На современном этапе развития абхазский народ переживает процесс восстановления своей государственности. Восстановление национальной государственности и строительство независимого государства не проистекают сами по себе, без формирования соответствующего национального самосознания. Для этого, в первую очередь, национальная элита должна сформулировать идеологию независимого государства, осознать и ясно обозначить фундаментальные (стратегические и тактические) национальные интересы на данном историческом этапе и проявить высокий волевой потенциал для эффективного претворения их в жизнь.
Именно то, что до сих пор не осмыслены и не формализованы наши национальные интересы, не разработана национально-ориентированная концепция строительства Независимого Абхазского Государства, являются одними из основных причин пребывания страны в хроническом социально-экономическом, политическом и культурно-духовном кризисе. При идейной неопределенности, раздробленности общественной мысли, в стране происходит дробление общества на множество микрогрупп, кланов, что ведет к катастрофическому подрыву единства и целостности абхазского народа. Ускоренным темпом идет ослабление абхазского народа и абхазской государственности через девальвацию традиционных для Абхазии ценностей, разрушение жизненного уклада семейных и многовековых традиций народа. Если не предпринять срочные кардинальные меры по выходу из кризиса, то неизбежно последуют необратимые разрушительные процессы не только для Абхазского государства, но и этнической целостности абхазского народа.
Государственная власть это средство и орудие для достижения цели нации на том или ином историческом этапе развития. Если такие цели не осознаны и не озвучены, то государственная власть обычно превращается в средство наживы, кормушки для тех или иных групп, кланов, которые распоряжаются административным ресурсом, поскольку власть будет восприниматься через призму лишь финансовых и экономических интересов. Как бы не распределяли полномочия между ветвями власти, не принимали совершенные законы и указы, нельзя ничего изменить, ибо сами по себе они ничего не решают. Сегодня важнейшая первоочередная задача – выявление и обнародование концепции идейной консолидации общества как непременное условие перехода его в новое качество, отвечающее сложившейся новой исторической реалии и, соответственно, развития Республики Абхазия как независимого и самодостаточного государства.
Для этого, прежде всего, необходимо:
I историко-философские и идейно-политические
- Историко-теоретическое и философское обоснование абхазской государственности.
- Выявление основы идеологии национальной независимости Абхазии: систему взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих абхазские национальные интересы, а также методику и методологию обеспечения этих интересов;
- Определение преемственности Республики Абхазия – наследником и продолжателем, каких государственных традиции является современная Республика Абхазия.
- Историческое и политико-правовое обоснования суверенной и независимой Республики Абхазия.
- Определение культурной основы Абхазского государства.
- Определение и формулировка фундаментальных национальных интересов, идейно-политических целей (государственная идеология на данном этапе развития), выработка стратегии и тактики их реализации.
- Выявление традиционных институтов, социального устройства, типов отношений, морально-этических устоев, норм поведения, т.е. все то, что скрепляет абхазов как народ и обеспечивает само его существование как единое целое, но уже в рамках независимого государства. Такие же исследования необходимо провести и среди этнических групп, проживающих в Абхазии с целью их социокультурного интегрирования в Абхазское государство. II. Национальная культура и образование
С момента становления Республики Абхазия совершенно отсутствует государственная политика в области культуры и образования, соответственно, до сих пор не разработаны какие-либо концепции, программы. В результате, ускоренным темпом идет утрата культурного суверенитета Абхазии и внедрение иных, чуждых культурных традиций и образовательных систем. Как свидетельствует мировой опыт – потеря культурного суверенитета ведет не только к потере политического суверенитета, но и к ассимиляции, полному исчезновению народа.
В сложившихся условиях необходимо в кратчайшие сроки выработать государственную стратегию в сфере культуры, языка и образования, которая должна включать в себя разработки комплексных программ:
– по превращению системы ценностей национальной культуры «Апсуара» из «закрытой» в «открытую» для всех граждан Абхазии, с целью превращения ее в государственную культуру;
– поэтапного внедрения и обязательного соблюдения чиновниками государственных институтов Абхазии морально-этических принципов Апсуара;
– пропаганды системы ценностей абхазской идентичности, языка, истории, этнографии, литературы и искусства абхазского народа.
– созданию в Республике Абхазия единого социокультурного абхазоязычного пространства.
Исходя из целей и задач на данном этапе исторического развития, необходимо в кратчайшие сроки разработать и принять единую образовательную доктрину Республики Абхазия. Определить приоритетные направления с обязательным включением в систему школьного обучения абхазского языка и Волевого воспитания, основанные на традиционных ценностях «Апсуара».
III. Средства массовой информации
Разработка национальной концепции развития СМИ в целях:
а) создания единого информационного поля Абхазии;
б) создания условий для доминирования абхазских СМИ в информационном поле Абхазии;
в) обеспечения безопасности информационного поля Абхазии
IV Социально-экономические
Разработка теоретической модели социально-политического строя Абхазии, которая соответствовала бы многовековым государственным традициям абхазского народа.
Разработка концептуальных основ экономического развития Абхазии, определение наиболее перспективных направлений с учетом:
а) сбережения этнокультурной самобытности абхазского народа;
б) экономической безопасности и обеспечения независимости Республики Абхазии.
- Изучения социального устройства, господствующего типа экономических отношений («легальные» и «нелегальные»).
- Определение ресурсов страны и кому они принадлежат (государственные, общественные, частные).
- Определение «нелегальных» форм собственности («народное право»).
- Легализация традиционных («нелегальных») форм собственности и создание единого свода законов.
- Формирование собственной финансовой системы.
- Изучение общественных потребностей (краткосрочные и долгосрочные). Государственная система управления
Реформу государственной системы управления (перераспределение полномочий исполнительной, законодательной и судебной власти, укрепление, ликвидация, или создание новых госструктур и т.д.) можно приступить лишь только на втором этапе. Цель реформы системы государственного управления – приведение государственных институтов в соответствие с реальным социально-экономическим, политическим устройством, культурными потребностями и целями общества на данном историческом этапе развития.
Председатель
Абхазской Национальной Конференции
Г.Д. Гумба