Министр здравоохранения Тамаз Цахнакия дал интервью «Нужной газете», в котором рассказал о соглашениях, подписанных за последние 5 лет, о новом медицинском оборудовании, проводимых программах и проблемах, стоящих сегодня перед минздравом.
«Нужная газета»: Тамаз Мурманович, расскажите пожалуйста об итогах 5-летки? Что из запланированного удалось воплотить в жизнь?
Тамаз Цахнакия: Говоря об успехах в здравоохранении за эти годы, в первую очередь, необходимо сказать о работе в рамках реализации комплексного плана социально-экономического развития и инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию. Это реконструкция и введение в эксплуатацию целого ряда медицинских объектов, расположенных в нескольких районах республики, оснащение данных медучреждений необходимой техникой, в том числе и для оказания высокотехнологичной медпомощи.
Долговременных усилий стоила подготовка, подписание, ратификация, а затем и реализация двух основополагающих на сегодняшний день документов в сотрудничестве министерств здравоохранения России и Абхазии – это соглашения «О сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия» от 22 июня 2017 года и соглашения «О порядке организации предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Абхазия, в медицинских организациях Российской Федерации» от 3 декабря 2018 года. Это лишь главные направления, работа по которым продолжается.
«НГ»: Что не планировалось изначально, но было в итоге реализовано?
Таких аспектов в работе абхазского здравоохранения практически нет. Планирование – всегда первый этап и основа нашей работы. И в каждом направлении минздрав ежеквартально и ежегодно отслеживает динамику, планомерно ставит новые задачи.
«НГ»: Какое, по Вашему мнению, самое успешное предприятие провело Ваше ведомство?
Т.Ц.: В первую очередь, хотелось бы отметить планомерную диспансеризацию населения страны. Первую общереспубликанскую диспансеризацию после Отечественной войны 1992-1993 годов министерство здравоохранения Абхазии начало в 2015 году, осуществлялась она силами минздрава республики. В результате были выявлены сердечно-сосудистые заболевания, заболевания органов дыхания, онкологические заболевания и сахарный диабет. Из 41 тысячи обследованных – 11 475 детей, взрослых – 29 711 человек. Из них в зоне риска заболеваемости оказались 10 000 человек и больных – более 19 000 человек. В 2016-2018 годах проводилась диспансеризация остальной части населения республики. По итогам диспансеризации каждому гражданину Абхазии выдан «Паспорт здоровья», и создана единая электронная база данных, всего мы обследовали 62 тысячи человек. Выявлено более 7 000 больных с заболеванием органов кровообращения.
В настоящее время министерство здравоохранения совместно с Федеральным медико-биологическим агентством Российской Федерации проводит диспансеризацию взрослого и детского населения с возможностью лабораторно-инструментального обследования, консультации врачей разных профилей. В рамках проводимых мероприятий предусматривается диагностирование и при необходимости направление на лечение в Российскую Федерацию.
Крайне важно, что план оказания медпомощи жителям Абхазии сейчас включает в себя три этапа, которые будут проходить параллельно друг другу. Этап первый – проведение диспансеризации населения. В рамках второго этапа реализации проекта планируется открытие отделения кардиохирургии при Республиканской больнице. Заключительный, третий этап предусматривает строительство многопрофильного медицинского центра, в котором также будут работать российские специалисты по вахтовому методу.
Одним из самых важных и успешных аспектов также считаю 12 ведомственных программ, утвержденных в 2018 году. Это и лекарственное обеспечение, лечение вирусных гепатитов, программа по заместительной почечной терапии, программа оснащения материально-технической базы станций скорой помощи, организация специализированной медицинской помощи, национальная противотуберкулезная программа. Как видите, это достаточно большой спектр направлений, который мы осуществляем за счет бюджета. Восемь лет назад целевых программ вообще не было. Сейчас мы можем позволить себе не только разработать их, но и получить необходимое финансирование.
«НГ»: Какие реформы были проведены министерством?
Т.Ц.: В первую очередь, это нормативно-правовая база. Законотворческая работа – это как сам закон о здравоохранении, принятый 29 января 2016 года, так и ряд других документов. Некоторые из них, касающиеся, в частности, лечения больных туберкулезом, психоневрологических больных, в области наркологии, профилактики ВИЧ/СПИД, донорства и иммунизации, мы представляем для согласования в министерства и ведомства. Проекты подготовлены и тщательно проработаны.
