25 октября в Сухумском городском собрании прошло заседание депутатов.
Единственный вопрос в повестке о приватизации объекта муниципальной собственности был перенесен на следующее заседание, так как выяснилось, что вопрос не проработан комиссией, а в представленном пакете не достает ряда документов. Речь шла о приватизации объекта муниципальной собственности на первом этаже пятиэтажного дома по улице Красномаякская 76 «а» начальная цена которого (165 кв.м.) обозначена в 207 тысяч рублей.
Все остальное время депутаты сухумского городского собрания посвятили обсуждению двух вопросов – предложению председателя собрания Константина Пилия о переносе президентских выборов на август 2019 года и предложению о проведении референдума по вопросу прямых выборов мэра столицы.
Пилия зачитал своим коллегам обращение к президенту и парламенту, в котором он предлагает перенести выборы президента с августа на апрель 2019 года с целью сохранить стабильность в обществе в преддверии курортного сезона.
Пилия почему-то считает, что «политические игры больше всего волнуют простых граждан, которые занимаются бизнесом, думают о хлебе насущном и о завтрашнем дне», а потому предлагает «для сохранения стабильности в обществе в преддверии курортного сезона, необходимости не упустить время в ходе напряженной предвыборной борьбы на подготовку проектов инвестиционной программы социально-эконмического развития Абхазии, во избежание протестных действий в виде акции неповиновения граждан органом государственной власти» поддержать его предложение «по переносу выборов президента на апрель 2019 года», – говорится в обращении Константина Пилия.
В обращении также содержится предложение сделать 27 мая днем инаугурации президента. «Это может способствовать сближению всех политических сил нашей Родины. 27 мая будет символичным днем примирения, и мы перевернем эту страницу», – отметил депутат.
С ним согласился депутат Мизан Зантария, который также считает, что выборы президента обязательно влекут за собой напряженность в обществе. «Избиратели не хотят, чтобы в летний период были очередные стычки. Для нас выборы как война, люди уже устали», – сказал он.
Зачитав свое обращение, председатель Сухумского городского собрания Константин Пилия предложил депутатам проголосовать за него.
Однако, не все депутаты согласились с тем, что предложение о переносе выборов может звучать от лица Сухумского городского собрания. Немного поспорив, депутаты приняли решение, что под обращением поставят подписи только те депутаты, которые с ним согласны, и оно не будет выражать точку зрения собрания.
Депутат Темур Купалба спросил инициатора обращения, не нарушает ли это Конституцию и закон «О выборах». Пилия в свою очередь подчеркнул, что речь не идет о требовании досрочной отставки президента.
«Мы обращаемся, а примут не примут, это другой вопрос. Мы говорим от имени людей, которые переживают о срыве курортного сезона из-за выборов. Само собой, Конституцией определен срок полномочий президента – это 5 лет. Конечно, требования об его отставки выходят за рамки правового поля», – согласился он.
Депутат Саид Бутба считает, что это обращение носит политический характер.
«Я считаю, что это обращение о переносе выборов не сохранит стабильность, власть его может воспринять как ультиматум. А улучшит ли политическую обстановку перенос выборов на два месяца раньше? Каждый пусть голосует под своим именем, чтобы это не выглядело так, что с обращением выступает город?», – отметил Бутба.
Он же подчеркнул, что инициатива переноса выборов звучала в выступлении Аслана Бжания.
Депутат Дмитрий Маршания отметил, что горсобрание вообще не имеет права проводить голосование по этому поводу – «это не вопрос компетенции».
Один из депутатов задался вопросом: «А почему именно на апрель переносить выборы, почему нельзя на осень 2019 года, после курортного сезона».
В общем голосовать за обращение главы Собрания депутаты не стали и решили, что каждый, кто сочтет нужным, подпишется под ним как частное лицо после Собрания.
Проведение референдума о прямых выборах главы города депутаты Сухумского Собрания назначили на март 2019 года.
Депутат Сухумского собрания Дмитрий Маршания представил на рассмотрение коллег вопрос о проведении референдума по вопросу о прямых выборах мэра столицы.
«Полтора года назад мы посылали письмо в администрацию президента и в парламент с просьбой рассмотреть законопроект о местном самоуправлении, где много вещей тех, которые мы хотели бы видеть – это выборы администрации города путем прямого голосования, это увеличение полномочий депутатов местного самоуправления, это создание генплана и много тех вещей, которые мы хотели бы видеть. Мы создали комиссию и так далее, но вот прошло полтора года, и за это время никаких шагов сделано не было», – сказал Маршания.
По его словам, в собрание поступило «очень много» обращений граждан «которые бы хотели участвовать в выборах главы администрации». По этой причине Маршания, ссылаясь на статью 11 закона об управлении в административно-территориальных единицах, предложил Собранию инициировать референдум «за выборы главы администрации города Сухум путем прямого волеизъявления граждан, постоянно проживающих на территории города Сухум».
Дмитрий Маршания предложил провести референдум в течение трех месяцев, «чтобы сухумчане свою волю изъявили и высказались по этому вопросу». Маршания еще раз напомнил о статье 11 закона, в которой указано, что «референдум проводится по наиболее важным вопросам». «И я считаю, что этот вопрос очень важный для нашего города», – сказал он, так как «кандидат, который выбирается народом всегда более легитимный, чем кандидат, который назначается».
Маршания подчеркнул, что референдум будет носить рекомендательный характер, «но, если большинство граждан выскажутся за, с этим нельзя будет не считаться. Результаты этого референдума мы направим в парламент, чтобы и там ознакомились».
