Особое мнение о Законе «Об особых экономических зонах»
Принятие в конце прошлого года Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия Закона «Об особых экономических зонах» и утверждение 6 мая нынешнего года Кабинетом Министров Республики Абхазия Порядка оформления и подачи заявок на создание особой экономической зоны, являются свидетельством того, что в ближайшее время на территории Абхазии начнут функционировать особые экономические зоны.
Моя гражданская позиция обязывает ещё раз подтвердить негативное отношение к данному факту, ибо речь идёт исключительно о судьбоносном для нашего народа политико-экономическом и правовом решении, которое способно не только изменить вектор развития страны, но и угрожает самому существованию Абхазского государства.
Для подтверждения этих опасений, обратимся к Закону.
К сожалению, цели и задачи создания особых экономических зон (ОЭЗ) на территории Абхазии: «стимулирование роста экономики», «привлечение инвестиций», «повышение социального благосостояния населения» и т.д., носят всего лишь декларативный характер. Суть положений Закона направлена на использование благодатного географического положения Абхазии, её природных, трудовых и иных ресурсов для обеспечения успешного продвижения в большей степени бизнес-интересов иностранного капитала.
Закон позволяет создать пять типов особых экономических зон: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые и смешанные. Они могут быть образованы сроком на 49 лет в двух административно-территориальных единицах Абхазии и количество таких зон не ограничено. Не ограничены также и размеры финансовых потоков, которые поступят из-за рубежа в разоренную от войны и блокады Абхазию, не регламентирован механизм определения «чистоты» этих финансов.
Вызывает недоумение также тот факт, что в Законе отсутствует максимальный размер территории, отводимый для деятельности ОЭЗ. В этом отношении особо выделяется т.н. портовая особая экономическая зона. В частности, в Законе сказано, что портовые особые экономические зоны создаются, как за счёт «территорий, прилегающих к морским портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приёма и отправки воздушных судов…», так и путём включения в себя «части территорий и (или) акваторий морских портов, территорий аэропортов…» (статья 5).
Далее, в Законе отмечено, что земельные участки, передаваемые особым экономическим зонам «должны принадлежать к категории земель населённых пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, обороны, иного специального назначения» (пункт 1, статьи 6). Возникают вопросы: почему мы, граждане Абхазии, «должны» передавать финансово-олигархическим группам земельные участки, принадлежащие населённым пунктам, промышленности, транспорта, связи и, представьте, обороны? Что это – от нас уходит земля, на которой тысячелетиями жили наши предки!? Нас лишают права и условия даже для самообороны и безопасности!? В Законе, ответов на эти вопросы нет! В нём без ответа остаётся и вопрос о том, как быть с теми жителями, которые не изъявят желание покинуть свои дома и населенные пункты в пользу ОЭЗ?!
Если продолжить комментировать текст данного Закона, то эти ОЭЗ способны поглотить не только морское побережье с населенными пунктами, объектами промышленного, оборонного, социального, культурного и иного назначения, но и наши горы с лесным фондом! В частности, в Законе читаем: «Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, или земель лесного фонда» (пункт 1, статья 6), с правом размещения «объектов жилищного фонда» (пункт 6, статья 5). Хуже не придумаешь!
Говоря о льготах, которые предоставляются особой экономической зоне, следует выделить тот вопиющий факт, что Управляющая компания и резиденты на половину срока действия особой экономической зоны «освобождаются от всех видов налогов и иных налоговых платежей в отношении доходов от их деятельности, за исключением подоходного налога с заработной платы работников и обязательных взносов и платежей в государственные внебюджетные фонды Республики Абхазия» (пункт 1 и 2, статьи 32). Кроме того, пункт 4, статьи 6 и пункт 3, статьи 32 Закона регламентируют наличие для ОЭЗ режима «свободной таможенной зоны». Ещё один странный уступок: «Акты законодательства Республики Абхазии о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков – резидентов особой экономической зоны, не применяются в отношении резидентов особой экономической зоны в течение срока действия соглашения о ведении деятельности в особой экономической зоне» (статья 40). Интересно, за какие заслуги даются такие преференции особой экономической зоне, если она на половину срока своего существования (24,5 лет), фактически, не принимает участие в формировании государственного бюджета Абхазии? Чем иностранные и примкнувшие к ним некоторые абхазские бизнесмены лучше обычных абхазских предпринимателей, которые не задействованы в ОЭЗ?
