22 июля 2018 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.
"Нужная газета " > Новости > Почувствовать себя в Сухуме, как в Хогвартсе
22.05.2016

Почувствовать себя в Сухуме, как в Хогвартсе

Поделиться в социальных сетях:

На прошлой неделе на площадке «Склад Драмтеатра» культурного фонда «Аамта» работала мастерская швейцарской художницы Марии Магдалены З’Грагген, которая помогала молодым сухумским художникам осваивать технику приготовления и использования темперы. Результат творческих усилий был представлен на выставке «Осторожно, окрашено!»

Мария Магдалена-ЗГрагген руководитель воркшопа в Сухуме

Мария Магдалена-ЗГрагген руководитель воркшопа в Сухуме

Помимо Марии Магдалены З’Грагген в воркшопе и выставке участвовал нидерландский художник Ник Беземер. На выставке была представлена видеопрограмма, составленная из работ Артура Змиевски из Варшавы, Барбары Негелин из Базеля и Курвера Тороддсен из Рейкьявика.

С абхазской стороны участниками воркшопа были молодые абхазские художники Адгур Ампар, Николь Барциц, Лаша Габелия, Анатолий Качалов, Валерий Тарба Елена Терзян, Абща Хагба и Амра Чичибая.

Организовала воркшоп куратор из Швейцарии Аннина Циммерман. Это второй ее проект в Абхазии. Три года назад она увидела нашу страну впервые. Познакомилась с абхазскими художниками и отдала дань их самобытности. «В Абхазии очень креативные люди, – говорит Аннина, – со своеобразной манерой отражать действительность, отличной от того, как это делают люди в других странах. Иногда они показывают красоту там, где ее очень мало, и задают вопросы, которых никто не задает…»

абочий момент воркшопа

Рабочий момент воркшопа

Работа с темперой в Сухуме была задумана, как способ взять за основу очень старую традицию и, используя ее, найти новые возможности.

Аннина Циммерман получила  грант на исследование творчества молодых художников в постконфликтном регионе. Обязательным условием было наличие места для совместной работы и обмена идеями, возможность управлять этим местом так, чтобы помогать и вдохновлять друг друга. Таким местом – свободным и открытым для любых творческих идей стала площадка «Склад Драмтеатра» культурного фонда «Аамта».

Аннина Циммерман и Ник Беземер

Аннина Циммерман и Ник Беземер

И Аннина Циммерман организовала приезд в Сухум художницы из Безеля Марии Магдалены З’Грагген. Много лет она преподавала в базельской Академии искусств, но последние годы работает как свободный художник, готовит к изданию свою книгу, организует выставки.

«Мне нравятся результаты нашей работы, – говорит Магдалена, – но еще больше мне нравится та атмосфера, которая здесь была все эти дни. Это место вибрировало, люди приходили сюда утром и работали до поздней ночи. Они забывали, что это – работа, они жили тут, они были чрезвычайно открыты, полны любопытства и энтузиазма. Они очень дружелюбно и благородно относились друг к другу. Я видела очень большое желание достичь результата. Никаких проблем в понимании у нас не было, все, что я им предлагала делать, они с готовностью принимали. И они были очень свободны делать то, что хотят, экспериментировать. Я видела большую концентрацию, усердие, трудолюбие.

Я приехала поделиться своими знаниями, но не как преподаватель, а как художник. Я работала вместе с ребятами».

"Улитки и их следы" Ник Беземер

“Улитки и их следы” Ник Беземер

Мария Магдалена З’Грагген очень много путешествует. Куба, Мексика, Аргентина – вот страны, где она недавно побывала. Там, как и в Абхазии, люди испытывают трудности с материалами для искусства, говорит она. Это может быть связано с природной, экономической или политической ситуацией в странах. Так, Магдалена ездила по пустыне Нью-Мексико в США, где никаких материалов не было вовсе, а возить их с собой не хотелось. И там она очень ясно осознала, что отсутствие вещей может быть самым большим богатством. «Там не было растений, – говорит Магдалена, – там я научилась цветам и научилась смотреть, обучилась богатству собственной креативности. И это стало самым важным опытом для меня, как для художника. Чтобы делать много, не нужно многое иметь. Думая о воркшопе в Абхазии, я использовала этот подход. Я искала самый простой способ для создания многообразия. Я думала о том, что возможно не все люди и не всё, что нужно для искусства, могут купить, но я подумала, что уж яйца в Абхазии, наверное, не сложно будет найти. Так возникла идея яичной краски – темперы. А натуральные пигменты всегда есть вокруг».

"Композиция" Мария Магдалена

“Композиция” Мария Магдалена

В итоге, Мария Магдалена привезла натуральные пигменты с собой, яйца в изобилии нашлись в Сухуме, «Склад» предоставил свой зал и работа закипела. Ребята сами себе готовили краски, которыми хотели работать, вырезали и шкурили дощечки, на которых писали.

Николь Барциц рассказала о работе в мастерской Марии Магдалены и поделилась впечатлениями: «Мы сами находили себе дощечки, шлифовали их наждачкой, а потом наносили с двух сторон специальный клей, сделанный на основе кроличьих косточек, чтобы дощечки не деформировались. Это ужас, конечно, хорор какой-то, но клей очень сильный. Поверх клея мы наносили грунт, он состоит из цинка, глины, белил. Покрывали в три слоя. Только потом можно было приступать к росписи.

"Магические кристаллы" Николь Барциц

“Магические кристаллы” Николь Барциц

Абща Хагба

Абща Хагба

Елена Терзян

Елена Терзян

"Набережная"Анатолий Качалов

“Набережная”Анатолий Качалов

Приготовление краски тоже очень сложный процесс. Мы разводили пигмент яичным желтком и растирали до однородной массы. Потом можно было добавлять или не добавлять воду, в зависимости от того, какая краска тебе нужна. И можно сделать любой цвет, какой тебе нужен, причем получаются такие красивые и насыщенные цвета, каких я в жизни не видела.

Шкатулки Лаша Габелия

Шкатулки Лаша Габелия

Представляете, мы сами делали темперу! Я чувствовала себя как в Хогвартсе! Всё своими руками, не выходя из комнаты, не покупая ничего в магазине, делаю все сама, сама руковожу всем процессом, это был такой отличный опыт!

Рабочие материалы

Рабочие материалы

Мария Магдалена ставила нам только одну задачу: освободиться и выплеснуть все свои эмоции на дощечку!»

И у всех все получилось. Выставка «Осторожно, окрашено!» стала еще одной страничкой в жизни современного искусства в Абхазии, в творчестве молодых абхазских художников и деятельности культурного фонда «Аамта».

Елена Заводская.

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел. : (+7-940) 921-78-75