26 апреля 2024 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

10.01.2019

Только не мажьте его на хлеб: проблема вторичного использования машинного масла и его утилизации

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Проблема отработанного машинного масла существует во всем мире. В каждой стране ее решают по-разному, а где-то не решают, как в нашей. Сегодня в Абхазии около 40 тысяч машин. Каждая из них сливает масло раз в 8 – 15 тысяч км. Отработанное масло является серьезной проблемой для окружающей среды. Зачастую, его сливают в почву, а уже оттуда оно попадает в грунтовые воды.

«У нас никто не занимается переработкой машинного масла, но его можно использовать, например, как горючее после переработки или использовать вторично в промышленных цехах по назначению. После сильных ливневых дождей с поверхности суши смываются нефтепродукты, и поступают они именно в прибрежную часть моря. С речным стоком они попадают в реки, а реки уже несут воду в море. У нас не работают очистные сооружения, канализации плохо работают. Поэтому именно во время ливней происходит загрязнение прибрежной морской акватории», – сообщила доцент кафедры прикладной экологии АГУ, старший научный сотрудник Института экологии АНА Яна Гицба.

По ее словам, основным способом защиты морской воды от нефтяных отходов является сбор поверхностного стока в объекты-водоприемники с различными требованиями к степени очистки, то есть необходимы очистные сооружения. В последние годы в связи с увеличением количества населения, в том числе туристов, количества морского и наземного транспорта, увеличивается нагрузка на морскую акваторию, поэтому для сохранения благоприятного экологического состояния моря строительство очистного сооружения обязательно.

После слитого отработанного машинного масла, почва не пригодна для сельхозназначения в течение нескольких лет. Во всем мире ежегодно потребляется около 60 млн. тонн моторного масла. Лишь четвертая часть этого количества используется повторно, сжигается или перерабатывается.

«Комитет по экологии и Институт экологии совместно должны предпринимать меры по защите окружающей среды. Наша задача – сохранить природу экологически чистой, не допускать ее загрязнения, а если произошло загрязнение, то принимать меры по ее очищению. Для решения таких задач необходимо финансирование со стороны кабинета министров», – поясняет Гицба.

О необходимости сбора и переработки старого масла говорит тот факт, что приблизительно из сотни тонн нефти получается в десять раз меньше моторного масла, а переработка сотни тонн отработанного масла позволяет выработать около 80 тонн чистой смазки.

Старое масло в небольших количествах может применяться в качестве антикоррозийного покрытия, а также им смазывают бензопилы и другие электрические инструменты. Отслужившей свой срок смазкой можно смазывать детали велосипедов, а также им обрабатываются железнодорожные шпалы. Иногда отработанное машинное масло применяют для разжигания костров и их поддержания, но жарить пищу на таком огне нельзя, так как сгорающие вещества портят вкус еды и делают ее вредной.

В нашей стране отработанное машинное масло с автомастерских часто забирают трактористы и деревенские жители. Одни используют его в качестве смазочного материала, другие в качестве топлива, часто именно отработанное машинное масло используют для сжигания колючек и травы на больших территориях. Но таким путем оно также попадает в почву и уничтожая траву и сорняки отравляет ее и портит.

Возможно ли в наших условиях решение этой проблемы?

По мнению экологов, которые периодически пытаются обратить внимание граждан и правительства на проблему нефтяных отходов, абсолютного решения нет.

Дело в том, что строить в Абхазии завод по переработке нефтепродуктов, а в частности машинного масла невыгодно. Не такие большие объемы, чтобы кто-то изъявил желание заняться подобным бизнесом. Выходит, такую инициативу должно взять на себя государство, но это, естественно, дополнительные расходы – на строительство завода, покупку оборудования, создание пунктов приема, заработную плату для работников, и на приобретение отработанного масла у владельцев автомобилей.

«Если мы хотим минимизировать загрязнение, то необходима утилизация масел, так чтобы не было повторного загрязнения. Для переработки, необходимо вывозить на территорию России, но это экономически не выгодно нашему государству, так как его нет в больших количествах. Либо надо строить завод на территории Абхазии, где будет перерабатываться машинное масло, где будут созданы дополнительные рабочие места. Но выгодно ли экономически строительство такого рода завода на территории нашей республики, согласится ли руководство страны на выделение средств для решения данной задачи? Но если мы желаем, чтоб морская вода не испытывала антропогенного загрязнения, чтоб наши реки оставались чистыми, мы должны сделать все, чтоб их не загрязнять или минимизировать загрязнение. Чистота природы – залог здоровья и наше будущее», – считает Гицба.

К сожалению, уровень экологической осознанности в нашем обществе еще не столь высок, чтобы владельцы автомобилей самостоятельно и безвозмездно приносили ОММ в пункты приема.

По словам директора Института экологии Романа Дбар, сегодня нас спасает только то, что природа сама справляется с тем «небольшим» количеством масла, которое автомобилисты сливают в почву.

В стране этой проблемой конкретно никто не занимается, ни государство, ни экологические службы, ни экологи в отдельности. Вопрос не изучен и оставлен «бесхозным». Между тем, количество машин в стране растет неимоверными темпами, а вместе с ними и количество отработанного масла, сливаемого в почву и загрязняющего нашу окружающую среду.

«У нас достаточно большой объем данных по этой сфере. Это реально серьезная проблема. С городского пространства дождями и осадками в море смывается большой объем нефтепродуктов. Самой загрязненной частью является Сухумская бухта. Хоть Сухум и небольшой город, но достаточно насыщен транспортом», – отметил директор Института экологии.

Еще одним выходом из такой непростой ситуации могла бы стать транспортировка масла на ближайшие перерабатывающие заводы на территории России. Но это также требует расходов со стороны государства (контейнеры и транспорт для перевозки, оплата бензина, водителя и т.д.) и, по словам экологов, этим заниматься в Абхазии пока тоже никто не готов.

Так чем же так страшно отработанное машинное масло?

Во-первых, отработанное масло, содержит продукты полураспада и тяжелые металлы – бензапирен, алюминий и свинец, – следовательно, оно ядовито. Сливание в почву приведет к ее существенному загрязнению и на ней не сможет существовать какая-либо экосистема.

Отработанное масло, которое сливается в почву, может смываться в поверхностные воды с дождем или может просочиться сквозь почву в грунтовые воды, а содержащееся в почве, может испаряться, попадая в воздух.

Пленка отработанного масла на поверхности воды препятствует поступлению в воду кислорода и солнечного света. Это затрудняет фотосинтез и сокращает жизнь растений и животных, обитающих в воде. По статистике, значительные дефекты могут появиться у пресноводных видов рыб в воде, где концентрация масла составляет 0,00031 %, и у морских видов — при концентрации масла всего 0,000001 %!

Неправильное обращение с отработанным маслом может сказаться на здоровье людей. Большая часть отработанного масла содержит небольшие количества веществ, способных при вдыхании или проглатывании вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Загрязняющие вещества, содержащиеся в отработанном масле, могут попасть в легкие, если масло сжигается с нарушением технологии или при отсутствии средств защиты окружающей среды. Например, в результате сжигания отработанного масла в обогревательных устройствах, не имеющих системы вентиляции, люди могут подвергаться воздействию токсичных загрязнителей, выделяющихся при сгорании. Кроме того, токсичные загрязнители могут выделяться, если температура при сжигании колеблется или недостаточно высока, чтобы разрушить органические химикаты.

Отработанное масло или загрязнители, содержащиеся в нем, можно проглотить, если они попали в источники питьевой воды, а их не выявили и не удалили. Наиболее распространенные пути, по которым отработанное масло или содержащиеся в нем загрязняющие вещества попадают в источники питьевой воды — когда масло сливают в водосточные канавы и оно стекает в поверхностные воды или когда масло выливают прямо на землю и затем оно проникает в грунтовые или поверхностные воды.

Отработанное моторное масло относится ко второму классу опасности отходов, т. е. к высоко опасным отходам по экологическим нормам.

Отработанное масло — это ценный ресурс, потому что после специальной обработки, удаляющей загрязняющие вещества, его можно использовать как базовый компонент для производства нового смазочного масла. Поскольку первичное масло — ограниченный (невозобновимый) ресурс, очень важно правильно распорядиться отработанным маслом, чтобы его ценность не была потеряна.

 

Очевидно, что утилизация или вывоз в Россию отработанного машинного масла обойдется государству в немалую сумму. Между тем, вред, наносимый природе и человеку в случае загрязнения ОММ невозможно оценить.

Сегодня в стране нет специалистов, занимающихся конкретно этой темой, и государство не уделяет ей никакого внимания. Нам необходим закон, на который смогут опираться экологи и обязывающий автомобилистов сдавать отработанное масло в специальные пункты приема для его последующей утилизации или правильного вторичного использования.

Мы гордимся своей природой и чистой водой, что, в том числе, является нашим главным экономическим ресурсом. Но в случае, если экологические проблемы, существующие в нашей стране, не будут решаться, потери, которые мы понесем, будут невосполнимы.

Ольга Джонуа

 

Другие новости по теме

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook