Выборы в местные органы самоуправления. Рисмаг Аджинджал – Сухумский округ №8
– Рисмаг, почему Вы решили баллотироваться в депутаты Сухумского городского Собрания?
– Я год занимал должность председателя Избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления города Сухум и за время моей работы на этом месте у меня появилось много идей о том, как сделать так, чтобы выборы в нашей стране происходили с меньшим накалом. Возможно, нет такого способа, который разом решил бы все проблемы, но думаю, если правильно подойти к вопросу, то можно хотя бы задать нужную динамику. Я как председатель Комиссии не имел права законодательной инициативы, но, тем не менее, благодаря поддержке депутатов как Сухумского городского Собрания, так и Парламента, мне удалось продвинуть некоторые идеи. Став депутатом городского Собрания я планирую продвигать и другие идеи по оптимизации выборов.
– Расскажите, что Вам удалось воплотить в жизнь и что Вы ещё хотите сделать в плане оптимизации процесса выборов?
– За время работы в избирательной комиссии, помимо организации и проведения самих выборов, главным своим достижением считаю то, что, прежде всего благодаря поддержке от спикера Парламента Валерия Рамшуховича Бганба появилась официальная бумага о том, что доверенные лица и наблюдатели каждого кандидата в местные органы власти имеющие право присутствовать в помещении для голосования, правомочны осуществлять аудио и видео съёмку при проведении голосования и при подсчёте голосов. Также в какой-то степени и благодаря выступлению по АГТРК в Закон «О выборах в органы местного самоуправления» внесен новый возрастной ценз: если раньше депутатом Собрания мог быть избран гражданин, которому исполнилось всего 18 лет, то теперь уже только после исполнения 25 лет.
Из того что планирую. Хотелось бы создать схему об отзыве депутата и отработать её в действии. Если со своими будущими коллегами сможем её создать, то, возможно, что в будущем она принесёт пользу стране. В планах создание ещё нескольких фильтров для кандидатов в депутаты. Лично я не понимаю, почему гражданин, который не выполнил свой гражданский долг перед Родиной, который не отслужил срочную службу, по нынешнему Закону имеет право становиться депутатом. Это не отражено в законе, но и это тоже хотелось бы исправить. Практика показывает, что мы не всегда избираем лучших. Считаю, что на законодательном уровне должны быть введены фильтры, которые будут способствовать тому, чтобы в депутаты попадали лучшие из нас, а не те, у кого больше денег, друзей или родственников, или у кого весомее административный ресурс.
– Вы рассказали о Ваших планах в отношении планируемой законотворческой деятельности, но, по сложившейся традиции, депутат городского Собрания это не столько политик, а сколько «хозяйственник». Какие у Вас планы в этом направлении?
– Наблюдая за всем происходящим в стране, давно хочу сказать, что у нас подчас бесхозяйственность прикрывается политикой. Я считаю, что наша главная проблема заключается в том, что все важные хозяйственно-экономические вопросы принимают не профильные специалисты, а политики, в большей своей части попавшие во власть не благодаря своим выдающимся качествам, а подчас только благодаря вышеописанным обстоятельствам. Поэтому считаю, что нужно создавать условия, при которых каждый крупный чиновник, прежде чем принять то или иное важное (а в нашем случае особозатратное) решение, получал аналитическую справку от профильных специалистов. Вот как пример, недавно в СМИ прошла информация о том, что в будущем планируется реконструкция здания сожженного Совета Министров. Безусловно, если это будет сделано, то это будет полезно для страны, но… В нынешней не самой благоприятной ситуации нам, наверно, стоит выбрать приоритеты и понять, что нам важнее – посадить большинство столичных чиновников в новые и светлые кабинеты или всё-таки вложиться в проект, который в будущем будет приносить стране более ощутимую выгоду. Даже на этот, вроде бы, простой вопрос должно быть дано финансово-экономическое обоснование, и лишь потом по нему должны принять решение политики.
А теперь собственно о «хозяйстве». Столица республики это, прежде всего, огромный комплекс взаимосвязанных между собой организаций, включающий в себя и жилищно-коммунальное хозяйство, и структуры здравоохранения, образования, и городскую милицию, и многое другое. Управлением всем этим «хозяйством» занимается глава Администрации города Сухум. По нынешнему закону депутаты Собрания не имеют права прямо вмешиваться в собственно управление, да это и не нужно. Депутат имеет право одобрять или нет главный финансовый документ столицы – бюджет на год. А вот здесь и имеется поле для маневра, как для депутатов, планирующих направить часть средств ежегодного бюджета на свой округ, так и для мэрии, желающей направить средства на наиболее критические участки. Считаю, что это нормальная практика, если пользоваться ей в открытую. Я планирую использовать всё свое влияние на этом направлении. Постараюсь, чтобы первая встреча депутатов с мэром была посвящена именно этому вопросу. Уверен, что это пойдёт и на пользу городу.
“Нужная газета” №9 от 24 марта