Не выдерживает никакой критики и чрезмерная забота законодателя об устройстве территории особой экономической зоны, её охране, порядке въезда, выезда и т.д. Обратимся к документу: «К ограждению особой экономической зоны предъявляются следующие требования: забор должен быть построен из материала, обеспечивающего изоляцию территории особой экономической зоны; высота ограждения должна быть не менее 2,5 метров; забор должен быть непрерывным по всей её границе, за исключение входа для физических лиц, а также контрольно-пропускных пунктов, предназначенных для импорта и экспорта товаров и транспортных средств; по всей территории забора должны быть размещены видеокамеры на удалении, позволяющем обеспечить наблюдение за всей территорией особой экономической зоны; забор должен быть освещён с двух сторон (внутри и снаружи)… внешняя часть забора особой экономической зоны считается таможенной границей Республики Абхазия». Кроме того, Управление особой экономической зоны обязано иметь «службы безопасности» (статья 37) и т.д. Что это означает? Внутри нашего государства будут образовываться локальные территории, отделяемые “чудо”-стенами от остальной Абхазии и фактически тайные, неподконтрольные абхазским властям «зоны»!? Разве всё это не подрывает суверенитет и безопасность Абхазского государства, которое находится в состоянии войны с Грузией?
После ознакомления с содержанием Закона об особых экономических зонах, возникает и такой вопрос: не оказалась ли наша страна под особым вниманием могущественных сил, продвигающих положения т.н. Вашингтонского консенсуса? Эта финансовая западня, которая действует с 80-х годов прошлого века в целях дальнейшего обогащения крупнейших мировых капиталистов, подразумевает комплекс мероприятий против целого ряда стран, чьи ресурсы их интересуют. Они направлены на либерализацию торговли, снятие ограничений иностранных инвестиции, тотальную приватизацию государственной собственности, усиление защиты частной собственности, снятие или доведение до минимума налогов и мн. др. Эти меры способны парализовать экономику страны и низвести полномочия национального государства, что на примере двух районов Абхазии, фактически, заложено в данном Законе. Более того, положения Закона не ограничивают тех, кто реально стоит за этими особыми экономическими зонами в их финансово-экономическом, а, в конечном счёте, политическом господстве и над другими регионами Абхазии. Где гарантия, что в структурах ОЭЗ не будут внедрены и грузинские олигархи, которые путём вложения больших денег, попытаться реанимировать колониальный режим Грузии над Абхазией?
Согласно Закону для создания особой экономической зоны, требуется издание специального Указа Главы государства Абхазии. Таким образом, Парламентом вся ответственность за ожидаемые результаты переложена на Президента Республики Абхазия. Хочется верить, что Президентом страны не будет издан соответствующий Указ о создании особой экономической зоны – структуры с пагубными для страны и народа экономическими и политическими последствиями.
Надеюсь, что нынешний Президент Республики Абхазия останется верным к ранее высказанным своим словам, в связи с борьбой олигархического класса «за освоение ещё оставшейся собственности» Абхазии: «Сегодня в Абхазии, – говорил Р. Д. Хаджимба, – очень быстро в структурах власти зарождается некая новая прослойка общества. Вчера их ещё называли представителями и слугами народа. Но перемены, происходящие внутри нашей страны и особенно в экономической и финансовой жизни, привели к трансформации в сознании этой части общества… Они стали активно и жестко бороться всеми способами за освоение ещё оставшейся собственности, то есть, идёт процесс разбазаривания, точнее, незаконного её присвоения и распродажи… Борьба будет серьёзной. И в этом жестоком и безжалостном процессе теряется смысл понятий патриотизма, суверенитета, заботы и защиты абхазского этноса, а в целом – всего народа. Для Абхазии, чьи ресурсы во всех направлениях незначительны, появление некоего подобия олигархического класса, дикого своей сути, чревато тяжелейшими последствиями». («Нужная газета», 24.01.2012 г.).
Чтобы оберегать государство от ожидаемых угроз, обращаюсь к Вам, уважаемый Президент и к вам – уважаемые депутаты, что вы внесете существенные изменения в принятый Закон, или же – вовсе отмените его.
P.S. Неудивительно, если сторонники данного Закона, для «обоснования» необходимости создания особых экономических зон на территории Абхазии, эту идею «припишут» к стратегическим интересам России. В этой связи, напоминаю слова из интервью (10 ноября 2015 г.) Президента Российской Федерации В. В. Путина телеканалу «Россия-1»: «Если посмотреть на политическую карту мира и увидеть, что из себя представляет Россия, становится очевидным, что нам не нужны чужие территории, никакие-то чужие природные богатства. У нас всего достаточно, мы самодостаточная страна. У нас нет необходимости с кем-то воевать и конфликтовать».
Т. А. Ачугба, доктор ист. наук, профессор, академик АН Абхазии.
16.05.16 г.