных им (депутатам не предоставляется право представлять свои кандидатуры на должность и еще и, боже упаси, на конкурсной основе), но окончательное решение все равно принимает он сам. Потому как все очень просто – если парламент не согласится, то он его распустит. Это первое.

Второе, на что обращают внимание все юристы. В условиях не устраивающего президента депутатского состава (который, к примеру, откажется ратифицировать соглашение по пицундской госдаче или принимать поправки к закону об энергетике) президент всегда может использовать механизм роспуска парламента и стать единоличным царьком на целых четыре месяца, до избрания нового парламента (и, кстати, так до бесконечности).

То есть парламент, даже теоретически, полностью лишается возможности влиять на исполнительную власть и превращается из одной из независимых ветвей власти в бесполезную, к тому же весьма дорогостоящую структуру, беспрекословно исполняющую любую волю президента. Президент – парламент – президент. При этом ответственность президента распыляется – решения-то вроде бы как принимаются совместные.

Надежды на то, что парламент не станет принимать поправки, предлагаемые президентом, дабы не понижать свою значимость, меня не очень убеждают. В нынешнем составе парламента нет большинства, которое намерено отстаивать интересы государства или народа. За примерами далеко ходить не надо. Из последнего – инфантильное поведение депутатов в вопросе наложения моратория на поднятие цен на электричество, принятие бюджета, не выдерживающего никакой критики, и так далее. Несколько мятежных депутатов, случайно попавших в состав парламента, ничего не решают. Поэтому либо ждем «низкоросликов», которые вместо нас выбросят кольцо всевластия в огненную бездну, либо выходим из спячки навстречу очередным кризисам.

Изида Чаниа, https://www.ekhokavkaza.com/a/32215983.html

Другие новости по теме


Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

The Danish Refugee Council (DRC) in Abkhazia in consortium with World Vision International and AAH started implementation of one EU funded project named” Building Resilient Communities in Abkhazia”. Project aims to strengthen the rights of young people in Abkhazia, including youth and persons with disabilities (PwDs), through a series of targeted actions, while also building the capacities of local CSOs and providing them with opportunities to support youth social inclusion and resilience initiatives. (далее…)

Датский Совет по Беженцам (ДСБ) в Абхазии в консорциуме с World Vision International и AAH приступил к реализации одного проекта, финансируемого ЕС под названием «Создание устойчивых сообществ в Абхазии». Проект направлен на укрепление прав молодежи в Абхазии, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), посредством ряда целевых действий, а также наращивание потенциала местных общественных организаций и предоставление им возможностей для поддержки инициатив по социальной интеграции молодежи.

(далее…)

Датский совет по беженцам (ДСБ) в Абхазии в консорциуме с World Vision International и AAH приступил к реализации одного проекта финансируемого ЕС под названием «Создание устойчивых сообществ в Абхазии». Проект направлен на укрепление прав молодежи в Абхазии, включая маргинализированную молодежь и лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ), посредством ряда целевых действий, а также наращивание потенциала местных ОГО и предоставление им возможностей для поддержки инициатив по социальной интеграции молодежи.

В рамках данного конкурса рассматривается один аспект деятельности ДСБ:
-создание резерва специалистов по физической реабилитации и распространение знаний, исключительно в области физической реабилитации людей с ограниченными возможностями. (далее…)

The Danish Refugee Council (DRC) in Abkhazia in consortium with World Vision International and AAH started implementation of one EU funded project named” Building Resilient Communities in Abkhazia”. Project aims to strengthen the rights of young people in Abkhazia, including marginalised youth and persons with disabilities (PwDs), through a series of targeted actions, while also building the capacities of local CSOs and providing them with opportunities to support youth social inclusion and resilience initiatives. (далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook