Главный для страны вопрос, на последнем в этом году заседании сессии парламента, депутаты рассматривали почему-то в последнюю очередь. Приглашённые на заседание члены правительства: вице-премьеры, министрs финансов, экономики и сельского хозяйства терпеливо ожидали своей отодвинутой очереди, пока депутаты обсуждали основные направления единой денежно-кредитной политики, определяли аудитора для проверки Нацбанка, утверждали смету расходов Нацбанка , избрали заместителя председателя Верховного суда, вносили изменения в законы об НДС, об иностранных гражданах и бурно спорили о том, как носить оружие. И только когда повестка была полостью исчерпана, законодатели приступили к обсуждению главного финансового документа страны – бюджета на 2021 год.
Представляя его, глава бюджетного комитета Натали Смыр отметила ненадежность прогнозных показателей и отсутствие расшифровки расходов на государственные программы. По ее мнению, в бюджете и в Индикативном плане не нашли отражение реальные проблемы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, с кризисом в энергетике и в отдельных отраслях экономики.
Глава комитета обратила внимание коллег и членов правительства на Индикативный план, который представлен вместе с проектом бюджета, так как он полностью копирует план на 2020 год.
«Его даже не изменили, вплоть до запятой, в названиях таблиц указан 2020 год», – сказала Натали Смыр и выразила удивление, что при том же Индикативном плане изменились параметры доходной части бюджета.
Натали Смыр отметила, что разработка Индикативного плана социально-экономического развития входит в обязанности министерства экономики.
«Что мы планируем в 2021 году? Почему не учитывается эпидемситуация в республике или вы планируете, что 31 декабря все закончится? Почему не отражены последствия ковид или у нас ни одна отрасль не просела? Какие структурные изменения планируются в 2021 году, если структура правительства утверждена до конца 2020 года? Энергодефицит, ремонт деривационного тоннеля, получение перетока, неосвоение инвестпрограммы или все это не влияет на показатели?» – задавала вопросы правительству Натали Смыр.
«Мы формируем план работы государства на будущий год и он должен быть реальным, а не нарисованным», – констатировала глава парламентского комитета. По ее мнению уменьшение собственных доходов в бюджете свидетельствует, в первую очередь, о том, что со стороны исполнительной власти отсутствует прогнозирование, а то что при том же самом Индикативном плане изменились показатели доходной части, подтверждает их необоснованность показателей, что является нарушением одного из принципов бюджетного устройства – принципа достоверности бюджета.
Возвращаясь к вопросу антикризисных мероприятий Натали Смыр напомнила, что в июне 2020 года парламенту был представлен проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» согласно которому, правительство планировало наделить себя дополнительными полномочиями – приостанавливать, отменять или продлевать отдельные виды налогового и таможенного контроля.
«Данный проект был отклонен парламентом, но несмотря на это премьер-министр единоличным распоряжением от 18 декабря превысил свои полномочия разрешив ввоз оборудования для майнинга в количестве 2 405 штук, проигнорировав действующее постановление о запрете ввоза оборудования по добыче криптовалюты. А по телевидению мы рапортуем, как МВД отключает чужие фермы», – отметила Натали Смыр.
Депутат предложила правительству рассмотреть антикризисные программы: о предоставлении налоговых льгот, о переходе на безналичный расчет, о введении контрольно-кассовой техники и так далее.
Натали Смыр обратила внимание на то, что в проекте бюджета не представлена программа расходования средств на сельское хозяйство, на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, перечень ремонтных работ в рамках подраздела «Строительство», план погашения долгов ГК «Абхазтопа» перед ООО «РН-Абхазия» и на то, что обо всем этом говорится в заключении Контрольной палаты.
От имени профильного комитета и части депутатов парламента Натали Смыр предложила внести в бюджет изменения.
Увеличить показатели доходной части по налогу на добавленную стоимость, так как в заключении КП указано, что их сумма необоснованно занижена, предусмотреть таможенные сборы на уровне 2020 года, в соответствии с Индикативным планом увеличить доходы от Рицинского национального парка и «Абхазтопа», рассмотреть вопрос о зачислении дивидендов «Абхазтопа» от долевого участия в ООО «РН-Абхазия» и т.д.
Высвободившиеся средства группа депутатов предлагает направить на ремонт высоковольтной линии электропередач «Ачагуара» – 91 млн, установку удаленных счетчиков – 100 млн, на повышение абхазских пенсий, приобретение техники для наркодиспансера, поддержку негосударственных СМИ, на обеспечение нуждающихся жильем, приобретение автомобиля для дома престарелых.
Самым принципиальным вопросом в дальнейшем споре депутатов и правительства был вопрос восстановления высоковольтной линии электропередач «Ачагуара» за счет собственных средств в период ремонтных работ на ИнгурГЭС, когда линия электропередач будет отключена. Правительство не согласилось.
Цена вопроса, из-за которого проект бюджета был отклонен парламентом составляла – 241 млн рублей.
Парламент завершил работу и в новый 2021 год страна вошла без бюджета