Гуляя по набережной Сухума, можно увидеть парочку парусных лодок, неторопливо движущихся на сине-голубом фоне – классическая картина. Но что, если решиться посмотреть на всю эту красоту, так сказать, изнутри?
Я, пожалуй, начну, вопреки традиции, с конца.
Главное в парусном спорте – плавательное средство, с этим вряд ли кто поспорит. Но если Вы в ближайшее время решите походить под парусами в Сухуме, будете сильно удивлены состоянию лодок, на которых ученики единственного в Абхазии яхт-клуба «Амра» выходят в море.
Все плавсредства, которыми сегодня располагает клуб, находятся в более чем удручающем состоянии. У лодки, на которой мне выдалось походить, очевидно протекало дно. Воду, по словам одного из яхтсменов, из судна спускают каждые 30-40 минут. Отремонтировать ее уже фактически невозможно – ее клеили и переклеивали десятки раз, клей вместе с материалом отходит слоями.
На этой же лодке оказалась «небольшая» проблема с креплением мачты. Мне поведали «вдохновляющую» историю о том, как однажды во время выхода в море мачта оторвалась от носа судна. Естественно, прикрепить ее обратно посреди моря не было возможности, поэтому одному из юных яхтсменов пришлось удерживать ее руками в нужном положении, а второму самостоятельно управлять лодкой, чтобы добраться до берега. Похоже на сюжет из фильма о выживании в открытом море, не так ли?
Кто-то может возразить, что ничего страшного в этом нет, и это неплохой урок для тех, кто занимается парусным спортом. Соглашусь, юные яхтсмены Абхазии определенно готовы к выживанию в экстремальных условиях.
Только вот для таких случаев у тренера должна быть моторная лодка, на которой он может быстро подоспеть на помощь. Как вы могли уже догадаться, ее нет, есть только лодка с веслами, которая не может похвастаться своими скоростными способностями. Ученики всегда должны находиться в пределах видимости тренера, который с причала дает им команды и подсказки.
Все лодки в плачевном состоянии, и на их ремонт не выделяется никаких денег – ученики сами покупают все необходимое для ремонта, вместе с тренером чинят плавательные средства, причем, используя непрофессиональный инвентарь.
«Дети сами приносят какие-то деньги, чтобы купить необходимый инвентарь, материалы для починки лодок. Например, вместо спортивной мочки из нержавеющего материала, которая стоит 500 рублей, мы покупаем бельевые крючки, которые через неделю окисляются и уже не работают. То же самое с тросами. За сезон они ржавеют и опять надо покупать новые», – рассказывает тренер Владимир Калинин.
Большинство лодок, находящихся в распоряжении яхт-клуба, выходят в море с 1983 года и давно исчерпали свою плавучесть. Более того, они долгое время, около 20 лет, не использовались и рассохлись. Если бы надзорные службы проводили осмотр плавсредств, то скорее всего они бы не выпустили их в море.
«Мы уже их не клеим, приклеишь, потянешь за борт, а она отваливается. Клей отдирает ткань, к которой крепится. Мы уже начали их сверлить, чтобы они не отваливались», – поделился тренер.
Это подтвердил и директор яхт-клуба Георгий Ахуба. По его словам, все плавсредства уже отслужили свой срок:
«Все старое, ресурс уже использованный. Лодка должна быть сухая, а у нас на занятиях пока дети тренируются, в нее попадает вода, она мокнет, ход теряется. Хотелось бы чтобы все обновлялось по мере износа, так как мы клеим лодку, а она теряет свою плавучесть, становится тяжелой. Но мы это делаем чтобы удержаться на плаву».
Действительно, если не выпускать имеющиеся лодки в море, то существование яхт-клуба как такового теряет всякий смысл.
В 2008 году президент Сергей Багапш подарил яхт-клубу два прогулочных катамарана и восемь «Оптимистов» – одноместных лодок для начинающих. Во время урагана все их сорвало с причала, часть была поломана, один уплыл в Сочи, где и находится по сей день. Почему его не могут вернуть обратно в Абхазию, до сих пор остается загадкой.
Такое положение вещей не особо подстегивает детей продолжать заниматься яхтингом. Сейчас в двух группах – старшей и младшей – занимаются от 15 до 20 человек. Летом занятия проводятся ежедневно с 9 до 12 утра, но в школьное время сокращаются до двух выходных. Кроме того, на количество занятий влияют погодные условия, поэтому, зачастую, в холодное время года, яхт-клуб пустует.
Среди занимающихся парусным спортом есть те, кто ходит уже более 6 лет. Сейчас им в основном по 17 лет, и ребята не уверены, что продолжат посещать занятия по окончании школы.
Юре 16 лет, и он один из тех, кто ходит в яхт-клуб уже давно – он самостоятельно выходит в море, чинит лодки, присматривает за младшей группой, пока ждет свободный борт –лодок для старшей группы на всех не хватает.
«Мы ходим по очереди обычно. Сейчас занимается около 10 человек. На всех не хватает лодок, поэтому мы друг друга ждем. Все лодки, которые тут стоят, ремонтировали мы, ученики. Тут не было ни мачты, ни штагов, ни вант, просто корпус. Я собираюсь заниматься до конца 11 класса, а дальше посмотрим», – поделился он.
Молодой человек рассказывает, что раньше с большим удовольствием ходил на занятия, но со временем энтузиазм ослаб. Главная причина, по его словам, в том, что нет возможности развиваться дальше, принимать участие в соревнованиях на международном уровне – нет ни лодок, которые можно повести на соревнования, ни средств, чтобы туда поехать.