Из уже утвержденных более 50 нормативных актов касаются не менее важных направлений медицины и социума. Кроме того, проработано и принято несколько десятков постановлений правительства, регламентирующих врачебную и фармацевтическую деятельность, права медиков и пациентов.
В череде реформ – оптимизация и централизация расходов с целью эффективности использования бюджетных средств и прозрачности финансовых операций.
Кроме того, в рамках централизации системы управления здравоохранением, реализован крайне важный этап – создана единая служба скорой неотложной помощи, в частности, получены и внедрены новый специализированный автотранспорт и оборудование, чтобы в любой точке Абхазии любая карета скорой помощи была в случае необходимости интегрирована с центральным сервером и соответствующими специалистами. К примеру, при транспортировке кардиологического больного можно снимая ЭКГ немедленно связаться с кардиологом, получить необходимые указания врача и предпринять уже в дороге жизненно важные для пациента меры. Это значительно улучшило качество работы, снизило риски ранних осложнений больных с острым коронарным синдромом, инфарктом миокарда.
«НГ»: Сколько подведомственных министерству объектов было отремонтировано за эти годы?
Т.Ц.: В рамках реализации комплексного плана социально-экономического развития Республики Абхазия на 2012-2014 годы и инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2015-2017 годы поэтапно реконструированы и введены в эксплуатацию Республиканская больница министерства здравоохранения, Национальный онкологический центр, Гудаутская центральная районная больница, психиатрическая больница и туберкулезный диспансер, Республиканский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями. На данный момент мы подошли к завершающей стадии в капитальном ремонте Ткуарчалкой ЦРБ, объект планируется сдать уже в декабре текущего года.
«НГ»: Какая новая и важная спецтехника была приобретена?
Т.Ц.: В медицине, в принципе не бывает не очень важного оборудования, любые медикаменты и специализированная техника в нужный момент могут сыграть ключевую роль в лечении пациентов. По большей части, именно в рамках российской финансовой помощи, мы смогли оснастить самым необходимым и современным оборудованием практически все вновь отремонтированные медучреждения. Это операционное и диагностическое оборудование для больниц, аппараты для родильного отделения Республиканской больницы и отделений реанимации, и автомашины скорой помощи различной комплектации. Так, только в 2015-2016 годы на приобретение медицинского оборудования для медицинских учреждений было заложено 368 миллионов рублей, и все они были освоены. Это десятки и десятки наименований аппаратуры, которая в руках медиков спасла уже не одну жизнь.
«НГ»: Что не удалось реализовать и по каким причинам?
Т.Ц.: На данный момент все еще не удалось в целом решить вопрос централизации системы здравоохранения, в частности, лечебно-профилактических учреждений. Есть решение коллегии минздрава, где рекомендована и обоснована целесообразность централизации лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и санитарно-эпидемиологической службы (СЭС). Однако возникли коллизии правового характера, так как есть противоречия между законом о здравоохранения и законом об административно-территориальном устройстве. Таким образом, этот вопрос требует дополнительной и тщательной проработки, в первую очередь, в отношении нормативно-правовой базы, чтобы в последующем оптимизировать работу всех медучреждений республики.
Важно также отметить, что в рамках мероприятий на 2018 год не реализован лабораторный контроль, так как средства на эту программу были перепрофилированы в рамках бюджета того же года на лечение граждан за пределами Абхазии.
«НГ»: Есть ли у Вас статистика выезжающих на лечение за границу (Россия, Грузия и другие страны)? Увеличилось ли количество таких людей за последние 5 лет, и с чем это связано?
Т.Ц.: Хочу отметить, что статистику пациентов, проходящих лечение в Грузии минздрав Абхазии не ведет. Это происходит исключительно по инициативе самих пациентов.
