05 июля 2022 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

03.06.2022

Валерий Агрба: Задача прокуратуры – надзор за соблюдением Конституции и законов

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

27 мая АНД обратилось в Генеральную прокуратуру с просьбой дать оценку  нарушению Конституции президентом республики. Прокуратура заявила, что данный вопрос выходит за рамки ее полномочий. Свое отношение к ответу прокурора высказал экс-председатель комитета по государственно-правовой политике, депутат парламента 5 и 6 созывов, юрист Валерий Агрба.

– Чтобы понять суть обращения АНД и ответ генпрокуратуры для наших граждан, необходимо вникнуть в суть вопроса, разобраться в законодательстве и вернуться к самой проблеме. На одном из последних заседаний парламента 6 созыва я обращал внимание своих коллег на проблему связанную с непредставлением президентом Послания к парламенту. В соответствии с пунктом 20 статьи 53 Конституции – президент ежегодно обращается к парламенту с посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики и ее осуществлении. Эта конституционная норма и обязанность президента. В развитие Конституции, в соответствии с частью 1 статьи 4 действующего Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития», первое после вступления в должность президента послание, с которым он обращается к Народному Собранию, должно содержать специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития. И это тоже требование и обязанность, установленное уже законом для вновь избранного президента.

В чем важность этих ежегодных посланий? Во-первых, это политический вектор, или можно сказать направление, в соответствии с которым, президент определяет, как будет жить и развиваться республика, как на среднесрочную перспективу, так и на ближайший год. Во-вторых, на основании этого послания, выводов и рекомендаций президента содержащихся в нем, правительство разрабатывает программу социально-экономического развития.

В дальнейшем, ежегодные послания президента, с учетом коррекции проводимой правительством социально-экономической политики, должны содержать разделы, отражающие показатели реализации программы, а также сформулированные государственные задачи правительству, в том числе и ориентиры законотворческой деятельности, реализуемые парламентом. Отсутствие посланий президента, не только нарушают требование Конституции и законов, но и на практике не позволяют проводить эффективную, внутреннюю и внешнюю политику государства, открытую и понятную нашим гражданам, которые должны либо ее одобрить, либо отвергнуть.

Как мы знаем, после вступления в должность президент ни разу не обращался в парламент с ежегодным посланием, а кабинет министров не разрабатывал программу социально-экономического развития.

В данном случае АНД, могло бы обратиться в прокуратуру не только с просьбой дать правовую оценку действиям, в данном случае бездействия президента, но и бездействия правительства.

Теперь перейдем к ответу генпрокуратуры на обращение АНД. Прокуратура, в своем письме, ссылаясь на пункт 2 статьи 1 Закона о прокуратуре, утверждает, что надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществляет только в отношении центральных и местных органов государственного управления. А так как в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Кодекса об Административном судопроизводстве центральные органы – это министерства и ведомства, но не президент, то и, цитирую дословно – «должность Президента не является объектом прокурорского надзора». Должность может и не является, а вот действие или бездействие, еще как является. Здесь следует отметить, что терминологический глоссарий, на который ссылается генеральная прокуратура, а именно, какой орган является центральным или государственным, установлен исключительно для целей Кодекса об Административном судопроизводстве. Как известно, АНД обращалось не в суд общей юрисдикции для возбуждения административного судопроизводства, а в прокуратуру осуществляющей надзор за соблюдением Конституции.

Генеральная прокуратура, обосновывая отказ в даче правовой оценки, почему то не ссылается на часть 1 ст.1 Закона о прокуратуре. А там черным по белому написано, что прокуратура осуществляет от имени Республики Абхазия надзор за соблюдением Конституции, кем бы то ни было – центральными или местными органами, простым гражданином, депутатом или президентом. Именно для этого и создан данный институт государственно-правовой стабильности.

Если исходить из правовой логики генеральной прокуратуры,  что осуществлять надзор возможно исключительно за исполнением законов и исключительно в отношении центральных и местных органов государственного управления, то прокуратура не может давать правовую оценку, не только действиям или бездействию президента, но и действиям или бездействию парламента, так как в законе о прокуратуре на который ссылаются, ничего не сказано о парламенте.

Но это не помешало генеральному прокурору, по итогам заседания сессии, публично дать правовую оценку решению парламента, отказавшего прокуратуре в возбуждении уголовного дела в отношении депутатов за праздничную стрельбу в воздух в День победы и независимости 30 сентября 2021 года.

В социальных сетях защитники прокуратуры приводят аргументы, что это юрисдикция Конституционного суда. Однако, в соответствии с пунктом 1) статьи 721 Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Республики Абхазия принятых конституционных законов, законов, правовых актов президента или парламента. Но здесь речь идет о бездействии президента, нарушающего требования Конституции, поэтому подобные отсылки на компетенцию конституционного суда, на мой взгляд, не состоятельны.

Возвращаясь к ответу прокуратуры на обращение АНД, хотелось бы, чтоб избирательного подхода не было не только в уголовном преследовании граждан Абхазии в зависимости от политической принадлежности, но и в реализации полномочий прокуратуры, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и законов.

И завершая свой комментарий, напомню, что вступая в должность при избрании в парламенте, генеральный прокурор произносит присягу. И звучит она так: «клянусь при осуществлении полномочий генерального прокурора Республики Абхазия свято соблюдать Конституцию Республики Абхазия и законы Республики Абхазия, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства». Так вот прокуратуре надо научиться «свято соблюдать Конституцию». И это все, что я хотел сказать поданному конкретному поводу.

Другие новости по теме

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

Action Against Hunger
Миссия на Южном Кавказе
Проект:
«Улучшение систем водоснабжения, санитарии и гигиены в школах»

Запрос ценового предложения

Action Against Hunger – Миссия на Южном Кавказе намеревается заключить рабочие контракты на строительство в следующих местах:

1. Кутолская средняя школа, Очамчирского района
2. Маркулская средняя школа, Очамчирского района
3. Сухумская городская школа №5
4. Сухумская городская школа №6
5. Сухумская городская школа №15

в рамках гуманитарных программ при поддержке UNICEF (далее…)

Request for Quotation: Development of WASH Facilities and Services in Schools

Action Against Hunger, under the project “Development of WASH Facilities and Services in Schools” funded UNICEF, intends to award Work Contracts to companies performing water and sanitation rehabilitation/construction works in following schools and locations:

1. Kutol school, Ochamchira district
2. Markula, Ochamchira district
3. Sukhum town school #5
4. Sukhum town school #6
5. Sukhum town school #15
(далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook