На этот раз в рубрике «Учимся правилам дорожно-транспортного движения» директор автошколы «Старт» Темур Кецба рассказал о «правилах поведения» на перекрестках и самых непростых и спорных местах в Сухуме.
Самое главное, что нужно запомнить:
- Поворот надо выполнять с крайних положений.
Поворот направо совершают с крайне правой полосы. Важно при повороте приблизится к тротуару настолько близко, чтобы между Вашим автомобилем и тротуаром не поместилось даже двухколесное транспортное средство, объясняет директор автошколы. Самое основное требование при повороте направо – поворачивать как можно ближе к правому краю проезжей части.
При повороте налево, при двустороннем движении, нужно прижаться близко к сплошной линии, чтобы никто не смог поместиться левее вашей машины. Повернуть можно в любую полосу, главное не на встречную.
«Если мы проезжаем мимо филармонии и поворачиваем на ул. Леона, там две полосы. Поворачивая направо, либо в сторону Ботанического сада, мы должны свернуть в крайне правую. Но, если там припаркованы машины, то только тогда, мы можем заехать во вторую полосу. Если обратить внимание, у нас никто не поворачивает в крайне правую, у нас все сворачивают во вторую. А если попадается какая-нибудь иностранная машина, российская, например, либо начинающие водители, то они поворачивают в крайне правую. То есть если крайне правая свободна, то поворачиваем только в крайне правую», – приводит пример Кецба.
Еще одним сложным перекрестком он считает поворот на Новый район: «Те, кто выезжают с Нового района в город, они тоже поворачивают направо и должны поворачивать с крайне правой, но там поворачивают с правой и со второй, то есть слева. Так делать категорически нельзя, это нарушение. То есть со второй полосы на Новом районе можно проехать либо прямо к «Сухум-Маркету», либо к «Роснефти».
Часто водителей сбивает незнание знаков и правил дорожного движения. Так, часто происходят споры при повороте под эстакаду у СОИ.
«Там под светофором весят знаки, которые называются направления по полосам. Они указывают, что сейчас будет перекресток, на котором с правой полосы надо повернуть направо, прямо ехать нельзя, а со второй полосы только прямо. Те, кто хотят налево к СОИ, должны перестроится на правую сторону, заехать под эстакаду, развернуться и потом подняться к институту», – разъясняет Кецба.
Дело в том, что многие, видя на светофоре зеленую стрелку, указывающую поворот направо, не обращают внимания на основной сигнал светофора.
«Если горит стрелочка вместе с зеленым, можно смело поворачивать, уступая только пешеходу. Если вместе с зеленой стрелочкой горит желтый или красный, то поворачивать, конечно, можно, но необходимо уступить тем, кто едет сверху, с СОИ, вниз, так как раз у нас основной «красный», то у них основной «зеленый». И кто-то ехал с рынка, что-то забыл, может развернуться, так как у него горит зеленый. При ДТП будет виноват тот, кто ехал при зеленой секции», – напоминает он.
Еще один пример поворотов на светофоре – Старый поселок.
«На повороте на Старый поселок тоже есть такая секция, там стрелочка все время горит, указывая «прямо». Часто вижу такую картину: многие водители думают, раз прямо, то можно ехать. Только правая полоса при горящем красном сигнале на основном светофоре может ехать прямо. Те, кто ехали по второй полосе, если загорелся красный, должны остановиться. Опять же, мы должны понимать, что, если кто-то приехал к нам в гости, он не знает про нашу секцию. То есть, при выезде со Старого поселка, он постоял на перекрестке, дождался зеленого и поехал налево, он не в курсе секции, не видит разметку, которая уже стерлась, к нему никаких требований на перекрестке нет, ему горит зеленый, он поворачивает налево. При повороте налево он имеет право занять любую полосу, но может неожиданно для себя получить удар справа. И он будет прав, потому что основной «зеленый» у него, а тот, кто ехал по секции, у него основной «красный». Получается, вы имеете право ехать, но не создавая помех для тех, у кого «зеленый» основной», – добавляет Кецба.
Перекресток Гоголя – Лакоба место, где, кажется, правила нарушают даже самые законопослушные водители. По мнению Кецба, дело в том, что там не хватает знаков, которые отрегулировали бы этот вопрос:
«Там не хватает много знаков: о том, что заканчивается односторонняя дорога, нет предупреждающего знака о том, что будет двусторонняя. Раз движение одностороннее, то поворот налево должен выполняться как можно левее, а не с середины. Если дорога двусторонняя, то с середины от полосы. А вот в какую повернете – это непринципиально. Но в любом случае при повороте налево нужно уступить встречной».
Часто водитель вынужденно нарушает ПДД при повороте:
«Вот хотите вы повернуть от второй школы к СУЭС, но на перекрестке припаркованы машины, приходится поворачивать со второй полосы. И мы создаем затор тем, кто сзади. Если убрать машины, которые стоят перед перекрестком, там, где сплошная линия, те, кто хотят направо, будут занимать крайние ряды, и все проедут правильно. Но опять же парковка. Мы всегда будем упираться в парковку».
По мнению директора автошколы, большинство аварий происходит именно по причине неправильной парковки, которая ухудшает просматриваемость дороги.
«Надо воевать не со скоростью, надо воевать с парковкой. Потому что человек как летел, так он и пролетит, но, когда он летит и видит по сторонам, у него больше времени на реакцию. Когда он привык летать, и никто его 20 лет не трогал, а машин стало больше, он просто не успеет увидеть, а даже если успеет, он среагировать не сможет», – убежден Кецба.
Предположим, машина едет со скоростью 60 км/ч, если км перевести в метры, а часы в минуты, получится 60 000 м/3 600 секунд. Теперь 60 000 метров разделим на 3 600 секунд получится, что машина, при скорости 60 км/ч едет 16,6 метров за 1 секунду. Дело в том, что время реакции водителя именно одна секунда: то есть он едет, увидел опасность, испугался, убрал ногу с газа и перенес на тормоз – на это у него уходит секунда.
«Какой бы ты профессионал ни был, на это все равно секунда потратится. Ты еще на тормоз не нажал, а уже проехал почти 17 метров, а опасность увидел за 20 метров и у тебя останется 3-4 метра для того, чтобы нажать на тормоз и дальше тормозить. Этого не хватит. А если у тебя видимость будет не 20 метров, а 30 ситуация поменяется», – утверждает Кецба.
Перед перекрестком всегда на дороге начерчена сплошная линия около 15-20 метров. В этом месте уже нельзя парковать машины, чтобы люди, которые сворачивают, могли не наезжать на эту сплошную.
Ольга Джонуа