На прошлой неделе на площадке «Склад Драмтеатра» культурного фонда «Аамта» работала мастерская швейцарской художницы Марии Магдалены З’Грагген, которая помогала молодым сухумским художникам осваивать технику приготовления и использования темперы. Результат творческих усилий был представлен на выставке «Осторожно, окрашено!»
Помимо Марии Магдалены З’Грагген в воркшопе и выставке участвовал нидерландский художник Ник Беземер. На выставке была представлена видеопрограмма, составленная из работ Артура Змиевски из Варшавы, Барбары Негелин из Базеля и Курвера Тороддсен из Рейкьявика.
С абхазской стороны участниками воркшопа были молодые абхазские художники Адгур Ампар, Николь Барциц, Лаша Габелия, Анатолий Качалов, Валерий Тарба Елена Терзян, Абща Хагба и Амра Чичибая.
Организовала воркшоп куратор из Швейцарии Аннина Циммерман. Это второй ее проект в Абхазии. Три года назад она увидела нашу страну впервые. Познакомилась с абхазскими художниками и отдала дань их самобытности. «В Абхазии очень креативные люди, – говорит Аннина, – со своеобразной манерой отражать действительность, отличной от того, как это делают люди в других странах. Иногда они показывают красоту там, где ее очень мало, и задают вопросы, которых никто не задает…»
Работа с темперой в Сухуме была задумана, как способ взять за основу очень старую традицию и, используя ее, найти новые возможности.
Аннина Циммерман получила грант на исследование творчества молодых художников в постконфликтном регионе. Обязательным условием было наличие места для совместной работы и обмена идеями, возможность управлять этим местом так, чтобы помогать и вдохновлять друг друга. Таким местом – свободным и открытым для любых творческих идей стала площадка «Склад Драмтеатра» культурного фонда «Аамта».
И Аннина Циммерман организовала приезд в Сухум художницы из Безеля Марии Магдалены З’Грагген. Много лет она преподавала в базельской Академии искусств, но последние годы работает как свободный художник, готовит к изданию свою книгу, организует выставки.
«Мне нравятся результаты нашей работы, – говорит Магдалена, – но еще больше мне нравится та атмосфера, которая здесь была все эти дни. Это место вибрировало, люди приходили сюда утром и работали до поздней ночи. Они забывали, что это – работа, они жили тут, они были чрезвычайно открыты, полны любопытства и энтузиазма. Они очень дружелюбно и благородно относились друг к другу. Я видела очень большое желание достичь результата. Никаких проблем в понимании у нас не было, все, что я им предлагала делать, они с готовностью принимали. И они были очень свободны делать то, что хотят, экспериментировать. Я видела большую концентрацию, усердие, трудолюбие.
Я приехала поделиться своими знаниями, но не как преподаватель, а как художник. Я работала вместе с ребятами».
Мария Магдалена З’Грагген очень много путешествует. Куба, Мексика, Аргентина – вот страны, где она недавно побывала. Там, как и в Абхазии, люди испытывают трудности с материалами для искусства, говорит она. Это может быть связано с природной, экономической или политической ситуацией в странах. Так, Магдалена ездила по пустыне Нью-Мексико в США, где никаких материалов не было вовсе, а возить их с собой не хотелось. И там она очень ясно осознала, что отсутствие вещей может быть самым большим богатством. «Там не было растений, – говорит Магдалена, – там я научилась цветам и научилась смотреть, обучилась богатству собственной креативности. И это стало самым важным опытом для меня, как для художника. Чтобы делать много, не нужно многое иметь. Думая о воркшопе в Абхазии, я использовала этот подход. Я искала самый простой способ для создания многообразия. Я думала о том, что возможно не все люди и не всё, что нужно для искусства, могут купить, но я подумала, что уж яйца в Абхазии, наверное, не сложно будет найти. Так возникла идея яичной краски – темперы. А натуральные пигменты всегда есть вокруг».
В итоге, Мария Магдалена привезла натуральные пигменты с собой, яйца в изобилии нашлись в Сухуме, «Склад» предоставил свой зал и работа закипела. Ребята сами себе готовили краски, которыми хотели работать, вырезали и шкурили дощечки, на которых писали.
Николь Барциц рассказала о работе в мастерской Марии Магдалены и поделилась впечатлениями: «Мы сами находили себе дощечки, шлифовали их наждачкой, а потом наносили с двух сторон специальный клей, сделанный на основе кроличьих косточек, чтобы дощечки не деформировались. Это ужас, конечно, хорор какой-то, но клей очень сильный. Поверх клея мы наносили грунт, он состоит из цинка, глины, белил. Покрывали в три слоя. Только потом можно было приступать к росписи.
Приготовление краски тоже очень сложный процесс. Мы разводили пигмент яичным желтком и растирали до однородной массы. Потом можно было добавлять или не добавлять воду, в зависимости от того, какая краска тебе нужна. И можно сделать любой цвет, какой тебе нужен, причем получаются такие красивые и насыщенные цвета, каких я в жизни не видела.
Представляете, мы сами делали темперу! Я чувствовала себя как в Хогвартсе! Всё своими руками, не выходя из комнаты, не покупая ничего в магазине, делаю все сама, сама руковожу всем процессом, это был такой отличный опыт!
Мария Магдалена ставила нам только одну задачу: освободиться и выплеснуть все свои эмоции на дощечку!»
И у всех все получилось. Выставка «Осторожно, окрашено!» стала еще одной страничкой в жизни современного искусства в Абхазии, в творчестве молодых абхазских художников и деятельности культурного фонда «Аамта».
Елена Заводская.