Генеральным прокурором Республики Абхазия Алексеем Ломия в соответствии со статьей 46 Конституции Республики Абхазия в Парламент – Народное Собрание Республики Абхазия внесен проект Закона РА «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Абхазия «О прокуратуре Республики Абхазия».
Цели и задачи вносимого законопроекта корреспондируется с проводимой административной реформой в стране, основной задачей которой является создание высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления.
Основной целью внесения изменений и дополнений в Закон РА «О прокуратуре Республики Абхазия» является необходимость обеспечения эффективной деятельности органов предварительного следствия, формирование в органах прокуратуры профессионального ядра, снижение текучести кадров и минимизация коррупции.
Законопроект направлен на организационное разграничение функций в сферах осуществления надзора за соблюдением законности при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении уголовных дел в судах, с одной стороны, и организации и проведения следственных действий в рамках процессуальных полномочий по осуществлению следственных действий, имеющихся у органов прокуратуры, с другой стороны.
Для такого разграничения предлагается создать в прокуратуре Республики Абхазия Следственный комитет прокуратуры Республики Абхазия и подчиненные ему следственные управления и отделы прокуратур районов и города, военно-следственный отдел. Предварительное следствие в органах МВД и Службы государственной безопасности упраздняются, за исключением производства предварительного расследования в форме дознания в органах МВД.
Следственный комитет при прокуратуре Республики Абхазия в пределах полномочий установленных уголовно-процессуальным законодательством будет обеспечивать исполнение законодательства в сфере уголовного судопроизводства. Согласно законопроекту прокурор впредь не направляет ход предварительного расследования, а следит за обеспечением прав участников уголовного судопроизводства. Прокурор осуществляет надзор за учетом и регистрацией сообщений о преступлениях и принятых по ним решений; при наличии жалобы заинтересованных лиц на решение органа расследования, истребует дело и принимает по нему решение, а также утверждает обвинительное заключение по делу, подлежащему направлению в суд. Ответственность за организацию предварительного расследования и его качество возлагается на Следственный комитет.
Вопрос предлагается решить путем внесения в Закон РА “О прокуратуре Республики Абхазия” изменений и дополнений, устанавливающих создание перечисленных подразделений в органах прокуратуры, а также полномочий Следственного комитета при прокуратуре Республики Абхазия в сфере осуществления уголовного судопроизводства.
Законопроект устанавливает переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого следственные органы Министерства внутренних дел и Службы государственной безопасности Республики Абхазия упраздняются, а вопросы осуществления предварительного следствия, отнесенные к их ведению, передаются в Следственный комитет при прокуратуре Республики Абхазия.
Прокурорские работники, следователи органов внутренних дел Республики Абхазия и следователи следственного отдела Службы государственной безопасности Республики Абхазия, назначенные до вступления в силу настоящего закона осуществляют свои полномочия до начала формирования нового состава прокуратуры Республики Абхазия, в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего Закона в силу.
В целях формирования нового состава прокуратуры в соответствии с настоящим Законом, Высшим советом прокуроров, проводится аттестация прокурорских работников, следователей органов внутренних дел Республики Абхазия, следователей следственного отдела Службы государственной безопасности Республики Абхазия. Высший совет прокуроров, по результатам аттестации вносит Генеральному прокурору Республики Абхазия предложения о назначениях на должность прокурорских работников. Лица, не прошедшие аттестацию, не принимаются в органы прокуратуры Республики Абхазия.
Высший совет прокуроров – орган самоуправления прокурорских работников, который призван выступать гарантом независимости, объективности и беспристрастности прокурорских работников.
Высший совет прокуроров будет представлен: тремя прокурорскими работниками, которые избираются тайным голосованием на коллегии прокуратуры Республики Абхазия, по одному представителю: от Президента Республики Абхазия, назначенным Президентом Республики Абхазия; от Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия, избираемым Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия; Абхазского государственного университета, избираемого ученым советом Абхазского государственного университета из числа преподавателей юридических дисциплин и Общественной палаты Республики Абхазия, избираемого на заседании Общественной палаты Республики Абхазия. Направляемые в Высший совет прокуроров представители должны иметь возраст не менее 30 лет и высшее юридическое образование.
В Высший совет прокуроров не могут входить Генеральный прокурор и его заместители, а сама прокуратура представлена в нем в меньшинстве.
Согласно законопроекту Генеральный прокурор самостоятельно не вправе принимать решение о наказании либо поощрении прокурорского работника, продвижении по службе, приостановлении полномочии или освобождении от должности. Эти вопросы, отнесены к компетенции Высшего совета прокуроров.
Исключение составляют назначения на должность заместителя Генерального прокурора, прокурора района, города, руководителя управления и отдела Генеральной прокуратуры и Следственного комитета при прокуратуре Республики Абхазия, решение по которым Генеральный прокурор принимает без согласования с Высшим советом прокуроров, однако вопрос освобождения от занимаемых должностей указанных лиц обязан согласовать с Высшим советом прокуроров.
Образующиеся вакантные места в органах прокуратуры заполняются на конкурсной основе. Законопроектом предусмотрен конкурсный отбор, критерии и требования к кандидату на должность прокурорского работника. О наличии вакансии и конкурс на его заполнение объявляется Высшим советом прокуроров в средствах массовой информации.
Помимо подачи заявления и всех необходимых документов, претендент на должность прокурорского работника должен сдать соответствующий квалификационный экзамен, прием которого проводится Высшим советом прокуроров с целью установления наличия у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в прокуратуре в определенной должности.
От сдачи квалификационного экзамена освобождаются действующие прокурорские работники, однако их приему в новый состав органов прокуратуры предшествует квалификационная аттестация, которая также осуществляется Высшим советом прокуроров. Целью аттестации является оценка уровня его профессиональных знаний, опыта, деловых качеств и соответствие его поведения предъявляемым к прокурорскому работнику требованиям. Присвоение нового классного чина прокурорскому работнику, также будет предшествовать аналогичная аттестация.
Предусмотренная законопроектом процедура назначения, наказания, поощрения, выдвижения на должность прокурорского работника, в котором ведущая роль принадлежит коллегиальному органу – Высшему совету прокуроров, а не Генеральному прокурору, делает прокурорского работника менее зависимым от руководства, что соответственно положительно повлияет на выполнение возложенных функции на органы прокуратуры. Об этом сообщила пресс-служба Генеральной прокуратуры
Республики Абхазия