На встрече с общественностью, проходившей в Сухуме 1 июня, юрист Тамаз Кецба представил правовое заключение на инициативу по проведению референдума.
– Мне предоставлено право представить вам правовое заключение на инициативу граждан по проведению референдума. Хочу сразу сказать, что данное правовое заключение сделано по поручению ученого совета университета, по нему прошло обсуждение с участием заведующих кафедр юридического факультета и получено их одобрение.
В распоряжении экспертов находились следующие нормативно-правовые акты: Конституция Республики Абхазия, принятая в 1994 году и одобренная всенародным голосованием 3 октября 1999 года, с изменениями от 30 апреля 2014 года, Конституционный Закон Республики Абхазия «О выборах президента Республики Абхазия», Закон Республики Абхазия «О всенародном голосовании – референдуме» 1996 года и Закон Республики Абхазия «О президенте» 1999 года.
В данном правовом заключении рассматривались два аспекта, касающиеся выдвинутой инициативы. Первый вопрос, который необходимо подвергнуть анализу, – это определение вида предполагаемого референдума. В статье 1 Закона «О всенародном голосовании – референдуме», дается определение референдума, «как способа принятия гражданами Республики Абхазия всенародным голосованием законов Республики Абхазия и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни».
Мы никоим образом не ставим под сомнение право граждан на инициативу проведения референдума. Другое дело, что мы оказались в ситуации, когда закон устарел, и эта формулировка говорит о том, что речь идет только об императивном характере референдума. Ни в Конституции, ни в законодательстве Абхазии не содержаться упоминания о возможности проведения других видов референдума, которые известны в конституционной практике других стран. Между тем, их достаточно много, и по масштабам проведения их делят на общенациональные и местные, по содержанию – на конституционные и законодательные. Консультативные – по важному принципу или направлению деятельности государства. В качестве примера: в 1999 году в Абхазии был проведен конституционный референдум, в результате которого в действующую Конституцию были внесены изменения. Примерами конституционного референдума может служить принятие в конце 1993 года Конституции РФ. А примерами консультативного референдума – референдум в Великобритании в 1995 году по вопросу ее вступления в европейской сообщество, а так же референдум СССР, который мы с вами помним в январе 1991 года о сохранении Союза. Есть еще и международно-правовые референдумы – если вопрос связан с участием в международных договорах или границах государства, либо об отношениях с международными организациями – например, референдум в Швейцарии по поводу вхождения в ООН. И совсем недавно мы видели, как в Нидерландах проходил референдум об отношении к Ассоциации Европейского Союза с Украиной, где был получен отрицательный ответ.
В рассматриваемом нами случае можно утверждать, что речь идет о консультативном, совещательном референдуме. Об это свидетельствует и постановка вопроса, который сформулирован в форме выяснения мнения граждан, так как начинается словами «считаете ли вы необходимым…?»
Кроме того, данное утверждение еще и базируется на том, что по своим правовым последствиям – то есть реализации итогов референдума, в случае его проведения не представляется возможным, что не отрицает необходимости учета мнения граждан высказанного в ходе референдума.
Итак, формулировка вопроса выносимого на референдум «считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента?» предполагает два ответа – «да» или «нет».
В статье 28 Закона Республики Абхазия «О всенародном голосовании» говорится, что «Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании».
Кроме этого в статье 31 этого закона говорится, что «Решение, принятое путем референдума, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории Республики Абхазия и может быть отменено или изменено только путем референдума».
Конституционно-правовой статус президента Республики Абхазия закреплен в главе 4 Конституции и в Законе «О Президенте Республики Абхазия». В статье 48 Конституции исполнительная власть в Республике Абхазия предоставлена президенту страны. Президент является главой государства. Аналогично зафиксирован конституционно-правовой статус и полномочия президента в статьях пятой и второй Закона «О президенте Республики Абхазия». В статье 49 Конституции зафиксировано, что президент избирается на выборах, которые осуществляются на основе всеобщего, равного прямого избирательного права, тайным голосованием сроком на пять лет. В статье первой конституционного закона о выборах президента также зафиксирован срок полномочий президента – пять лет.
В вопросе, сформулированном инициаторами проведения, говорится о досрочных выборах. В статье 66 Конституции Республики Абхазия предусмотрены исчерпывающие основания для досрочного прекращения полномочий президента: отстранение от должности, смерть, отставка и неспособность осуществлять полномочия и обязанности президента. Лишь при наступлении какого-либо из перечисленных оснований и соблюдении законодательно прописанной процедуры, можно говорить о досрочном прекращении исполнений президентом своих конституционных полномочий.
В соответствии со статьей 6 Конституционного закона «О выборах Президента Республики Абхазия» выборы назначаются Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия не позднее, чем за 4 месяца и проводятся не ранее, чем за три и не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий президента.
Во второй части статьи 6 указанного закона подчеркивается необходимость наступления условий для досрочного прекращения полномочий. «В случае прекращения президентом Республики Абхазия своих обязанностей до истечения конституционного срока, в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Народное Собрание не позднее, чем через 15 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы президента. Выборы должны быть проведены в трёхмесячный срок со дня досрочного проведения полномочий президента. В настоящее время избранный в 2014 году президент Хаджимба продолжает исполнять свои конституционные полномочия. В соответствии с Конституцией они истекают в 2019 году.
Соответственно, Народное Собрание в отсутствии указанных статей не может назначить досрочные выборы президента. Таким образом, даже в случае проведения референдума и положительного ответа на поставленный вопрос более половины принявших в нем участия граждан реализовать итоги, оставаясь в рамках конституционного поля, не представляется возможным.
Заканчивая свое выступление, хочу сказать, что за все послевоенное время нами немало пройдено для обретения современной политической культуры, но, наверно,е еще больше предстоит пройти. Я разделяю мнение, что тот уровень политического противостояния, который сохраняется между основными субъектами политического процесса в стране – это непозволительная роскошь для неокрепшего государства. В этой связи хочется всем нам пожелать – и власти, и оппозиции, и различным институтам гражданского общества большего конструктивизма и осознания личной ответственности.