Сегодня, 27 июня в Сухумском городском суде рассматривалось сразу два дела представляющих общественный интерес. В одном случае администрация Сухума судится с сухумским городским собранием пытаясь доказать, что решение сухумского городского собрания ограничившего высотность строений в исторической части города, незаконно, а значит подлежит отмене.
В другом случае речь идет о линии Ачгуара. Лидер Абхазского народного движения Адгур Ардзинба пытается доказать, что прокуратура покрывает серьезные хищения при ремонте высоковольтной линии.
Я не намерена передавать полное содержание судебных заседаний – я излагаю свое, субъективное мнение, право на которое мне гарантировано законами нашей страны.
Администрация против горсобрания
Беспорядочная хаотичная застройка города у всех на виду и у всех на слуху. Не для кого не секрет, что в строительном буме заинтересованы чиновники как республиканского, так и муниципального уровня. Кто-то из них приватизировал по остаточной и совсем остаточной стоимости здания и строения, кто-то каким-то удивительным образом выделил землю под строительство себе и своим близким. И вот сейчас, когда к Абхазии проявляет большой интерес российский олигархат и в парламент от президента поступил пакет законов, позволяющих обойти запрет на продажу недвижимости и земли иностранцам, в Сухуме единственным препятствием для чиновников стали два решения Сухмского горсобрания, которые ограничивают застройку и высотность зданий в исторической части города. А они хотят строить именно в центральной части и им наплевать, не только на то, что будет изуродован внешний вид столицы, неприспособленной под массовую и хаотичную застройку высоток, так как нет улиц, тротуаров, коммуникаций, парковок для машин и их уже сейчас негде ставить, не хватает детских садов, перегружены школы в центральной части, что такой нагрузки не выдержит водоканализационная и энергетическая система, которая работает с серьезными перебоями. Про экологию города ежедневно теряющую зеленные насаждения, я уже и вспоминать не хочу. Им даже наплевать на то, что это просто опасно для людей, живущих в городе.
К власти пришли люди, которые в своей ненасытной алчности, не задумываются и над тем, почему в советские времена существовали ограничения, как на застройку прибрежной части Сухума, так и на высотность зданий. Они хотят извлекать выгоду из строительства любой ценой.
На самом деле депутаты Сухумского городского собрания ничего не придумали. В 2009 году, когда опасность хаотичной застройки столицы стала реальностью, а город не смог принять градостроительный план – не было средств оплатить работу по его созданию, не было необходимых для его принятия законов (их и сейчас нет) – они приняли единственное возможное решение. Они взяли за основу нормативные документы советских времен, которые базировались на научных исследованиях, тщательном изучении местности, особенностей грунта, сейсмической активности территории и так далее.
Депутатское решение было временное и на смену должен был прийти продуманный документ ориентированный на будущее, который определили бы перспективу развития, общую планировочную структуру, функциональное зонирование по видам использования, направление мероприятий по благоустройству, учитывающих все особенности нашего города, предусматривающих реконструкцию старых и частично разрушенных зданий, прокладку подземных коммуникаций, транспортную систему, логистику, схему освещения, парковые зоны, озеленение… На основе этого документа обычно и составляются проекты планировки и застройки, потому как только он позволяет понять, что нужно сохранить, а что изменить на конкретной территории и даже какие деревья можно сажать, а какие нельзя. Во всем мире это принято называть Генеральным планом города и принимают его муниципальные органы власти советуясь жителями города, учитывая запросы и потребности людей на основании опросов и референдумов.
Наши муниципальные власти не только не пытаются принять план развития столицы, наоборот они разрушают даже те, весьма условные ограничения, которые в спешке были введены муниципальным собранием 2009 году. Своими действиями именно власти страны и города дают зеленый свет хаотичной застройке города, узаконивая незаконную застройку столицы существование в которой, станет в результате всего этого, просто невыносимым уже в ближайшие годы.
Но вернемся к суду. Аргументы, которые приводятся представителями администрации в суде, не выдерживают никакой критики. Так представитель истца заявляет, что собрание не имеет право принимать решение о высотности зданий и регламентировать строительство. Тогда кто имеет на это право, почему не принимает?
Дальше еще интересней. Вопрос представителя администрации к ответчику: почему прошлый созыв собрания не руководствовался решениями, принятыми собранием в 2009 году? Дорогие ж вы наши исполнители, мне так странно, что вы не заметили, что у нас парламент республики не выполняет собственные решения, принятые для себя самих, к примеру, о прямых эфирах. У нас президент нарушает Конституцию без зазрения совести, а прокуратура не реагирует. У нас правительство пописывает Соглашения, которые больше похожи на послевоенные репарации и реституции к агрессору. Это означает, что они не нарушают законы страны? Шутите? А собрание приняло решение, отменить которое может только президент, а он его не отменил и теперь оно незаконное?
И еще для полноты картины. Я поясню, почему прошлый созыв собрания не требовал исполнения данного решения: во главе Собрания находились люди, напрямую заинтересованные в том, чтобы это решение исполнялось. Так же как те, кто сегодня отстаивает хаотичную застройку столицы. И в администрации города прекрасно знают, кто эти люди и какие проекты они осуществляли и осуществляют и к чему это приводит, тоже знают.
На маякском повороте вырыли котлован под строительство очередной высотки. В нем третий год надрывно квакают лягушки. Но не потому, что нет средств на строительство, а потому что строить высотки в этом месте нельзя – у природы свои законы. По улице Когония застроенной «инвесторами», эти самые «инвесторы» на постоянной основе заливают бетон под уже построенные дома, укрепляя таким образом еще не полностью распроданные строения. Кстати вода в подвалах более ранних построек 60-х годов на прилегающих улицах, теперь не просто не уходит, она прибавляется, выплескиваясь из подъездов и при каждом дожде затапливаться прибрежная часть Сухума, будет все серьезней. Посмотрите на предел мечтаний нашего президента, соседний Адлер-Сочи. Те, кто в школе учили физику, знают, что сжатие воды практически невозможно и если бы администрация города потрудилась принять Генплан застройки и реконструкции города, перед тем, как застраивать набережную, то этой проблемы бы не возникло.
Но да к черту сослагательное наклонение. Теперь вся ответственность за будущее столицы на третьей ветви власти, которая должна учесть не только то, что данное решение горсобрания было опубликовано в СМИ не «по форме», которая бы удовлетворила администрацию города (в данном конкретном случае, потому как форма подачи информации не регламентирована законами), а общественный интерес и последствия, которые наступят для города без Генплана и без решения собрания, хоть как-то ограничивающего хаотичную застройку столицы.
Адгур Ардзинба против прокуратуры
А теперь коротко о втором суде, на который я не смогла попасть, так как два суда проходили одновременно. Иск лидера АНД к прокуратуре. Напомню, что Адгур Ардзинба обвиняет руководство прокуратуры (генпрокурора и одного из его заместителей) в бездействии в связи с хищением средств при ремонте высоковольтной линии электропередач «Ачгуара». Об этом он публично заявил более полугода назад и потребовал проведения расследования. По имеющимся у Ардзинба сведениям, из 108 миллионов рублей, потраченных на закупку материалов, более 50 миллионов были украдены путем завышения цен.
Но первом заседании суд потребовал от прокуратуры предоставить материалы проведенного расследования. Прокуратура не поняла суд и на следующем заседании ограничилась предоставлением материалов, ставших основанием для начала расследования. Суд, проявляя ангельское терпение, еще раз огласил свое требование – предоставить все материалы расследования, так как, только на их основании можно дать оценку как действиям, так и бездействию прокуратуры. Но на сегодняшнем заседании суда, прокуратура вновь не представила затребованные судом материалы. Странно, мне всегда думалось, что суд может обязать ответчика представить необходимую информацию, но, видимо, не тогда, когда это касается генпрокуратуры покрывающей делишки высоких чиновников. Так что лед не тронулся, но заседание продолжается, господа присяжные заседатели. Следующий суд по делу 29 июня. И очень важно на всем увидеть лично, как судья будет давать оценку действиям прокуратуры, не исследовав результаты их работы. Присоединяйтесь господа к судебному заседанию, оно открытое. А коррупция во власти, это не личная проблема Адгура Ардзинба, это вопрос будущего нашей страны.
Мои личные выводы из длинного судного дня
Что касается третьей НЕЗАВИСИМОЙ ветви власти, то, на мой взгляд, суд, должен учитывать прежде всего общественную значимость и последствия для страны и народа принимаемых им решений.
Если чаша весов правосудия в исках (там еще один иск от того же 2009 года и на ту же тему) администрации против горсобрания, окажется на стороне администрации города, то наша столица, историческая часть города будет уничтожена навсегда и безвозвратна, наша столица утратит свою индивидуальность и привлекательность и превратится в душный и вонючий город закатанный в асфальт и бетон.
Если суд примет суд встанет на сторону прокуратуры, в деле, связанном с откровенным покрывательством хищений при ремонте высоковольтной линии «Ачгуара» прокуратурой, то он узаконит коррупцию.
И это превратится в большой судный день для нашей страны. А те, кто испоганил наш родной город, помашут на ручкой из прекрасного далека.
Изида Чаниа