02 декабря 2024 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

01.06.2016

Тамаз Кецба: В рамках конституционного поля решение референдума реализовать невозможно

Поделиться
  •  
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Shares

На встрече с общественностью, проходившей в Сухуме 1 июня, юрист Тамаз Кецба представил правовое заключение на инициативу по проведению референдума.

– Мне предоставлено право представить вам правовое заключение на инициативу граждан по проведению референдума. Хочу сразу сказать, что данное правовое заключение сделано по поручению ученого совета университета, по нему прошло обсуждение с участием заведующих кафедр юридического факультета и получено их одобрение.

В распоряжении экспертов находились следующие нормативно-правовые акты: Конституция Республики Абхазия, принятая в 1994 году и одобренная всенародным голосованием 3 октября 1999 года, с изменениями от 30 апреля 2014 года, Конституционный Закон Республики Абхазия «О выборах президента Республики Абхазия», Закон Республики Абхазия «О всенародном голосовании – референдуме» 1996 года и Закон Республики Абхазия «О президенте» 1999 года.

В данном правовом заключении рассматривались два аспекта, касающиеся выдвинутой инициативы. Первый вопрос, который необходимо подвергнуть анализу, – это определение вида предполагаемого референдума. В статье 1 Закона «О всенародном голосовании – референдуме», дается определение референдума, «как способа принятия гражданами Республики Абхазия всенародным голосованием законов Республики Абхазия и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни».

Мы никоим образом не ставим под сомнение право граждан на инициативу проведения референдума. Другое дело, что мы оказались в ситуации, когда закон устарел, и эта формулировка говорит о том, что речь идет только об императивном характере референдума. Ни в Конституции, ни в законодательстве Абхазии не содержаться упоминания о возможности проведения других видов референдума, которые известны в конституционной практике других стран. Между тем, их достаточно много, и по масштабам проведения их делят на общенациональные и местные, по содержанию – на конституционные и законодательные. Консультативные – по важному принципу или направлению деятельности государства. В качестве примера: в 1999 году в Абхазии был проведен конституционный референдум, в результате которого в действующую Конституцию были внесены изменения. Примерами конституционного референдума может служить принятие в конце 1993 года Конституции РФ. А примерами консультативного референдума – референдум в Великобритании в 1995 году по вопросу ее вступления в европейской сообщество, а так же референдум СССР, который мы с вами помним в январе 1991 года о сохранении Союза.  Есть еще и международно-правовые референдумы – если вопрос связан с участием в международных договорах или границах государства, либо об отношениях с международными организациями – например, референдум в Швейцарии по поводу вхождения в ООН. И совсем недавно мы видели, как в Нидерландах проходил референдум об отношении к Ассоциации Европейского Союза с Украиной, где был получен отрицательный ответ.

В рассматриваемом нами случае можно утверждать, что речь идет о консультативном, совещательном референдуме. Об это свидетельствует и постановка вопроса, который сформулирован в форме выяснения мнения граждан, так как начинается словами «считаете ли вы необходимым…?»

Кроме того, данное утверждение еще и базируется на том, что по своим правовым последствиям – то есть реализации итогов референдума, в случае его проведения не представляется возможным, что не отрицает необходимости учета мнения граждан высказанного в ходе референдума.

Итак, формулировка вопроса выносимого на референдум «считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента?» предполагает два ответа – «да» или «нет».

В статье 28 Закона Республики Абхазия «О всенародном голосовании» говорится, что «Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании».

Кроме этого в статье 31 этого закона говорится, что «Решение, принятое путем референдума, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории Республики Абхазия и может быть отменено или изменено только путем референдума».

