Более года назад Центр социально-экономических исследований выступил с инициативой о создании общественного движения “Конгресса народа Абхазии”. Недавно рабочая группа объявила о проведении первого съезда «Конгресса народа Абхазии». Историк Гурам Гумба высказал свое отношение к созданию новой организации.
Субъектами Республики Абхазия являются ее граждане, а не этнические общины Абхазии
– Многие считают, что с помощью создаваемого т.н. «конгресса народа Абхазии» формирующаяся в Абхазии некая олигархическая группа вместе с нынешней властью пытается монополизировать выборные процессы в Абхазии – избирать своих послушных людей в Парламент, а в дальнейшем в исполнительные органы, чтобы иметь полностью контролируемую и послушную власть в стране.
Однако, как мне кажется, приписывать такое организаторам конгресса было бы излишним. У меня, например, нет сомнения в том, что эта одна из очередных попыток за последние 20 лет объединить людей и ее организаторы вполне искренни и преследуют благие намерения. Однако озвученные ими цели и методы их осуществления, мне представляются не просто глубоко ошибочными, но очень и очень опасными для нашего общества и потому неприемлемыми. В том числе, предлагаемое выделение квот для этнических общин Абхазии в государственные органы Республики Абхазия. Честно говоря, если бы мы не знали, кто это инициирует, то можно было подумать, что конгресс собирает какая-то враждебная Абхазии группа (или пятая колонна), с целью дискредитации нашего государства перед международным сообществом. Показать, что, дескать, в Республике Абхазия этнические меньшинства бесправны, люди ущемляются по этническому признаку и подвергаются дискриминации.
На мой взгляд, эти инициативы вызваны неадекватным восприятием происходящих в стране процессов, непониманием мотивов и движущих сил абхазского национального движения, отсутствием идеологии, концепции национального развития, словом, глубоким мировоззренческим кризисом, который переживает все наше общество. Уже многие годы, независимо от того какая из групп, поочередно сменяющаяся у власти, руководит государством, мы с вами наблюдаем как происходит методичное размывание основ абхазского народа, подрыва его целостности, дискредитация духовно-нравственных ценностей, размывание культурного компонента национальной идентичности. Этот процесс я бы охарактеризовал двумя словами: идет нарастающий процесс деабхазизации Абхазии и деабхазизации абхазов.
Понимают это инициаторы или нет, но предложения выделить квоты этническим общинам в государственные органы Абхазии, как раз ложится в русло идущего процесса деабхазизации Абхазии. Согласно нашей Конституции субъектами Республики Абхазия являются ее граждане, а не этнические общины Абхазии. Выделение же специальных квот для этнических общин в государственные органы означает сделать их юридическими субъектами Республики Абхазия, т.е. фактически заложить основу для будущего раскола Абхазии по этническому признаку и возможности превращения ее в Федеративную Республику.
Под еще не окрепшую абхазскую государственность будет заложена мина замедленного действия
– Сравнение с выборами в Верховный Совет Абхазской АССР совершенно неправомерно и неуместно. В то время, по договоренности с нацистом Звиадом Гамсахурдия, мы вынуждены были избрать Верховный Совет Абхазской АССР по этническим квотам. Грузины согласились на это, в том числе, исходя из ложной концепции грузинской историографии о двуаборигенности абхазов и грузин в Абхазии, т.е. что Абхазия это историческая родина не только абхазов, но и грузин (кстати, квоты касались как раз абхазов и грузин). Именно то, что грузины требовали считать грузинскую этническую общину Абхазии единым юридическим субъектом Абхазской АССР, было одной из главных причин вооруженного конфликта между Абхазией и Грузией .
Новые инициаторы пошли дальше, они объявляют уже о многоаборигенности Абхазии. Поскольку, став субъектом Республики Абхазия этнические общины фактически получают исторические и политические права требовать завтра автономию в Абхазии. Таким образом, под еще не окрепшую абхазскую государственность будет заложена мина замедленного действия. Думаю, что не стоит объяснять, чем все это чревато. Конечно, я совершенно не допускаю, что инициаторы делают это осознанно, с целью вызвать противостояние между абхазами и этническими общинами Абхазии. Но складывается впечатление, что они не совсем понимают что творят. Прежде всего, они оказывают медвежью услугу этническим общинам. Тут как раз тот случай, когда благими намерениями вымощена дорога в ад.
Кстати, инициативу квотирования по этническому признаку можно сравнить с известным законопроектом, согласно которому грузины (мегрелы) Галского района единым актом объявлялись гражданами Республики Абхазия. Помимо всего прочего негативного для Абхазского государства, это означало признание аборигенности грузин в Абхазии, т.е. полностью совпадало с грузинским тезисом о двуаборигенности абхазов и грузин в Абхазии. А это давало бы им в перспективе исторические и политические права требовать автономию в составе Республики Абхазия или присоединения к Грузии.
Для государства – Республика Абхазия не существуют этнические абхазы, русские, армяне, грузины, болгары и др. Юридическими субъектами Республики Абхазия являются ее граждане, независимо от этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности. По нашему законодательству все граждане Республики, независимо от этнической или иной принадлежности, могут в полном объеме заниматься политической и государственной деятельностью, существующие законы это позволяют. Другое дело, что у нас законы не выполняются в полном объеме, как со стороны власти, так и граждан. Но это уже другая проблема и решать ее надо совершенно другими методами.
Такое положение существуют во многих государствах
– То, что по Конституции Республики Абхазия главой государства может быть только абхаз по национальности, владеющий абхазским языком, рассматривать как дискриминацию по отношению к проживающим в Абхазии этническим общинам – ничто иное, как спекуляция со стороны недругов Абхазии. Такое положение существуют во многих государствах. Более того, например, в Англии, главой государства может стать не только этнический англичанин, но только лишь представитель одной фамилии – Виндзоров, но что-то никто не обвиняет Англию в наличии у них этнической дискриминации и отсутствии демократии.