02 декабря 2024 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

11.09.2014

«Мы живем в мифическом пространстве…»

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

( Беседа Владимира Зантариа с художником Баталом Джапуа)

-Батал, в работах , представленных на твоей недавней персональной выставке, достаточно гармонично сочетаются историко-мифологические ассоциации и сюжеты, подсказанные ,современными реалиями. Какова внутренняя духовная первооснова такого интересного и многопланового творческого поиска?

– В принципе ни один мифологический или исторический сюжет, который , допустим, встречается в той или иной форме в моих работах, я не склонен рассматривать как некую истину. Вообще историю я не рассматриваю как некую действительность, свершившуюся в том варианте, в каком мы обычно ее знаем и представляем себе. А по большому счету история –это большой пласт нашей жизни, который , условно говоря, мифологичен . Все, что было, скажем, вчера, позавчера или год назад, доходит до нашего сознания в несколько трансформированной и мифологизированной форме. Ведь миф это не значит неправда. Это как бы параллельная история. Параллельная культура. Параллельный мир. Мы живем в этом пространстве. Пребываем в том состоянии, что мы считаем реальностью, а параллельно идет мифическое пространство, т.е. речь в данном случае идет о мифичности человеческого сознания и человеческого мировосприятия в целом.
Возьмем, например, картину «Георгий II». Я думаю, что нет необходимости воспринимать ее сюжет с точки зрения абсолютной исторической достоверности. Скорее всего, это восприятие личное, субъективное , в том мифическом варианте, в каком воссоздана, преподнесена та ситуация.
Я думаю, что каждый человек, который совершает нечто новое, он уже вершит новый мир. Говоря вообще о творчестве, я не могу сказать ,что занимаюсь неким реализмом… Кое-кто любит ведь рассуждать о какой-то , скажем, реалистичности искусства или отдельных работ… Для меня лично все это-полная абстракция, полный миф.
…Есть ,кстати, некоторые тенденции в нашей художественной среде, когда пытаются как бы сделать нечто новое, абсолютно не связанное с прошлым. Готовы бороться с какими-то прошлыми делами, явлениями. У нас такое можно наблюдать и в повседневной жизни и в политике… т.е. в своей же собственной истории мы порой занимаемся тем, что придумываем какой-то «чистый лист»…Но мы забываем о том, что все эти вещи напрямую связаны с природой самого человека, совершенно беззащитного перед мирозданием. Человека, на мой взгляд, защищает не реальная обыденная ситуация, а тот миф и тот великий дух, который как бы порождает некое его (человека) представление о прошлом. Нет этого… значит , нет творца, подлинного художника или просто полноценного гражданина.

– Но здесь необходимо отметить, что если современный человек, в данном случае, все тот же художник недостаточно образован или воспитан, то , вряд ли, его столкновение с прошлой историей поможет ему в чем-либо. Надо быть очень подготовленным, чтобы глубоко переосмыслить прошлое. Эстетически освоить мифологизированный продукт –весьма не просто. В конечном итоге, все равно это заканчивается тем, что вы на кончике пера или на кончике кисти будете все это превращать в некие узнаваемые образы, предметы, фоны, светотени и т.д.и. т.п. Синтез всех этих вещей не может быть произведен субъектом, не готовым к восприятию в силу полуобразованности , неначитанности и ряда других причин. Как выходить из этого положения?

Вряд ли я смогу ответить на это однозначно. Но бесспорно одно: по- возможности , надо преодолевать ложные ориентиры. Многие крупные мастера пришли к своему творчеству в результате сильнейших трансформаций. Главное свойство всех вещей – развиваться , формироваться, начиная с зародыша. Зернышко яблока никак не напоминает нам в своем первичном, изначальном виде, что из него получится ветвистое дерево. Суть этих вещей в природе человека , в тайниках человеческого сознания.

– У выдающегося Александра Блока есть гениальные строки:
Случайно на ноже карманном,
Найти пылинку дальних стран,
И мир опять предстанет странным ,
Закутанным в ночной туман…

Отталкиваясь от этих строк , я хотел бы вновь вернуться к затронутой теме. Рядом с работами, по сути своей являющимися результатом твоего мифотворчества, я вижу прекрасные пейзажи, которые в силу того, что, может быть, наш глаз слишком привык к ним ,вновь оживают в картинах как бы во всей своей первозданности .То есть твоя кисть снимает с природы пелену обыденности и привычности… Как бы ты объяснил эти моменты творчества?