Он подчеркнул, что этот закон может быть принят, только после истечения срока полномочий нынешнего состава Собрания.
Глава Собрания Пилия поправил коллегу отметив, что в парламент было направлено не письмо, а законопроект, а еще точнее, поправки к закону об управлении в административно-территориальных единицах, где предусмотрены прямые выборы главы столицы.
«Конечно, он должен быть в цепочке исполнительной власти, в подчинении президента, но его взор должен быть обращен на горожан», – выразил свое отношение к предложению коллеги Пилия.
Путая сухумскую избирательную комиссию с ЦИК и с избирательной кампанией юрист Сухумского собрания Лана Цаава отметила, что «возможность проведения референдума прописана в законе, но нет процедуры проведения местного референдума».
«В принципе сухумский ЦИК, избирательная кампания должна подготовить положение. Если будет решение о проведении референдума, то в какие-то сроки сухумская избирательная кампания должна подготовить положение о процедуре проведения местного референдума», – отметила она и предложила принять временное положение о проведении местного референдума.
На вопрос Маршания к юристу, «можем ли мы прописать сроки проведения референдума?», последняя ответила «вы можете обязать ЦИК…».
Глава Собрания Пилия предложил коллегам не забегать вперед и, прежде чем говорить о сроках, учесть финансовые затраты, которые не прописаны в бюджете.
«Давайте примем решение о проведении референдума, обяжем администрацию заложить средства на его проведение в первой декаде 2019 года», – предложил он.
Сроки проведения референдума вызвали самые горячие споры. Еще одно предложение – два месяца на подготовку положения о проведении референдума, пять-шесть месяцев на подготовку к его проведению. Остановились на том, что референдум должен пройти до 10 марта 2019 года.
Члены Сухумского собрания предложили ввести «единый день голосования» в начале для выборов президента и муниципальных органов власти», но остановились на «едином дне голосования» в местные органы законодательной и исполнительной власти.
Перед началом голосования Маршания еще раз сформулировал вопрос, который он предлагает поставить на референдум.
«Вопрос на референдуме предлагаю такой «за выборы главы администрации города Сухум путем прямого волеизъявления граждан, постоянно проживающих на территории города Сухум», – сказал он и предложил за основу положения о референдуме взять закон о выборах депутатов в местные органы самоуправления.
Из 18 депутатов сухумского собрания, присутствовавших на заседании, за решение о проведении референдума проголосовало 16.
Депутаты собрания приняли решение создать контрольно-ревизионную комиссию при Сухумском городском собрании, которая будет заниматься «проверками деятельности определенных органов администрации, тех же домоуправлений, тех же жилищных управлений, коммунальной службы. В случаях, если возникает какая-то необходимость провести проверку, чтобы мы не обращались к органам, а сами могли проводить проверку», – сказал депутат Собрания инициировавший создание комиссии.
Из ЗАКОНа Республики Абхазия «Об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия».
СТАТЬЯ 11. Местный референдум
По наиболее важным вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
В местном референдуме имеют право участвовать граждане, проживающие на территории местного самоуправления и обладающие избирательным правом. Участие осуществляется непосредственно, на добровольной основе.
Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением участников местного референдума не допускается. Каждый гражданин, проживающий на территории местного самоуправления и обладающий избирательным правом, имеет один голос.
Решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления по собственной инициативе либо по требованию не менее 10 процентов граждан, проживающих на территории местного самоуправления и обладающих избирательным правом.
Организация и проведение местного референдума определяются законом.
Решения, принятые путем местного референдума, обязательны для исполнения местными органами государственного управления, органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории местного самоуправления, а также гражданами.
Эти решения могут быть отменены или изменены посредством местного референдума. В случае противоречия законодательству они могут быть отменены Президентом Республики Абхазия или Верховным Судом Республики Абхазия.
Статья 15 этого же закона позволяет понять полномочия собрания города или района.
СТАТЬЯ 15. Полномочия Собрания города, района
Собрание города, района:
утверждает бюджет, планы и программы социально – экономического развития района, города, изменения и дополнения к ним, отчеты об их выполнении; определяет направления использования капитальных вложений; расходы на содержание местных администраций;
принимает решения о выделении дотаций и субвенций бюджетам поселков, сел, городов – районных центров, города в районе, а также ссуд и займов из средств районного бюджета;
устанавливает в соответствии с законодательством местные налоги, сборы, тарифы на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями; принимает решения о выпуске и размещении лотерей, займов;
устанавливает в соответствии с законодательством льготы и преимущества, в том числе налоговые, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности;
дает согласие на назначение начальника управления (отдела) внутренних дел города, района и должностных лиц администрации города, района, ведающих вопросами финансов, сельского хозяйства, образования, культуры, социальной защиты населения, здравоохранения, спорта;
утверждает схемы и проекты районной, городской планировки;
вносит на утверждение Президенту Республики Абхазия генеральный план столицы Республики Абхазия – г. Сухум;
вносит Президенту Республики Абхазия представления по вопросам административно-территориального устройства и переименования населенных пунктов;
принимает в соответствии с законодательством решения, устанавливающие административную ответственность;
определяет за счет собственных средств дополнительные льготы и преимущества для граждан, проживающих на подведомственной ему территории;
может выразить недоверие главе местной администрации и внести этот вопрос Президенту Республики Абхазия, решение которого является окончательным;
заслушивает отчеты о деятельности местной администрации;
осуществляет контроль за деятельностью местной администрации по исполнению решений городского, районного Собрания;
рассматривает иные вопросы, отнесенные законодательством к его ведению.