В последние два месяца в Абхазии растет количество пенсионеров, которые не могут получить российскую пенсию. Это явление принимает все более массовый характер. Люди испуганы и удивлены, не могут понять причину происходящего. Мы обратились с вопросами к министру труда, занятости и социального обеспечения Сурену Керселяну.
– Сурен Арутюнович, объясните, пожалуйста, почему в Абхазии возникла такая ситуация, когда одни пенсионеры получают российскую пенсию, а другие – нет?
Сурен Керселян: В соответствии с законом Российской Федерации граждане, проживающие за ее пределами, обязательно каждый год должны подтверждать «факт нахождения в живых» («ФНЖ»), для того чтобы получать российскую пенсию. То, что некоторые ее получают, а некоторые не получают, зависит от того, что одни сделали это вовремя, а другие, к сожалению, опоздали. Но это вовсе не означает, что наших уважаемых пенсионеров лишили пенсии. Просто выплата пенсии приостановлена до того момента, пока их регистрационные документы не попадут в базу данных. Как только они попадут в базу данных, пенсия будет им восстановлена. Тенденция, которая есть сейчас, связана только с несвоевременной регистрацией. Когда люди проходили перерегистрацию, они получали на руки уведомление, там написано, что пенсия начисляется 12 месяцев со дня регистрации. Но для того, чтобы выплата не была приостановлена, за два месяца до истечения этого 12-месячного срока надо пройти перерегистрацию.
Вот даже сегодня, по моим данным, порядка 4-5 тысяч наших пенсионеров не прошли регистрацию, это означает, что эти граждане не попадут в декабрьскую выплату. Когда они придут в сберкассу и им скажут, что пенсия не начислена, вот тогда они поймут, что надо пойти и сделать перерегистрацию. Но чтобы восстановить начисление пенсий, понадобится примерно три месяца. Вот в чем вся проблема.
– Поясните, пожалуйста, почему наши граждане не прошли вовремя регистрацию? Их кто-то должен был уведомить об этом и не уведомил? Что произошло?
Сурен Керселян: Все наши районные собесы везде уведомили людей о том, что началась перерегистрация и нужно ее пройти. В Абхазии пять консультационных пунктов Пенсионного фонда Российской Федерации, в которых идет прием граждан. Они же производят установление «факта нахождения в живых», чтобы снять с них эту большую нагрузку, мы подключили наши районные отделы соцобеспечения. На сегодняшний день по линии консультационных пунктов прошло порядка 4-5 тысяч человек по «ФНЖ», а через наши собесы прошло более 20 000 человек. Смотрите, что еще у нас происходит: многие граждане прописаны в одном районе, а проживают в другом. Мы не ставим никому препоны. Если человек приходит в сухумское отделение собеса, а живет в Ткуарчальском, Очамчырском или Гудаутском районах, то его в г. Сухум регистрируют, но это ухудшает для нас получение статистических данных. Мы не можем свести концы с концами. Нельзя поднять документы и понять, прошел пенсионер регистрацию или нет, потому что он мог пройти ее в российском консультационном пункте, или в консульском отделе посольства Российской Федерации, или в одном из районных отделений собеса. В связи с этим мы сейчас создаем электронную базу данных, когда она у нас появится, наши отделы будут знать, прошел человек регистрацию или нет? И когда прошел? Когда он ее проходил в прошлом году? Очень важно, когда именно в прошлом году человек прошел регистрацию.
Вот, например, сегодня утром у меня были два уважаемых пенсионера. Я им говорю: «Покажите мне расписку-уведомление!» Показывают. Они прошли регистрацию в сентябре месяце, 29-го числа. Но пока эта расписка дойдет до программы пенсионного обеспечения, которая находится в Адлере, пройдет определенное время. Месяца на это недостаточно. Вы пришли в собес, вам дали расписку-уведомление, потом ее передают нам, в министерство. Город делает это каждый день, а районные отделения собеса – в неделю раз. Мы формируем пакет документов и отдаем его в Пенсионный фонд РФ, а они уже отвозят его в Адлер. На все это нужно время. Я попросил у пенсионерки старую прошлогоднюю расписку. Она прошла регистрацию в октябре, а в этом году прошла ее только 23 сентября. Уже поздно, ее уже с начисления пенсии сняли, потому что от октября до октября проходят 13 месяцев, а не 12.
Я очень попросил бы наших пенсионеров, чтобы они эти расписки не теряли ни в коем случае, потому что нам очень важно знать дату предыдущей регистрации. По вашей регистрации вы 12 месяцев будете получать пенсию, но потом она приостановится, если вы минимум за два месяца не пройдете новую регистрацию.
– А в предыдущие годы такие ситуации не возникали?
Сурен Керселян: Это новшество введено только в прошлом году. А раньше было как? В год раз фиксировано в конце года все делали перерегистрацию. Но это создавало другие сложности. Представьте, 32 тысячи пенсионеров в течение одного месяца должны пройти регистрацию! Здесь у нас в Пенсионном фонде было столпотворение. Всю работу надо было бросать и заниматься только этим, чтобы успеть в течение одного месяца всю эту работу сделать. Это очень сложно, поэтому мы перешли на персонифицированную схему. Сегодня никто никому не говорит, что вы должны жестко пройти регистрацию в октябре. Вы лично прошли ее в октябре, вам должны написать на обороте вашего уведомления, что следующий ваш приход не в октябре, а в августе. То есть каждый имеет свой индивидуальный график. Это делается для удобства самого пенсионера, чтобы он не стоял в очередях, не толкался, а также для удобства тех работников, кто это делает.
Потом вся эта информация стекается в одно место – в адлерское отделение Пенсионного фонда, и там образуется эффект «узкого горлышка». Они не успевают быстро все это обработать. А если мы в течение года будем плавно отправлять туда уведомления, для них будет небольшая нагрузка, и они спокойно всю эту работу сделают. Вот мы к этому стремимся, и на следующий год запланировали начать регистрацию с марта или даже с февраля месяца.