26 августа 2008 г. после завершения пятидневной войны в Южной Осетии и подписания плана Медведева-Саркози по урегулированию президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о признании Абхазии и Южной Осетии, в котором, в частности, отмечалось: «В ночь на 8 августа 2008 г. в Тбилиси сделали свой выбор. Саакашвили избрал геноцид для решения своих политических задач. Этим он собственноручно перечеркнул все надежды на мирное существование осетин, абхазов и грузин в одном государстве. Народы Южной Осетии и Абхазии неоднократно высказывались на референдумах в поддержку независимости своих республик. Мы понимаем, что после того, что произошло в Цхинвале и планировалось в Абхазии, они имеют право решить свою судьбу сами». Российское руководство неоднократно характеризовало Михаила Саакашвили как военного преступника, более того, в самой Грузии все еще продолжается внутреннее расследование о событиях 2008 г. и общественная дискуссия о степени ответственности лично Саакашвили в ней.
Между тем в Абхазии воспринимают политику Грузии при всех ее правителях, включая как собственно военные периоды, так и перерывы между открытыми военными грузинскими агрессиями (1918-1921 гг., 1992-1993 гг., 1998 г., 2001, 2006 г.) как системный геноцид, что исключает фактор случайности или военной непредсказуемости при его практическом осуществлении. Это действительно было особенностью грузинской политики, когда признаки геноцида явно прослеживались не только в событиях военного времени, но также и в целенаправленной последовательной политике мирного периода, в частности, в действиях, «совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую». В абхазском случае в этом контексте можно отметить следующие:
а) убийство членов такой группы;
с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее». (Определения «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», 1948).
Именно системный геноцид со стороны Грузии привел грузино-абхазское противостояние к крайней форме радикализации и предопределил невозможность совместного сосуществования абхазов и грузин в рамках одного государства. Вслед за Россией неоспоримость этого факта признали и ряд других стран — членов ООН. С самого начала войны 1992-1993 гг. главнокомандующий грузинской армией генерал Каркарашвили сделал публичное заявление о намерении физически уничтожить весь абхазский народ. Прокуратурой Республики Абхазии по фактам массовых преступлений, совершенных оккупационными властями Грузии, возбуждено несколько тысяч уголовных дел. Были совершены беспрецедентные по своей жестокости преступления против мирного населения, включая женщин и детей. Парламент РА принимал соответствующие постановления «О геноциде абхазского народа» (1992 г.) и «Об осуждении геноцида, этнической чистки и других преступлений, совершенных военно-политическими властями Грузии против населения Абхазии в период грузино-абхазской войны 1992-1993 гг.» (1997 г.), и обращался к международному сообществу с тем, чтобы привлечь Грузию к международно-правовой ответственности за агрессию и геноцид и возместить нанесенный Абхазии материальный и моральный ущерб.
К сожалению, Грузия до сих пор не только не готова признать своей международно-правовой ответственности за агрессию и геноцид в отношении абхазского народа, но и ужесточила политику изоляции и блокирования Абхазии на самых разных уровнях, в том числе политическом, экономическом и гуманитарном. Особенно вызывающими выглядели акции в период Олимпиады в Сочи, а также в связи со снятием абхазских детей с культурных и спортивных международных соревнований. Все это и многое другое происходило, несмотря на явное смягчение акцентов во взаимоотношениях с Грузией с абхазской стороны в последние три года. Эта так называемая абхазская политика «умиротворения агрессора», выглядевшая совершенно неадекватным и несимметричным ответом на силовую дипломатию Грузии, была одной из важных причин недовольства абхазской элиты правлением Александра Анкваб. Грузино-абхазская перезагрузка, которую попыталась реализовать часть проанквабовской элиты, поверив в обещания партнеров из Грузии о деизоляции Абхазии, оказалась блефом. «Дружественная» риторика отдельных грузинских политических фигур имела целью предотвращение возможной легитимации Абхазии со стороны ЕС, особенно после принятия им нового стратегического подхода — «Политики взаимодействия ЕС с Абхазией без признания». Вполне очевидно, что не оправдались ожидания и с грузинской стороны — абхазские проводники «перезагрузки» не имели необходимого мандата доверия, чтобы убедить абхазское общество в обоснованности бессрочного ожидания политического реализма со стороны Грузии, т.е. признания ею независимости Абхазии. Таким образом, оба подхода — как «политика умиротворения агрессора» проанквабовской элиты, так и «политика вовлечения» Иванишвили-Маргвелашвили — в рамках грузино-абхазской перезагрузки провалились, не выдержав экзамена на легитимность среди подавляющего большинства абхазов.
Усилия посредников на Женевских переговорах по обеспечению безопасности в Закавказье явно нуждаются в анализе и корректировке действий, в широком экспертном обсуждении, поскольку результаты процесса не удовлетворяют, по крайней мере, абхазское общество. Более того, только лишь Россия, признавшая Абхазию и геноцид ее народа, сегодня помогает этой многонациональной стране в восстановлении и реабилитации после разрушительной войны и многолетней блокады, что не прибавляет доверия к другим международным посредникам среди абхазского населения. Новые власти Абхазии, вероятнее всего, вынуждены будут с учетом общественных настроений серьезно пересмотреть содержательную повестку Женевских дискуссий и, возможно, даже сам факт целесообразности переговоров непосредственно с Грузией, продолжающей нарушать общепринятые международные стандарты вполне безнаказанно и даже при полном поощрении международного сообщества. Между тем обострение армяно-азербайджанских отношений, как и отношений России и Запада по Украинскому вопросу, могут побудить посредников в женевском формате внимательнее присмотреться к новому, более широкому подходу Абхазии к ее роли как регионального актора в стабилизации Черноморско-Кавказского региона, тем более, что очередная ротация абхазской элиты привела к власти весьма креативную команду нового поколения управленцев во главе с опытным политиком — президентом Раулем Хаджимба.
Генеральный директор
Абхазского агентства
Черноморско-Кавказского развития Лейла Тания
(Сухум)