Президент Рауль Хаджимба провёл заседание рабочей группы Комиссии по конституционной реформе. В заседании приняли участие спикер Народного Собрания-Парламента Валерий Бганба, руководитель администрации президента Астамур Тания, первый заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Шамба, заместитель руководителя администрации президента Астамур Аппба, министр юстиции Марина Пилия, председатель комитета Народного Собрания-Парламента по правовой политике, государственному строительству и правам человека Валерий Агрба и юрист Эсма Корсая.
Обсуждались вопросы перераспределения полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти, внесение изменений в избирательную систему и реформирование органов местного самоуправления.
Рауль Хаджимба обратил внимание присутствующих на то, что выборы в органы местного самоуправления были перенесены на апрель 2016 года, поэтому работа, связанная с реформой системы органов местного самоуправления, должна быть завершена до начала избирательной кампании. Он отметил, что на первом этапе необходимо сосредоточить внимание на конституционных поправках, касающихся изменений избирательной системы и системы местного самоуправления. Было отмечено, что следующим этапом станет работа над изменениями 3 и 4 глав Конституции, касающихся перераспределения полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти.
Об этом сообщает официальный сайт президента Абхазии.
Комиссия по конституционной реформе была создана Указом Президента 22 января 2015 года с целью разработки поправок к Конституции Республики Абхазия, направленных на реформирование институтов государственной власти и местного самоуправления.
проект
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
О местном самоуправлении и управлении в Республике Абхазия
Статья 1
Внести в Конституцию Республики Абхазия, принятую Верховным Советом Республики Абхазия 26 ноября 1994 года, одобренную всенародным голосованием 3 октября 1999 года, с изменениями от 3 октября 1999 года; 30 апреля 2014 года, № 3494-с-V следующие поправки:
1) в части первой статьи 4 после слова «Гагра» дополнить словом «Пицунда,»;
2) пункт 16 статьи 53 изложить в следующей редакции:
«16) назначает и освобождает глав исполнительной власти городов и районов Республики Абхазия в порядке, установленном конституционным законом;»;
3) часть 2 статьи 79 исключить.
4) часть 3 статьи 79 изложить в следующей редакции:
«Состав, полномочия и порядок выборов органов местного самоуправления устанавливаются конституционным законом».
Обоснование необходимости принятия Конституционного закона
Республики Абхазия о поправке к Конституции Республики Абхазия «О местном самоуправлении и управлении в Республике Абхазия»
Конституция Республики Абхазия, как и конституции многих стран, устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно или через своих представителей. Управление публичными делами осуществляется гражданами не только через органы государственной власти, но и через органы местного самоуправления. Конституционное законодательство должно закреплять основные принципы организации местной власти, принципы организационной и финансово-экономической самостоятельности. Органы местного самоуправления должны быть свободны в определении своей внутренней организационной структуры и осуществлении полномочий в пределах своей компетенции.
1) Поправка в статью 4 обусловлена тем, что Конституция содержит исчерпывающий перечень городов Абхазии. В указанном перечне отсутствует город Пицунда, статус города которому присвоен Постановлением Народного Собрания Республики Абхазия от 7 февраля 2007 года. Данное Постановление вступает в противоречие с Конституцией.
2) Пункт 16 статьи 53 Конституции предусматривает, что главы исполнительной власти городов и районов назначаются Президентом, а часть 2 статьи 79 конкретизирует, что Президент назначает глав исполнительной власти из состава органа местного самоуправления.
Однако, в связи с тем, что главы администраций городов и районов относятся к местному государственному управлению, включение положения о порядке их назначения в главу Конституции, посвященную местному самоуправлению, нарушает структуру Конституции и порядок изложения конституционно-правовых норм.
Предлагаемая редакция пункта 16 статьи 53 Конституции гласит, что Президент назначает и освобождает глав исполнительной власти городов и районов Республики Абхазия в порядке, установленном конституционным законом. Данное положение отражает природу института местного государственного управления, так как главы городов и районов входят в единую систему исполнительной власти, возглавляемую Президентом Республики Абхазия.
Главы местных администраций (мэры) избираются населением в тех странах, в которых местные администрации относятся к органам местного самоуправления. Учитывая унитарную форму государственного устройства Абхазии и то, что местные администрации относятся к единой системе исполнительной власти, оптимальным представляется сохранить за Президентом право назначать глав администраций городов и районов.
В случае принятия данной поправки, положения части 2 статьи 79 будут являться конституционно-правовой основой для изменения существующего порядка формирования местных органов управления.
Конституционным законом могут быть предусмотрены различные способы назначения Президентом глав местных администраций, к примеру:
а) Президент согласовывает кандидатуру главы администрации города, района с органом местного самоуправления, и при получении согласия местного собрания назначает главу администрации;
б) орган местного самоуправления представляет Президенту не менее трех кандидатов на должность главы администрации, и Президент из их числа назначает главу местной администрации.
3) В целях исключения противоречия между корреспондирующими нормами в связи с изложением пункта 16 статьи 53 Конституции в новой редакции часть 2 статьи 79 необходимо исключить.
4) Часть 3 статьи 79 содержит положение о том, что состав, устройство и полномочия местного самоуправления устанавливаются законом. Вместе с тем Европейская хартия о местном самоуправлении от 15 октября 1985 года признает, что органы местного самоуправления составляют одну из главных основ любого демократического строя и должны гарантироваться государством. В связи с этим предлагается, чтобы состав, полномочия и порядок выборов органов местного самоуправления устанавливались конституционным законом, а не простым законом. В целях обеспечения конституционной стабильности закрепление указанных положений конституционным законом будет являться одной из форм гарантий государства.