«Если бы у нас было все необходимое, была бы возможность развиваться, то я бы продолжил заниматься. Без соревнований не интересно. У нас были пару раз, но только между нами, не выезжали ни разу. Мы пытались выехать на соревнования в Сочи, но пока возможности не было, очень обидно, что не получилось», – поделился юный яхтсмен.
У «Амры» есть договоренности с сочинским яхт-клубом, несколько раз абхазских спортсменов приглашали на соревнования в Россию, но, как рассказал Георгий Ахуба, выезд заграницу требует определенных финансовых затрат, что не предусмотрено в бюджете яхт-клуба.
Кроме того, для участия в соревнованиях необходимо привезти с собой и свои плавсредства, что для «Амры» тоже затруднительно.
По словам тренера Владимира Калинина, весь флот яхт-клуба необходимо обновить – купить 2 лодки олимпийского класса, 2-3 «Луча»-одиночки и 2-3 «Луча»-двойки, на что необходимо 4 млн рублей. Такой обновки, по его утверждению, хватит минимум на 10 лет без необходимости что-либо докупать и обновлять.
«Мы живем на море, в портовом городе. Раньше в Сухуме было три яхт-клуба –«Химик» в Синопе, «Амра» в центре города, «Водник» на Маяке. Остался всего один, и он тоже погибает», – посетовал Калинин.
Все это время яхт-клуб живет на голом энтузиазме тренера, детей и родителей. Между тем, ситуация ухудшается с каждым годом: когда-то в яхт-клубе было два тренера, но один сейчас не тренирует детей по состоянию здоровья; лодки продолжают стареть и портиться; не воспитывается новое поколение тренеров.
Во время моего пребывания на одном из уроков, я не встретила в яхт-клубе ни медсестры, ни помощника тренера, которые, по идее, должны присутствовать обязательно. Хотя директор яхт-клуба утверждает, что обычно весь персонал находиться на месте во время тренировок. Но я увидела только тренера – единственного взрослый человек на занятиях. Он один должен уследить за 20-ю детьми, обучить их, а в случае необходимости оказать медицинскую помощь.
Охранник яхт-клуба Игорь тоже сказал, что обычно на занятиях присутствуют помощник тренера, медсестра, начальство яхт-клуба. Он предположил, что их отсутствие связано с выходным днем.
Но ведь дети в школьное время ходят в яхт-клуб только по выходным, разве не логичнее было бы и медсестре, и помощнику тренера тоже быть там в эти дни?
Сами юные яхтсмены на мой вопрос о том, кто еще из старших бывает на занятиях, удивленно переглянулись. По словам Юры, за 6 лет он не видел медсестру ни разу, раны ученикам обрабатывает тренер.
Кажется, у парусного спорта в Абхазии нет никаких перспектив, но никто не хочет обращать на это внимание – ведь есть в государстве проблемы посерьезнее. Между тем, определенная финансовая помощь могла бы значительно улучшить ситуацию.
На причале «Амра» «припаркованы» не только лодки, принадлежащие клубу, но еще несколько частных скутеров. Пользуются их владельцы «парковкой» совершенно безвозмездно. Часто эти скутера мешают юным спортсменам и тренеру во время занятий, но убрать их с причала не представляется возможным – не позволяют владельцы. Между тем, оплата стоянки могла бы, может и незначительно, но все же повлиять на состояние яхт-клуба.
Новый председатель городского комитета по делам молодежи Анри Адлейба еще не успел до конца разобраться во всем, что происходит в яхт-клубе «Амра», но заверил, что «комитет будет уделять особое внимание этому красивому виду спорта».
«Мы будем помогать, это не пустые слова. Я прекрасно понимаю, какой это дорогой вид спорта. Мы сделаем все возможное, чтобы увеличить финансирование, но вы понимаете, что это зависит от годового госбюджета. Я сам понимаю, что туда нужно больше вложений, и очень хочу, чтобы наши дети занимались этим видом спорта», – сказал Адлейба.
Он добавил, что сделает все, что в его силах, чтобы появилась возможность, если не в одночасье обновить весь флот, то хотя бы начать с одной лодки в год.
Он также отметил, что будет крайне благодарен, если в Абхазии или за ее пределами найдется частное лицо, которое сможет оказать поддержку клубу и развитию парусного спорта.
А теперь вернусь к началу – собственно, к пути, который нужно пройти всем желающим добраться до яхт-клуба.
Это уже владения не яхт-клуба, за эту территорию ответственна администрация города, и, как я поняла, частное лицо, но всеми любимая «Амра» находится просто в шокирующем состоянии и разваливается на глазах: перед самим рестораном огромная дыра, обнесенная профнастилом, но никто не знает в какой момент она вдруг «решит» увеличиться; сам причал покосился и покривился, на нем появились трещины; внутри – «царство мусора», от которого исходит соответствующий аромат; у проходов нет никакой защиты в виде ограждений – одно неверное движение, и ты «за бортом». Описать эту картину словами крайне непросто, но думаю, у многих перед глазами уже всплыли знакомые виды. И это то, что видят два десятка детей каждое утро летом и дважды в неделю в другое время года, но, самое страшное, что это просто-напросто опасно.
Кто должен отвечать за безопасность и за крайне непрезентабельный вид легендарной «Амры», понемногу отступающей под натиском морской стихии? И почему эта проблема не решается уже больше 25 лет? И это еще один вопрос, повисший в воздухе.
«Реставрация входа – самая наболевшая проблема, если он обвалиться, то яхт-клуб останется один в море как остров», – сказал Георгий Ахуба, отметив, что возлагает надежды на новое руководство администрации столицы и помощь с их стороны.
Сегодня еще можно спасти парусный спорт в Абхазии, вложившись финансово и обновив флот. Но делать это нужно срочно, иначе на его возрождение уйдет намного больше средств и времени.
Ольга Джонуа