-Одному всевышнему известно, как все это происходит. Но я точно знаю одно:научить умению смотреть, видеть, иными словами – поставить взгляд- это одна из главных задач любого педагога. Ну, что такое, например, взгляд для оператора? Если он не умеет смотреть и не умеет ставить и брать план- кино не будет… Ну, может быть, будет нечто очень посредственное и безликое…Но есть ведь гениальные произведения, которые не стареют , потому что режиссерский взгляд, операторский взгляд – это потрясающая вещь, благодаря которой мы получаем возможность наслаждаться редчайшими пейзажами, ракурсами, композициями внутри кадра .Через эти кадры мы получаем определенный эмоциональный настрой. Хрестоматийными для меня являются фильмы Тарковского. Вот как раз- таки в них мы видим как великий режиссер умеет в обыденных вещах находить нечто неповторимое . Жизнь должна диктовать нам этот поиск , подсказанный чутьем и наитием: « Остановись и смотри!», «Ищи красивый цвет !», «Ищи мгновенное и красивое!» .
Это, наверное, очень важно- уметь остановиться и посмотреть внимательно на цвет. Попытаться найти различие в оттенках цветов. Ведь существует масса оттенков красного, зеленых- миллион, множество оттенков желтого. Белый встречается в самых разных и неожиданных проявлениях. Кстати, в природе все сотворено очень гармонично: и ландшафт и деревья и облака растут удивительным образом и скомпонованы они тоже удивительным образом в пространстве. Только вот современные дома, все чужеродное, привносимое нами, иногда заметно нарушают эту гармонию. Все остальное- достаточно гармонично.
Хотелось бы сказать несколько слов о культуре восприятия цвета. Это очень серьезная вещь. Не каждый народ, кстати, имеет на своем языке название всех цветов. Например, у нас, у абхазов, зеленое и синее обозначаются одним словом- аиацва. Но в то же время какие-то другие цвета имеют самые разнообразные обозначения оттенков. У абхазов достаточно многообразно представлены в языке и масти лошадей. Встречаются уникальные обозначения даже каких-то редчайших оттенков цветов. Одним словом ощущение цвета, цветовосприятие сильно развито у абхазов . А это, кстати, один из серьезных показателей развитости народа, его умения наблюдать и фиксировать какие-то явления природы. Например, известно, что у французов красных или горчичных цветов, т.е оттенков – не менее двадцати. А если взять, например, палитру французских художников, выпускаемых тюбиками, то у них там можно найти более тысячи самых разных оттенков.

Культура-это весь срез общества

Все это говорит о высокой культуре общества,народа. Культура не может быть привнесена исключительно извне.Французская культура выросла из себя.Английская, потрясающим образом, только из себя. То же самое можно сказать и о японской культуре. В этом процессе никаких рецептов не существует.Все это делает, формирует время.Но есть одна плохая вещь,которая не способствует культурному развитию и воспитанию. Вот как раз те, кто по идее должны видеть, они не видят и не хотят видеть,что культура все-таки важнее,чем экономика и все остальное.Это азбука,которая давно уже должна быть всем известна.Но только, у нас ее не хотят ее понимать. Ведь, культура это не значит Министерство культуры или , допустим, театр, художники, писатели или там еще кто-то… Культура-это весь срез общества.


Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

Датский совет по беженцам (ДСБ) в Абхазии в консорциуме с World Vision International и AAH приступил к реализации одного проекта финансируемого ЕС под названием «Создание устойчивых сообществ в Абхазии». Проект направлен на укрепление прав молодежи в Абхазии, включая маргинализированную молодежь и лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ), посредством ряда целевых действий, а также наращивание потенциала местных ОГО и предоставление им возможностей для поддержки инициатив по социальной интеграции молодежи.

В рамках данного конкурса рассматривается один аспект деятельности ДСБ:
-создание резерва специалистов по физической реабилитации и распространение знаний, исключительно в области физической реабилитации людей с ограниченными возможностями. (далее…)

The Danish Refugee Council (DRC) in Abkhazia in consortium with World Vision International and AAH started implementation of one EU funded project named” Building Resilient Communities in Abkhazia”. Project aims to strengthen the rights of young people in Abkhazia, including marginalised youth and persons with disabilities (PwDs), through a series of targeted actions, while also building the capacities of local CSOs and providing them with opportunities to support youth social inclusion and resilience initiatives. (далее…)

Action Against Hunger, в рамках проекта «Улучшение водоснабжения и санитарно-гигиенических условий в школах Абхазии», финансируемого UNICEF, намерена заключить контракты с компаниями, специализирующимися на восстановлении/строительстве систем водоснабжения и канализации, для выполнения работ в школах, расположенных в следующих районах:

1. Средняя школа села Арасадзых, Очамчирского района
2. Школа-интернат города Очамчира (далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook