В последнее время на повестку дня в Республике Абхазия вновь ставится вопрос о пересмотре законодательства в сфере продажи недвижимости Абхазии иностранным гражданам, в том числе, без получения гражданства Республики Абхазия. Инициатива об отмене существующего в Республике Абхазии запрета на приобретение или получение в дар жилой недвижимости не гражданам Республики Абхазия не учитывает ни последствий трагической истории абхазского народа, ни современные политические, этнокультурные и демографические реалии Абхазии.
За последние два столетия абхазский народ прошёл тяжелейший путь этнической истории: ликвидация абхазской государственности, депортация подавляющей части народа, массовая колонизация страны, искусственные ассимиляционные процессы. Все это привело к коренному изменению демографической ситуации Абхазии. За короткий исторический период из моноэтнической страны Абхазия превратилась в полиэтническую, в которой доля коренного абхазского народа составило меньшинство. Отечественная война Абхазии (1992 – 1993 гг.), поствоенные массовые диверсионно-террористические акции спецслужб Грузии, политическая и экономическая блокада и т. д., вновь нанесли невосполнимый урон генофонду и этнокультурному развитию народа.
Завоевание абхазским народом в 1993 году в результате военной победы над Грузией государственной независимости Абхазии, его признание Российской Федерацией и другими странами, создают необходимые условия для социально-экономического, демографического, этнокультурного возрождения абхазов. Республика Абхазия – единственное государство на земле, которое обязано возродить абхазский народ. Поэтому защита этнокультурной идентичности абхазов – главная функция Абхазского Государства.
Малочисленность и отсутствие компактного и сплошного поселения абхазского этноса и вытекающее из этого кризисное состояние абхазского языка отрицательно влияют на стабильность и других важнейших компонентов этноса: общность обычаев, традиции, национальной культуры в целом. В этих условиях заселение Абхазии иностранными гражданами путём разрешения продажи им недвижимого имущества, в том числе и жилого фонда (как первичного, так и вторичного), независимо от того, приобретут они при этом гражданство Республики Абхазия или нет, напрямую ставит под угрозу существование абхазов как самостоятельного этноса.
До сих пор нерешенной остается одна из важнейших проблем полноценного функционирования абхазского этноса в современных условиях – это возвращение на родину потомков абхазов, насильственно изгнанных царизмом в ХIХ веке. Репатриация абхазов на родину должна стать ключевым аспектом национальной идеи возрожденного современного абхазского государства. Без положительного решения данного вопроса немыслимо будущее абхазской нации и государственного суверенитета Республики Абхазия.
На основании Конвенции Генеральной Ассамблей ООН от 28 июля 1951 года, Народное Собрание – Парламент Республики Абхазия принял Постановление (№ 362 – с – III) от 15 октября 1997 года, согласно которому абхазы (абаза), депортированные в XIX веке, признаны беженцами, незаконно лишенными своей собственности, с незыблемым правом добровольного и беспрепятственного возвращения их потомков на историческую родину. А законом Республики Абхазия «О гражданстве Республики Абхазия», абхазы (абаза), проживающие за пределами Абхазии, являются гражданами Республики Абхазия. Исходя из вышеприведенных документов, вопрос о продаже иностранным гражданам недвижимости Абхазии, включая и жилищный фонд, не может быть решен без участия абхазской диаспоры.
Народная собственность на средства производства – основа национальной экономики – базовое условие для функционирования независимого государства. Поэтому вопрос о продаже недвижимости иностранным гражданам следует рассматривать и в контексте государственной безопасности страны.
Нет сомнения в том, что открытие рынка недвижимости Абхазии для иностранных граждан лоббируют отдельные олигархические и негосударственные финансовые группы России, Абхазии и Грузии. Попытки же отдельных абхазских и российских экспертов представить, что участие граждан Российской Федерации в приватизации объектов и покупки жилого фонда в Абхазии является составной частью российской государственной политики, безосновательны. У современной России нет имперских амбиций по восстановлению колониальных прав над Абхазией.
Но о своих имперских амбициях по захвату и колонизации Абхазии открыто заявляет Грузия. Выработанный грузинскими властями, при помощи своих западных спонсоров, план «мирного» покорения Абхазии, трансформированный в стратегию «Вовлечения – без признания», помимо прочих мер, подразумевает массовое приобретение недвижимого имущества, включая жилой фонд, в Абхазии иностранными гражданами. Для осуществления этой цели, по инициативе бывшего Премьер-министра Грузии Б. Иванишвили, уже функционирует целевой Фонд, располагающий несколькими миллиардами долларов. Инициатор этой затеи, показав пример грузинским бизнесменам, выделил один миллиард долларов из личного бюджета. Для осуществления этой цели будет задействована полуторамиллионная грузинская диаспора России, большая часть которой является гражданами РФ.
Открытие рынка недвижимости Абхазии для иностранных граждан отвечает принципам т.н. Вашингтонского консенсуса, согласно которому от стран, обремененных долгами, требуется либерализация торговли, снятие ограничений для иностранных инвесторов, тотальная приватизация государственного имущества, низведение функций государства до уровня «полицейского участка», с целью обеспечения необходимого порядка для продвижения бизнес интересов новоявленных иностранных собственников.