Что касается России, в 2018 году ратифицировано «Соглашение между Правительством Республики Абхазия и Российской Федерации о сотрудничестве в области оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение». Министерством здравоохранения Абхазии за последние годы была реализована ведомственная целевая программа «Лечение граждан за пределами Республики Абхазия». Общие затраты на ее реализацию по плану составили 43 396 000 рублей. Фактические затраты – 43 248 809,24 рублей, из которых 23 261 191,69 рублей было направлено на погашение имеющейся задолженности за предыдущие годы перед медицинскими учреждениями Российской Федерации. За 2018 год направлено на лечение за пределы Республики Абхазия 678 человек, из которых более 50% пациентов, нуждающихся в срочном и плановом оперативном лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний и травм костно-мышечной системы, заболеваний нервной системы, заболеваний крови, пациентов с онкологическими заболеваниями; 48% детей с тяжелыми заболеваниями сердца и с другими заболеваниями, требующими оказания неотложной высокотехнологичной медицинской помощи.
В 2017 году такую помощь получили 450 человек, в 2016 – 700.
«НГ»: Как развивается международное сотрудничество в этой области? На что направлено, в каких сферах?
Т.Ц.: Международное сотрудничество в здравоохранении – это прежде всего взаимодействие с нашим стратегическим партнером – Российской Федерацией. Осуществляется оно по целому ряду направлений. Помимо двух основных соглашений – по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан России и обязательному медицинскому страхованию, это и Соглашение между министерством здравоохранения Краснодарского края и правительством Абхазии «О порядке организации предоставления медицинской помощи и системе обязательного медицинского страхования граждан РФ, постоянно проживающим на территории РА в медицинских организациях РФ», Соглашение между правительством Республики Абхазия и Российской Федерации «О сотрудничестве в области оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи включая лекарственное обеспечение», Соглашение о сотрудничестве с Российской медицинской академией непрерывного профессионального образования (РМАНПО). Эти документы работают, тысячи наших граждан выезжают на лечение в различные медицинские центры России, а наши медики при поддержке российских коллег уже около трех лет успешно повышают свою квалификацию, проходят необходимые курсы на нашей базе, в Абхазии.
Между тем, международное сотрудничество в медицине есть с и Израилем, в частности, с ТОП Эксперт Центром (сеть израильских клиник) и Соглашение о сотрудничестве между министерством здравоохранения Республики Абхазия и компанией «Dr. Alexandr Tsimerman». Первое сотрудничество предполагает оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Абхазии, а также оказание помощи в обучении в системе послевузовского профессионального образования, в области развития здравоохранения в республике, взаимная передача знаний, научной информации, совместная научно-исследовательская работа, совместная реализация гуманитарных программ и акций в сфере здравоохранения и т.д.
Развиваем и сотрудничество с клиниками Турции при поддержке абхазской диаспоры, абхазские культурные центры немало способствуют этому процессу, но оно еще документально не подкреплено.
Говоря о международном сотрудничестве, нельзя не отметить наше успешное и давнее сотрудничество с Детским фондом ООН (UNICEF) в плане иммунизации детского населения и защиты материнства и детства, сотрудничество с MSF (движение «Врачи без границ») по части лечения туберкулеза, а ПРООН уже несколько лет успешно осуществляет программу по ВИЧ/СПИД и наркологии.
«НГ»: Какая самая острая проблема, стоящая перед минздравохранения сегодня?
Т.Ц.: Острых проблем несколько. В первую очередь, это состояние материально-технической базы ряда медучреждений и дефицит квалифицированных специалистов по ряду специальностей. В неудовлетворительном состоянии по-прежнему Сухумская инфекционная больница, Республиканская детская больница, оставляет желать лучшего состояние многих районных больниц, не достает кадров практически по всем направлениям педиатрии.
Между тем, мы активно работаем для решения этих проблем. В той же детской больнице планируется ремонт и уже заложены деньги в бюджете следующего года, работают целевые программы по кадровому обеспечению, но вопрос решения здесь в долгосрочной перспективе. И, конечно, несмотря на все усилия и успехи, все еще существует проблема оттока пациентов за рубеж.
В числе острых проблем и нормативно-правовой аспект. В 2016 году принят закон о здравоохранении. Какую-то часть нормативных документов мы уже подготовили, но это очень большой пласт работы: необходимо менять всю нормативную базу, которая в большей степени устарела и не отвечает современным тенденциям. Министерство здравоохранения активно ведет работу по разработке новых нормативно-правовых актов.
Приоритеты минздрава направлены и на популяризацию здорового образа жизни, здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака, борьба с ВИЧ/СПИД и т.д.