Мы публикуем письмо митрополита Элладской Православной Церкви Димитроса, адресовано Священному Синоду. Митрополит Димитрос возглавляет гуменисскую епархию, клириком которой со времен учебы в Салониках является глава Священной Митрополии Абхазии (СМА) Дорофей Дбар. Письмо написано Митрополитом Димитросом ответная реакция на запрет РПЦ к служению для «иеромонахов» Дорофея и Андрея. Письмо митрополита Димитрия интересно для нас тем, что подробно разъясняет сложившуюся в Абхазии церковную ситуацию с точки зрения православных канонов.
Перевод с греческого.
Митрополит Гуменисский, Аксиопольский и Поликастрский № 625 Гуменисса, 8.12.2011
Священному Синоду Элладской Церкви 115 21 Афины, ул. Ио. Геннадиу 14
Ваше Блаженство владыка Председатель.
Благодарю Вас за недавнюю пересылку в письме Священного Синода№ 3644/2697 от 18 октября 2011 года письма Преосв. митрополита Волоколамского Илариона № 1111 от 14 июня 2011 года «по нашему вопросу». А по какой причине я почтительно благодарю Вас? Да потому что таким образом я узнал, что по инициативе извне вопрос, не касающийся межцерковных отношений, стал предметом обсуждения Священного Синода. Однако волей или неволей вы обсуждали его, будучи подвигнуты на это аргументами и просьбами направленного Вам полуофициального документа. С самого начала хотелось бы сообщить Вам, что: своими строго внутриепархиальными действиями (иначе бы я и не имел права) и более того, я даже не думал и не имел намерений противодействовать, да и не противодействовал применяемой тактике/практике одной Церкви на канонической территории другой Церкви. Меня приглашают дать ответ и строго проанализировать аспекты данного вопроса.
КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ
Принципиально приведу вкратце следующее факты:
а) По межправославным данным (см. Диптихи Вселенского Патриархата за 2011 год: Грузинская Церковь), Абхазия является церковной территорией не России, а Грузии, но фактически не имеет етепископа с 1992/3 гг.
б) Почти одновременно с массовым постригом-хиротонией отца Дорофея Дбара и прочих абхазских клириков в России в 2001 году, им была предоставлена отпускная грамота карт-бланш с правом свободного ухода (!) из Майкопской епархии – ближайшей к территории Абхазии русской епархии! Они с самого начала уже много лет совершают священническое служение на канонической территории другой православной Церкви (в Абхазии, зависимой от Грузии). В 2007/8 гг. отец Дорофей Дбар временно вошел в нашу каноническую юрисдикцию. На основании отпускной грамоты из Русской Церкви и прежней службы и происхождения данного клирика из Абхазии мы возвели его в архимандриты для пределов нашей митрополии, согласно нашим обычаям в отношении этой награды, как не предполагающей обязательность возведения в епископский сан. (Отец Дорофей Дбар не является клириком Русской Церкви и не служил до этого в Московском Патриархате. И приняли мы его не как прибывшего непосредственно из России, но из Абхазии, и совершили хиротесию для пределов нашей митрополии. И какое право, с точки зрения экклезиологии, имеют русские, чтобы необоснованно возлагать на нас за это ответственность?)
в) Майкопская епархия/Русская Церковь (как и Русское управление внешних церковных связей) имеет лишь право подтвердить законность совершенного в 2001/2 гг. массового пострига-хиротонии-почисления за штат полной свободой (карт-бланш) некоторых клириков Абхазии, таких как отец Дорофей Дбар. (Как эта епархия додумалась в этом году до того, чтобы, да еще без суда, наложить прещение на уже независимого от нее чужого иеромонаха совершенно другой церковной юрисдикции за то, что он воспротивился русской внешней церковной политике, в частности, в отношении Абхазии? Можно ли установить границы для подаваемой благодати Божией, мотивируя это меняющейся каждый раз церковной политикой, и в каких случаях это возможно, каким образом и кто может это делать, – данный вопрос подлежит обсуждению на межправославном и всеправославном уровне под эгидой Матери обеих Церквей ~ Вселенского патриархата).
г) Говоря об истории вопроса, упомянутый иеромонах не произвел в Абхазии никакого возмущения, что может подтвердить, как новоизбранный президент Абхазии, так и вся политическая, научная и журналистская элита страны. Московский же Патриархате марте этого года, напротив, самочинно вмешался-назначил-переместил-прислал в самый крупный на Кавказе монастырь – святыню Абхазии – чужую церковную юрисдикцию на место, занимаемое уже десять лет игуменом-абхазом, – русского игумена с Валаама! Московский Патриархат вмешался в чужую церковную область, и именно это вызвало ряд серьезнейших возражений у клириков и мирян Абхазии, не принявших ни назначения, ни вмешательства Москвы.
д) До сведения всех православных патриархатов и Церквей (несомненно, и нашей) уже были доведены решения расширенного церковно-народного собрания Абхазии вместе с историей недавнего вопроса, а также просьба о всеправославном обсуждении сложившегося там церковного положения.