В этой связи также вызывает озабоченность наличие в Парламенте Республики Абхазия законопроекта «О свободной экономической зоне». Принятие законов о свободной продаже иностранцам недвижимого имущества и создание «свободной экономической зоны» на территории Абхазии, с привлечением больших финансов, неподконтрольных абхазским властям, в конечном счете, может поставить под угрозу само существование независимого абхазского государства. То, чего нашим недругам не удалось достичь силой оружия, попытаются осуществить силой денег.
Развернутая в последнее время в СМИ антиабхазская информационно-пропагандистская кампания преследует именно вышеуказанные цели. Складывается впечатление, что посредством такого информационного потока пытаются внушить гражданам Абхазии несколько ложных тезисов, в частности: «абхазы – отсталый народ, у них не было своей истории и культуры, своей государственности»; «абхазы – ленивый народ»; «абхазы – сами ничего не умеют делать»; «Абхазия – не может самостоятельно существовать без помощи извне»; «абхазы не способны создать независимое государство»; «абхазы добровольно ушли в Османскую империю и их потомков не следует возвращать»; «абхазы, проживающие в Турции, являются турками, а в арабских странах – арабами»; «мегрелы, проживающие в Галском районе, больше абхазы, чем представители абхазской диаспоры» и т.д. и т.п. Все эти и другие провокационные высказывания направлены на разрушение национального самосознания абхазского народа и лишение граждан Абхазии воли защищать и строить независимое государство.
Продажа недвижимого имущества Абхазии иностранным гражданам никоим образом не может способствовать развитию национальной экономики, улучшению социальной и культурной жизни граждан Республики Абхазия. По своей сути, она направлена на присвоение абхазской земли и коренному изменению этнодемографической ситуации в стране. В конечном итоге, такой путь ведет к распродаже Родины, разрушению существующей политической и социально-экономической системы государства и ускоренному этнокультурному растворению абхазского народа в ином этническом мире.
В условиях, когда:
а) отсутствует
– научно обоснованная стратегия социально-экономического, политического, демографического, культурного и духовно-нравственного развития Абхазии;
– государственный кадастр земли и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
– правовой механизм участия граждан Республики Абхазия, проживающих за рубежом в принятии решении о выделении земельных участков, продажи недвижимости иностранным гражданам;
– закон о создании земельного и жилищного Фондов для репатриантов;
– антимонопольное законодательство;
– антикоррупционное законодательство;
– закон об иммиграции;
– закон о правовом положении иностранных граждан на территории Республики Абхазия;
б) подавляющее большинство граждан Республики Абхазии имеют уровень доходов ниже прожиточного минимума и не могут конкурировать с гражданами иностранных государств;
в) не выявлены незаконно проданные объекты недвижимости иностранным гражданам и их коррупционные схемы,
считаем недопустимым пересмотр законодательной базы Республики Абхазия, регламентирующей права иностранных граждан на приобретение недвижимого имущества в Республике Абхазия, выработанной основоположником и Первым Президентом современного абхазского государства В. Г. Ардзинба.
Сухум,
25 сентября 2015 г.
1. Дбар С.А. канд. ист. наук, зав. отделом этнологии АбИГИ – подпись.
2. Барцыц Р.М. канд. ист. наук, старший научный сотрудник отдела археологии АбИГИ– подпись.
3. Габниа Ц.С. канд. филол. наук, зав. отделом фольклора АбИГИ– подпись.
4. Квициниа П.К. канд. биол. наук, ведущий научный сотрудник АбИГИ– подпись.
5. Гумба Г.Д. канд. ист. наук; ст. науч. сотр. АбИГИ, депутат IV созыва Парламента РА – подпись.
6. Бигуаа В.Л. докт. ист. наук, старший научный сотрудник– подпись.
7. Джапуа Т.Ш. канд. филол. наук, депутат II созыва Парламента РА – подпись.
8. Ачугба Т.А. докт. ист. наук, профессор, академик АНА, депутат II и III созывов Парламента РА – подпись.
9. Марыхуба И.Р. ст. науч. сотр. АбИГИ – подпись.
10. Камлиа Р.А. канд. техн. наук, доцент АГУ– подпись.
11. Чичибая Ц.А. науч. сотр. АбИГИ – подпись.
12. Аджинджал Е.К. сотр. архива АбИГИ – подпись.
13. Гожба Р.Х. науч. сотр. АбИГИ – подпись.
14. Шинкуба А.Ш. науч. сотр. АбИГИ – подпись.
15. Барцыц М.М. научн. сотр. АбИГИ, депутат III созыва Парламента РА – подпись.
16. Цвинариа И.И., канд. ист. наук, зав. отделом археологии АбИГИ, кавалер Ордена «Ахьдз-Апша» III степени – подпись.
17. Килба Э.К. канд. филол. наук, зав. диалектологической лабораторией АбИГИ – подпись.
18. Ачба А.О. мл. науч. сотр. АбИГИ – подпись.
19. Лакрба Ф.А. мл. науч. сотр. АбИГИ – подпись.
20. Саканиа С.М. мл. науч. сотр. АбИГИ, член Союза художников Абхазии– подпись.
21.Чамагуа Александр Хаджаратович кандидат технических наук, главный инженер СФТИ АНА – подпись.
22. Ачугба Д.Т.,мл. науч. сотр. отдела источниковедения АбИГИ – подпись.
Сбор подписей продолжается.