Очень важную миссию взяла на себя Общественная палата. Фактический диалог организован общественностью. Жизненная необходимость остро ставит перед всеми вопрос неотвратимости конституционных реформ. Очевидно, что модель, когда решения принимаются 36 избранными гражданами Абхазии, президентом и депутатами, в новых сложившихся реалиях не работает.
В вопросе войны и мира, в вопросе выживания, надо было решать один вопрос – выстоять. Модель дала результат и Республика Абхазия выстояла и добилась признания суверенитета и независимости. В мире, когда стоит вопрос войны и мира, принято концентрировать власть у одного или небольшого числа людей, но только при военных кризисах или войнах. После признания независимости нашей страны, получения письменных гарантий безопасности со стороны России, мы фактический перешли на мирные рельсы. В итоге за годы мирной жизни продвинутся вперёд, приблизиться к принятым в мире минимальным стандартам, нам не удалось. За десять-двенадцать лет многие страны достигли, например, средней зарплаты более семьсот долларов, это пятьдесят тысяч, пенсии более трёхсот долларов, это двадцать тысяч и так далее. Конечно, мы частично признаны, скажете вы, но если вы посмотрите сколько основных внешнеэкономических партнёров у малых стран, около трёх-четырёх, то это тоже преодолимая проблема. Так почему мы никак не может приблизиться к минимальным стандартам жизни? Очевидно проблема в системе устройства и управления государством. Если в войну и блокаду 36 граждан справлялись, то в мирное время, когда надо глубоко, основательно и системно решать вопросы в образовании, здравоохранении, безопасности, демографии, обороне, науке, культуре, экономике и других граждан, даже 36 очень талантливых, просто не в состоянии это решить. Почти во всех странах правительство и парламент работают в режиме принятия до 400 законов в год, а наше правительство и парламент около 120. Наша система власти, как минимум, в три раза должна больше работать, чтобы улучшить ситуацию в стране, поэтому необходимо увеличить число людей, принимающих решения.
Избрание парламента по смешанной системе, избрание министров при участии депутатов, позволит частично переместить власть от президента к парламенту, что обеспечит: первое -назначение на должности политических деятелей, а не случайных людей, которые годами не занимаются политикой, не озвучивают свои взгляды и неожиданно для общества оказываются на должностях. Должность – это инструмент реализации политических взглядов и обещаний избирателям и вполне естественно, что замещать их должны люди, занимающиеся политической деятельностью. Второе-страна получит министров с реальной политической силой, то есть плюс около 12-14 граждан, принимающих решения, общее количество граждан, принимающих решения увеличится и приблизиться к пятидесяти. Третье-накал политических страстей сместится от президента к парламенту, так как ответственность за реализацию политических обещаний будет лежать не только на президенте, но и на депутатах, политических партиях, голосовавших за назначения министров.
В случае нарастания политических противоречий, вместо противостояний и митингов, президент сможет назначать досрочные выборы в парламент. Баланс ветвей власти. Только расширение числа людей, принимающих ответственные, своевременные решения позволят стране ускорить своё развитие и обеспечить достойный уровень жизни гражданам страны. Дальнейшее откладывание реформ, это откладывание нормальной жизни на потом.