Конституционно-правовой статус президента Республики Абхазия закреплен в главе 4 Конституции и в Законе «О Президенте Республики Абхазия». В статье 48 Конституции исполнительная власть в Республике Абхазия предоставлена президенту страны. Президент является главой государства. Аналогично зафиксирован конституционно-правовой статус и полномочия президента в статьях пятой и второй Закона «О президенте Республики Абхазия». В статье 49 Конституции зафиксировано, что президент избирается на выборах, которые осуществляются на основе всеобщего, равного прямого избирательного права, тайным голосованием сроком на пять лет. В статье первой конституционного закона о выборах президента также зафиксирован срок полномочий президента – пять лет.

В вопросе, сформулированном инициаторами проведения, говорится о досрочных выборах. В статье 66 Конституции Республики Абхазия предусмотрены исчерпывающие основания для досрочного прекращения полномочий президента: отстранение от должности, смерть, отставка и неспособность осуществлять полномочия и обязанности президента. Лишь при наступлении какого-либо из перечисленных оснований и соблюдении законодательно прописанной процедуры, можно говорить о досрочном прекращении исполнений президентом  своих конституционных полномочий.

В соответствии со статьей 6 Конституционного закона «О выборах Президента Республики Абхазия» выборы назначаются Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия не позднее, чем за 4 месяца и проводятся не ранее, чем за три и не позднее, чем за два месяца  до истечения срока полномочий президента.

Во второй части статьи 6 указанного закона подчеркивается необходимость наступления условий для досрочного прекращения полномочий. «В случае прекращения президентом Республики Абхазия своих обязанностей до истечения конституционного срока, в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Народное Собрание не позднее, чем через 15 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы президента. Выборы должны быть проведены в трёхмесячный срок со дня досрочного проведения полномочий президента. В настоящее время избранный в 2014 году президент Хаджимба продолжает исполнять свои конституционные полномочия. В соответствии с Конституцией они истекают в 2019 году.

Соответственно, Народное Собрание в отсутствии указанных статей не может назначить досрочные выборы президента. Таким образом, даже в случае проведения референдума и положительного ответа на поставленный вопрос более половины принявших в нем участия граждан реализовать итоги, оставаясь в рамках конституционного поля, не представляется возможным.

Заканчивая свое выступление, хочу сказать, что за все послевоенное время нами немало пройдено для обретения современной политической культуры, но, наверно,е еще больше предстоит пройти. Я разделяю мнение, что тот уровень политического противостояния, который сохраняется между основными субъектами политического процесса в стране – это непозволительная роскошь для неокрепшего государства. В этой связи хочется всем нам пожелать – и власти, и оппозиции, и различным институтам гражданского общества большего конструктивизма и осознания личной ответственности.


Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

Датский совет по беженцам (ДСБ) в Абхазии в консорциуме с World Vision International и AAH приступил к реализации одного проекта финансируемого ЕС под названием «Создание устойчивых сообществ в Абхазии». Проект направлен на укрепление прав молодежи в Абхазии, включая маргинализированную молодежь и лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ), посредством ряда целевых действий, а также наращивание потенциала местных ОГО и предоставление им возможностей для поддержки инициатив по социальной интеграции молодежи.

В рамках данного конкурса рассматривается один аспект деятельности ДСБ:
-создание резерва специалистов по физической реабилитации и распространение знаний, исключительно в области физической реабилитации людей с ограниченными возможностями. (далее…)

The Danish Refugee Council (DRC) in Abkhazia in consortium with World Vision International and AAH started implementation of one EU funded project named” Building Resilient Communities in Abkhazia”. Project aims to strengthen the rights of young people in Abkhazia, including marginalised youth and persons with disabilities (PwDs), through a series of targeted actions, while also building the capacities of local CSOs and providing them with opportunities to support youth social inclusion and resilience initiatives. (далее…)

Action Against Hunger, в рамках проекта «Улучшение водоснабжения и санитарно-гигиенических условий в школах Абхазии», финансируемого UNICEF, намерена заключить контракты с компаниями, специализирующимися на восстановлении/строительстве систем водоснабжения и канализации, для выполнения работ в школах, расположенных в следующих районах:

1. Средняя школа села Арасадзых, Очамчирского района
2. Школа-интернат города Очамчира (далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook