27 мая АНД обратилось в Генеральную прокуратуру с просьбой дать оценку нарушению Конституции президентом республики. Прокуратура заявила, что данный вопрос выходит за рамки ее полномочий. Свое отношение к ответу прокурора высказал экс-председатель комитета по государственно-правовой политике, депутат парламента 5 и 6 созывов, юрист Валерий Агрба.
– Чтобы понять суть обращения АНД и ответ генпрокуратуры для наших граждан, необходимо вникнуть в суть вопроса, разобраться в законодательстве и вернуться к самой проблеме. На одном из последних заседаний парламента 6 созыва я обращал внимание своих коллег на проблему связанную с непредставлением президентом Послания к парламенту. В соответствии с пунктом 20 статьи 53 Конституции – президент ежегодно обращается к парламенту с посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики и ее осуществлении. Эта конституционная норма и обязанность президента. В развитие Конституции, в соответствии с частью 1 статьи 4 действующего Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития», первое после вступления в должность президента послание, с которым он обращается к Народному Собранию, должно содержать специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития. И это тоже требование и обязанность, установленное уже законом для вновь избранного президента.
В чем важность этих ежегодных посланий? Во-первых, это политический вектор, или можно сказать направление, в соответствии с которым, президент определяет, как будет жить и развиваться республика, как на среднесрочную перспективу, так и на ближайший год. Во-вторых, на основании этого послания, выводов и рекомендаций президента содержащихся в нем, правительство разрабатывает программу социально-экономического развития.
В дальнейшем, ежегодные послания президента, с учетом коррекции проводимой правительством социально-экономической политики, должны содержать разделы, отражающие показатели реализации программы, а также сформулированные государственные задачи правительству, в том числе и ориентиры законотворческой деятельности, реализуемые парламентом. Отсутствие посланий президента, не только нарушают требование Конституции и законов, но и на практике не позволяют проводить эффективную, внутреннюю и внешнюю политику государства, открытую и понятную нашим гражданам, которые должны либо ее одобрить, либо отвергнуть.
Как мы знаем, после вступления в должность президент ни разу не обращался в парламент с ежегодным посланием, а кабинет министров не разрабатывал программу социально-экономического развития.
В данном случае АНД, могло бы обратиться в прокуратуру не только с просьбой дать правовую оценку действиям, в данном случае бездействия президента, но и бездействия правительства.
Теперь перейдем к ответу генпрокуратуры на обращение АНД. Прокуратура, в своем письме, ссылаясь на пункт 2 статьи 1 Закона о прокуратуре, утверждает, что надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществляет только в отношении центральных и местных органов государственного управления. А так как в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Кодекса об Административном судопроизводстве центральные органы – это министерства и ведомства, но не президент, то и, цитирую дословно – «должность Президента не является объектом прокурорского надзора». Должность может и не является, а вот действие или бездействие, еще как является. Здесь следует отметить, что терминологический глоссарий, на который ссылается генеральная прокуратура, а именно, какой орган является центральным или государственным, установлен исключительно для целей Кодекса об Административном судопроизводстве. Как известно, АНД обращалось не в суд общей юрисдикции для возбуждения административного судопроизводства, а в прокуратуру осуществляющей надзор за соблюдением Конституции.
Генеральная прокуратура, обосновывая отказ в даче правовой оценки, почему то не ссылается на часть 1 ст.1 Закона о прокуратуре. А там черным по белому написано, что прокуратура осуществляет от имени Республики Абхазия надзор за соблюдением Конституции, кем бы то ни было – центральными или местными органами, простым гражданином, депутатом или президентом. Именно для этого и создан данный институт государственно-правовой стабильности.
Если исходить из правовой логики генеральной прокуратуры, что осуществлять надзор возможно исключительно за исполнением законов и исключительно в отношении центральных и местных органов государственного управления, то прокуратура не может давать правовую оценку, не только действиям или бездействию президента, но и действиям или бездействию парламента, так как в законе о прокуратуре на который ссылаются, ничего не сказано о парламенте.
Но это не помешало генеральному прокурору, по итогам заседания сессии, публично дать правовую оценку решению парламента, отказавшего прокуратуре в возбуждении уголовного дела в отношении депутатов за праздничную стрельбу в воздух в День победы и независимости 30 сентября 2021 года.
В социальных сетях защитники прокуратуры приводят аргументы, что это юрисдикция Конституционного суда. Однако, в соответствии с пунктом 1) статьи 721 Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Республики Абхазия принятых конституционных законов, законов, правовых актов президента или парламента. Но здесь речь идет о бездействии президента, нарушающего требования Конституции, поэтому подобные отсылки на компетенцию конституционного суда, на мой взгляд, не состоятельны.
Возвращаясь к ответу прокуратуры на обращение АНД, хотелось бы, чтоб избирательного подхода не было не только в уголовном преследовании граждан Абхазии в зависимости от политической принадлежности, но и в реализации полномочий прокуратуры, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и законов.
И завершая свой комментарий, напомню, что вступая в должность при избрании в парламенте, генеральный прокурор произносит присягу. И звучит она так: «клянусь при осуществлении полномочий генерального прокурора Республики Абхазия свято соблюдать Конституцию Республики Абхазия и законы Республики Абхазия, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства». Так вот прокуратуре надо научиться «свято соблюдать Конституцию». И это все, что я хотел сказать поданному конкретному поводу.