ОБРАЩЕНИЕ
к Президенту Республики Абхазия,
Народному Собранию Республики Абхазия,
Политическим партиям Республики Абхазия!
Принятый Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия Закон «О приватизации республиканской и муниципальной собственности», ещё одно свидетельство того, что наша страна по-прежнему переживает глубокий кризис становления независимого государства. Одна из причин кризиса – процесс передела государственной собственности, ведущий к резкому углублению социального расслоения общества, перманентно перерастающий в социально-политические противостояния.
Концептуальными вопросами в данном Законе, которые подрывают конституционный строй Республики Абхазия, противоречат суверенитету и государственной независимости страны, являются положения, позволяющие тотальное отчуждение государственной собственности и участие в приватизации иностранных граждан наравне с гражданами Абхазии (п. 2, ст. 4). Перечень объектов, не подпадающих в категорию приватизируемой собственности, указанный в Законе (ст. 3), не меняет суть всеобъемлющего характера распродажи общенародного имущества иностранному капиталу. Также не состоятельно положение Закона о том, что Кабинетом Министров Республики Абхазия «могут устанавливаться отдельные ограничения на приватизацию республиканского и муниципального имущества иностранными физическими и юридическими лицами» (п. 3, ст. 4), так как слова «могут устанавливаться» не обязывают Правительство, а всего лишь разрешают.
Что касается сравнения некоторыми депутатами Парламента данного Закона с предыдущим Законом о приватизации, принятым в 1997 г. в условиях жесточайшей экономической и политической блокады Абхазии, мягко говоря, оно некорректно. Принятие законов – это постоянный творческий процесс, и каждый новый шаг в этой области должен быть направлен на обеспечение общенациональных интересов, а не на ухудшение благосостояния большинства граждан своей страны, в интересах узкого круга лиц. В новом же Законе депутаты почему-то проявили безграничную щедрость к иностранцам, за счёт нанесения ущерба гражданам Абхазии.
Вызывает также недоумение тот факт, что законодателями в предстоящей столь масштабной приватизации государственного имущества были игнорированы законные права и интересы зарубежных абхазов – граждан Республики Абхазия, общее количество которых по разным оценкам в 7-10 раз превышает коренное население страны. Т.е. создаётся искусственный барьер в деле возвращения наших соотечественников на историческую Родину и воссоединения разделенного абхазского народа.
Если принять во внимание, что в течении более десяти лет, в условиях отсутствия надлежащего контроля со стороны народа, под видом «необходимости» перехода страны на пресловутые «свободные рыночные отношения», и ради «привлечения иностранных инвесторов» (хотя, есть альтернативные формы развития государства), ускоренным темпом проводился процесс отчуждения общенациональной собственности, в том числе иностранцами, а граждане Абхазии, прошедшие разрушительную войну и экономическую блокаду, по-прежнему остаются неконкурентоспособными, то собственниками подавляющей части вновь приватизируемых объектов, очевидно, станут иностранцы. Передача же земельного участка новому собственнику недвижимого имущества, есть скрытая форма продажи земли, что запрещено Конституцией Республики Абхазия, ввиду того, что является «основой жизни и деятельности её граждан» (ст. 5).
В условиях Абхазии господство иностранного капитала непременно приведёт к окончательному разрушению национальной экономики Абхазии, поглощению частного абхазского бизнеса, дальнейшему обнищанию основной массы населения, осуществлению полномасштабной колонизации страны. В целом же, тотальная передача иностранцам республиканской и муниципальной собственности, угрожает функционированию государственности Абхазии и существованию абхазского народа, как самостоятельного этноса.
Анализ данного Закона и некоторых уже принятых других законов (напр., об инвестициях, об особых экономических зонах и др.), направленных на разгосударствление общенародной собственности Республики Абхазия, оставляет впечатление, что в этой важнейшей области политической жизни государства установлена преемственность между представителями предыдущей власти – нынешней оппозиции, и действующей власти – бывшей оппозиции. Ярким свидетельством тому является единогласное принятие данного Закона о приватизации, который в первом чтении был принят ещё 5 июня 2009 г. Кому в действительности, принадлежит авторство данного закона, ещё предстоит выяснить.
Объединение политических сил – бывших сторонников и противников тотального разгосударствления страны в пользу масштабного проникновения иностранного капитала, молчание политических партии и общественных организации в этих судьбоносных для страны вопросах, является тревожным сигналом и свидетельством того, что часть политико-экономической элиты нашей страны находится под непосредственным влиянием идей т.н. Вашингтонского консенсуса. Как известно, данная финансовая западня, подготовленная богатейшими людьми сего мира, подразумевает комплекс требований: либерализация торговли; снятие ограничений на прямые иностранные инвестиции и налоговые послабления; тотальная приватизация; усиление защиты частной собственности и др. В этом водовороте политико-экономических преобразований приватизация превращается в универсальный инструмент, который вытесняет государство из важнейших сфер общественной жизни. А как показала практика, синтез приватизации и коммерциализации – это механизм экономической глобализации, который обременяет долгами слаборазвитые страны и в итоге лишает национальной государственности.
Исходя из вышеизложенного, обращаюсь к Вам, уважаемый Президент Республики Абхазия, уважаемые депутаты Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия, с предложением: отменить действия законов, принятых в угоду иностранного капитала и направленных на десуверенизацию Республики Абхазия. Призываю все политические партии, включая оппозиционные силы, совместно с властными структурами Абхазии, на деле вернуться к политическому наследию основоположника современного Абхазского государства В. Ардзинба, и исходя из этого, приступить к выработке, принятию и реализации концепции и программы политико-экономического и социально-культурного развития Апсны (с привлечением отечественных специалистов), в полной мере соответствующих общенациональным интересам.
Уверен, в этой сложной общественно-политической ситуации, прогресс страны возможен лишь в условиях, когда все политические силы государства стремятся к гражданскому консенсусу, когда они органически связаны с культурой, традициями и духовными ценностями нации, когда оберегают ресурсы государства от расхищения и устанавливают справедливое их распределение между гражданами своей страны, памятуя о будущих поколениях.
C уважением и надеждой,
Т. А. Ачугба – доктор исторических наук, профессор, академик АН Абхазии, депутат II и III созывов Парламента РА