Тема ДТП со смертельными исходами не перестает быть актуальной. О том, как переломить эту ситуацию думают все: и обычные граждане и руководство страны.
Министр внутренних дел сообщил нам недавно, что начинается реализация проекта «Безопасный город», который позволит взять под контроль всю республиканскую трассу и улицы наших городов. Нам обещают, что любое нарушение дорожных правил будет документироваться и никто от ответственности не уйдет.
По поручению президента в Администрации был разработан проект закона «О внесении изменений в законодательные акты в сфере безопасности дорожного движения». Он предполагает ужесточить меры наказания за вождение в нетрезвом состоянии. При повторном нарушении и отказе от медицинского освидетельствования будет грозить лишение свободы на срок до трех лет. Эта мера мне кажется чрезмерной. Не получится ли так, что у нас места в тюрьме не останется для совершивших реальные преступления? И весьма абсурдно выглядит формулировка: «наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет», как будто возможно управлять транспортным средством, находясь в местах лишения свободы.
Другую предлагаемую норму за управление в состоянии наркотического или алкогольного опьянения по замене штрафа размером в 12 000 рублей на лишение водительских прав сроком на один год, я бы однозначно поддержала.
Предлагалась такая мера, как конфискация автотранспортного средства. Этого требовали и участники обсуждений в соцсетях. Однако, депутаты говорят о том, экспроприировать чужую собственность нельзя, это нарушает многие законные установления. Я думаю, что конфискацию можно было бы с легкостью заменить на арест автомобиля на длительный срок. И эта мера мне кажется эффективной.
Но в целом, предлагаемые поправки в закон касаются только нетрезвых водителей, совершающих ДТП. А по нашей статистике за последние два года было совершено 492 ДТП, в которых погибли 200 человек и 710 получили ранения. Причем, из этого числа водителями в состоянии алкогольного или наркотического опьянения было совершено только 41 ДТП, то, есть каждое десятое. Получается, что основной массы нарушений данный закон не коснется вообще никак.
Меня удивило, что в проекте поправок не предусмотрено никаких мер повышенной ответственности для должностных лиц, о чем говорил публично президент Рауль Хаджимба и обещал, что чиновники за нарушение правил дорожного движения будут лишаться своих кресел. Мне эта мера кажется вполне обоснованной, особенно после того, как были объявлены итоги работы пилотного проекта «Безопасный город» и установлено, что большинство нарушений ПДД совершают именно чиновники, видимо, они уверены, что смогут уйти от любой ответственности.
И особенно хочется мне сказать о депутатах нашего парламента. Недавно, один из них рассказал, что среди депутатского корпуса немало любителей очень быстрой езды, причем, гаишники не только не останавливают таких депутатов, а наоборот, берут под козырек.
И вот тут встает самый главный вопрос. Камень преткновения, о который, как мне кажется, с легкостью разобьется любая наша инициатива. Это – неотвратимость наказания. Пока каждый не будет твердо знать, что за нарушение закона последует наказание и никакие связи никому не помогут, ничего у нас не изменится. Но именно этого-то у нас и нет. Как бы мы не ужесточали наказание, все упрется в то, что «своих» мы не сдаем, не наказываем, не судим, не сажаем. Чтобы поставить всех в равное положение перед законом и добиться, чтобы он был не только на бумаге, но и в жизни, руководству страны нужна на это политическая воля. Поэтому главное, о чем надо думать, это как добиться, чтобы законы действовали и все были перед ними равны.
А попутно можно делать и все остальное: вводить фото и видеофиксацию, воспитывать водителей, обязывать школы уделять время безопасности дорожного движения, проводить общественные акции и наращивать социальную рекламу, на всех уровнях пропагандировать ответственное вождение и ценность каждой человеческой жизни. Говорят, вода камень точит.
Елена Заводская
АГТРК “Телепост” 4.11.16