ПОДРОБНЕЕ (1)
1) При приснопамятном Архиепископе Христодуле мы предоставили в Священный Синод официальные церковные документы иеромонаха Дорофея Дбара: ставленническую грамоту и удостоверение о хиротесии за 2001 год и, прежде всего, ОТПУСКНУЮ ГРАМОТУ с правом перехода карт-бланш за 2002 год! Данный клирик (несмотря на то, что не относится ни к какой юрисдикции) мог уже свободно стать клириком любой Православной Церкви. Это тотчас же произошло из-за нерешенного положения церковной области государства Абхазия в 2001 году! Это произошло и у нас в 2007/08 гг. По нашему благоволению и благоволению Священного Синода он был включен в число наших клириков. В силу вышесказанного в этом году я совершил хиротесию данного клирика в архимандриты нашей митрополии. В Греции такая награда, как сан архимандрита, усвояемая вместе с хиротонией (точно так же, как ношение креста, усвояемое вместе с хиротонией в Румынии, России и т.д.), не является обязательной ступенью повышения в звании, в отличие от того, что действует в Русской Церкви.
Чем же вызвано беспокойство Преосвященного Владыки Волоколамского? По крайней мере, в отношении России, этот клирик должен бы быть избран Московским Синодом, в котором в качестве постоянного члена участвует и сам Владыка? А все еше не имеющая епископа Абхазия приналлежит не России, а Грузии, и конкретный клирик уже давно получил отпускную грамоту от рукоположившего его епископа.
2) Может кто-то и «ухватится» за заголовки документов и сказать в ответ: документы 2001/2002 гг. показывают, что данный священник, по всей видимости, происходит из одной из русских епархий (На это следует встречный вопрос: а принадлежит ли он сегодня Русской Церкви? Когда, с канонической точки зрения, он оставил юрисдикцию Русской Церквии какой промежуток времени, с канонической точки зрения, охватывает такой его уход? Нужно разобраться, оправдывает ли то переходное состояние не имеющей епископа (!) Абхазии, которое следует изучить на межправославном/межхристианском уровне, русское вмешательство, и если да, то в какой степени!) Вышеупомянутый клирик учился в Москве (Духовная семинария 1993-97, Духовная академия 1997-2001, защитил кандидатскую диссертацию по церковной истории своей страны). Был пострижен-рукоположен сразу же в монахи-диаконы-пресвитеры Преосвященным Майкопским и Адыгейским Пантелеймоном (авг.-сент. 2001 г.). Преосвященный Пантелеймон вызывал его из Абхазии и выдал (подписанную и с печатью): «№ 016 от 10 марта 2002 года ОТПУСКНУЮ ГРАМОТУ на имя иеромонаха Дорофея Дбара (в миру Дбар Дмитрий Заурович)…», где было решительно сказано, что: «Настоящим лаю вам свое разрешение на перехол в лругую епархию». Выдавая как бы полную отпускную грамоту без указания епархии для перехода, архиерей совершил некое новое деяние, проблематичное с точки зрения канонов, но, которое, однако, есть данность, является действительным и не подлежит сомнению. Он постриг, рукоположил и отпустил изначально клирика Абхазии с полной отпускной грамотой карт-бланш, следовательно, имеющей межправославную силу!
3) Есть и другие молодые священнослужители, которые пополняют клир Абхазии, рукоположенные в массовом порядке и почисленные за штат с карт-бланш! «Они высвобождаются» для несения священнического и пастырского служения с карт-бланш, не имея назначения! В отпускных грамотах избегается всякий намек на то. куда они в действительности «направляются» – в Сухумскую и Абхазскую митрополию, церковную область, формально пребывающую под омофором грузинского Патриарха и действительно находящуюся в зависимости от Грузии.
(2)
Как же так свободно направляют в Абхазию, словно миссионеров, одного, второго, третьего, четвертого клирика с властью беспрепятственно совершать священническое-пастырское служение? На это есть особая серьезная причина. Если бы в отпускной грамоте было ясно написано Сухуми/Абхазия, то возникли бы трения в церковных отношениях между Россией и Грузией! Но поскольку Абхазия стала независимой от Грузии, возникают обоснованные подозрения в ее захвате Московским патриархатом через священнические хиротонии! Либо она непосредственно на правах полуавтономии принадлежит Патриарху Московскому, либо хотя бы контролируется Московским Патриархом как автономия, предоставленная им и зависимая от него.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ГРУЗИИ И АБХАЗИИ
Считается, что Абхазия относится к юрисдикционной «области» вновь (с 1918//З.ЗЛ990) автокефальной Церкви Грузии!
1) С ДРЕВНОСТИ (до христианизации Руси и до 1448 года -автокефалия России/ 1589 года – Патриархат России…) на Кавказе, а именно в Авасгии-нынешней Абхазии, в Алании-нынешней Осетии и т.д., равно как и в Иверии-нынешней Грузия, уже непрерывно существовала Церковь апостольского происхождения! – см. источники греческие и с. 42 из Жития равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия. -см. греческие источники 1966 и отдельную выписку: В обоих частях Иверии (Авасгия – Зап. Иверия-нынешняя Абхазия и Вост. Иверия-нынешняя Грузия) уже долго существовала автокефальная, а иногда автономная церковная жизнь. Находясь некогда в подчинении Константинополя, а некогда в подчинении Антиохии, будучи автономной или автокефальной Церковь Авасговв период 1390-1795 гг. имела и «Католикоса»-«Патриарха-Архиепископа». До 1810 года она не имела никакого отношения к России, когда Грузия и Абхазия как государства были включены в состав Российской империи и были вынуждены упразднить свои политические и церковные власти, однако без всеправославного согласования. В 1917-1921 гг. вновь провозглашается независимость Грузии и Абхазии.
3) Сегодня на межправславном уровне и в официальных Диптихах упоминается «Сухумская и Абхазская митрополия» Грузинской Церкви! После кровопролитной войны Грузии с Абхазией в 1992-93 гг. абхазы в политическом отношении откололись от Грузии, и сейчас существует государство Абхазия, признанное Российской Федерацией и другими государствами ООН. На межправославном уровне не решен вопрос о церковном положении региона, находящегося под временным «надзором» церковного совета, состоящего из священников и мирян. – Именно в этом проявилось вмешательство Москвы с хиротониями и отпускными грамотами карт-бланш клириков (политический захват чужой канонической территории) и еще более явно самочинным назначением в марте 2011 года извне в крупнейший монастырь на Кавказе «Новый Афон» русского игумена, что вызвало весьма серьезное напряжение (даже серьезнее политического, см. http://www.amen.gr/index.php?mod-news&op-article&raid-6278). После того, как были спровоцированы эти обширные потрясения, возвращаясь с празднования двадцатилетия предстоятельства Вселенского Патриарха из Стамбула, Грузинский Патриарх заявил, что после проведения среди жителей референдума часть Церкви может войти в подчинение Вселенского Патриархата, и по этому вопросу Грузия, как Церковь-Мать одной такой части, возражать не будет!
(3)
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, какой для нас напрашивается действительный вывод?
1) В отношении возведения вышеупомянутого иеромонаха-доктора богословия в сан архимандрита: Речь шла о рукоположенном в 2001 году клирике, имеющем право свободного неограниченного перехода, как бы свободного увольнения с 2002 года. К тому же я опирался на формально действительное повторное подтверждение каноничности его хиротонии, содержащееся в новейшем документе за нынешний 2011 год за подписью самого Преосвященного Волоколамского. Я не стал задавать вопрос нашему Священному Синоду или Вселенскому Патриархата, не желая, чтобы из-за меня началось отслеживание и урегулирование всего вопроса на межправославном уровне. Меня не касаются внутрицерковные проблемы или выгоды церковной политики.
2) Но скорее всего после состоявшегося обмена мнениям я должен уже через наш Священный Синод обратиться и во Вселенский Патриархат. Помимо экллезиологического решения вопроса об Абхазии, необходимо урегулировать более значительную каноническую проблему вмешательства с помощью хиротоний или также прешений-запретов в чужую каноническую область и предоставления из России или отзыва права на совершение священнических действий в отношении территории, находящейся в формально-канонической компетенции Грузинской Церкви. Или также проблемы заявленного недавно мне, иерарху Эллалской Церкви, «протеста» и вмешательства в мои пастырские обязанности. Все это требует рассмотрения в рамках вопроса о находящейся в течении восемнадцати лет без главы и епископа исторической страны-церковной области Абхазии, что в конечном итоге является основанием/средоточием для более серьезной озабоченности на межправославном уровне.
3) НЕВОЗМОЖНО представить, чтобы русские братья игнорировали все это. Пренебрегали в конкретном вопросе самым ясным образом всеправославно признанным суверенитетом Грузинской Церкви. И обращались к нам с обвинениями, используя 1/10 часть полуправды, не обращая внимания на остальные 9/10 их собственной огромной межправославной ответственности и правду Божию.
С глубоким уважением, + Митрополит Гуменисский Димитрий
Копия:
– Вселенскому Патриархату (через Священный Синода) как почтительный запрос по поводу возникших на межправославном и межепархиальном уровнях вопросов и с просьбой соответствующего информирования Грузинской Церкви и всеправославного тела в виду обсуждения более широкого вопроса.
– в качестве ответа Преосв. митрополиту Волоколамскому (через Священный Синод).
– к сведению Преосв. Председателя Межправславной Комиссии по подготовке Всеправославного Великого Собора митрополита Пергамского.
– (Возможно) для внутриправославного ознакомления о состоявшемся обмене мнениями преосв. епархиальных архиерев Московского Патриархата.