19 марта 2024 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

20.03.2019

Спикер парламента: Конституционный суд – не справочное бюро

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

20 марта состоялась очередная сессия парламента. Депутаты создали комиссию по изучению экономической эффективности и экологической безопасности разведки и добычи нефти, приняли закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и обсудили постановление о тонировке стекол.

Валерий Агрба представил постановление парламента «О внесении изменений в Закон о международных договорах».

В соответствии с поправками, все изменения и дополнения, которые вносятся в договоры, должны проходить обязательную ратификацию в парламенте.

Представитель президента в парламенте Дмитрий Шамба отметил, что все замечания со стороны администрации внесены и одобрены комитетом.

Автор проекта Алмас Джапуа подчеркнул, что разработка постановления связана с тем, что часто возникает двоякое толкование существующих норм и привел пример договора по ИКЦ. По его мнению, введение запрета на внесение поправок в международный договор «за пределами ратификации» поможет решить множество спорных моментов и проблем.

Постановление принято парламентом в окончательном чтении.

Следующим вопросом повестки стал законопроект о внесении изменения в Кодекс об административных нарушениях, касающихся тонировки стекол автомобилей. Автором этого проекта также стал Алмас Джапуа, который предлагает увеличить процент тонирования передних стекол с 25% до 30%. Данный законопроект был принят Народным Собранием в первом чтении 22 февраля этого года.

Как объяснил Валерий Агрба, проект закона был направлен в МВД и согласован со всеми компетентными службами. Все они выступили против поправок подобного рода в связи с тем, что сильная тонировка усложняет процесс работы, в частности для камер видео фиксации, а также влияет на безопасность – ухудшается обзор для водителя.

Комитет парламента также не рекомендовал принятие данных поправок.

Джапуа отметил, что обсуждение этого вопроса в парламенте ведется уже несколько лет. В прошлый раз законопроект не был одобрен президентом, и был снят с производства. Он подчеркнул, что не предлагает полностью затонировать стекла машины, а лишь позволить тонировку в 30%, учитывая, что Абхазия – южная страна и «здесь много солнечных дней».

«Мне кажется, было бы правильно разрешить эту норму. Хотелось бы подчеркнуть, что норма не носит обязательного характера, то есть не обязывает граждан поставить обязательно тонировки», – сказал Джапуа.

Дмитрий Шамба напомнил, что президент наложил вето на предыдущий подобный законопроект. Сейчас многое изменено в проекте закона, но спор о том можно ли увеличивать уровень затемнения или нет – бесконечный, у каждой стороны есть свои веские аргументы.

«Техническая норма о проценте тонировки – это не предмет Кодекса об административных нарушениях, потому что там содержаться только санкции. Если мы откроем статьи миграционного законодательства, мы же не включаем нормы миграционного законодательства в сам кодекс, у нас есть отдельные законы. За их нарушения санкция содержится в административном кодексе, если есть состав преступления, то в уголовном кодексе. Также и по другим статьям, там только санкции. Если мы возьмем главу «Безопасность дорожного движения» и другие статьи, которые регулируют санкции за нарушение скоростного режима, но мы же нормы по скоростному режиму в кодекс не включаем. Это вопрос, который регулируется постановлением кабинета министров», – объяснил Шамба.

Он отметил, что администрация президента полностью поддерживает решение комитета парламента, который не одобряет данные поправки.

Батал Табагуа сообщил, что в комитете тоже не было единого мнения. Он предложил обратиться к кабинету министров, который уже в свою очередь должен будет принять решение.

Джапуа считает, что вся борьба с преступностью сводится к борьбе с тонированными стеклами у простых граждан. Агрба заметил, что это, в первую очередь, борьба за безопасность.

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Абхазия в сфере административных правонарушений» принят парламентом в окончательном чтении. Он касается продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг с применением контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности. В соответствии с принятыми поправками, при отсутствии кассовых аппаратов и бланков отчетности, на индивидуальных предпринимателей налагается штраф в размере 6 000 рублей, а на юридические лица в размере 20 000 рублей.

Также внесены изменения в статью 155/3: нарушение юридическими лицами установленного порядка уведомления об открытии банковских счетов за пределами Абхазии.

«Непредставление юридическим лицом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) банковского счета или об изменении реквизитов в банке, расположенном за пределами Абхазии влечет наложение штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – 50 000 рублей, а на юридических лиц -200 000 рублей», – пояснил Валерий Агрба.

Лаша Ашуба выразил сомнение по поводу того, что все предприниматели успеют обеспечить свои предприятия кассовыми аппаратами к началу действия закона, то есть к 1 января 2020 года.

Дмитрий Шамба напомнил, что вопросы налично-денежного регулирования устанавливались Указом президента от 2002 года, включая санкции за его нарушение. Исходя из юридических норм, все административные санкции должны содержаться в Кодексе и Указом президента, с правовой точки зрения, неправильно вводить административные санкции. Было предложено включить эти санкции в кодекс об административных нарушениях.

В отношении контрольно-кассовой техники, отметил Шамба, первая попытка ее введения была еще в 2003 году и была неудачной. По его мнению, пока не будет нормы, регулирующей этот вопрос и соответствующих санкций, ничего не удастся изменить.

Что касается открытия банковских счетов, Шамба отметил, что раньше юридические лица открывали счет за пределами страны с разрешения министерства по налогам и сборам и Национального Банка:

«Был разрешительный порядок. При этом, по каким критериям можно разрешать, по каким нельзя, законодательство не устанавливало. Новый Указ устанавливает, что юридическое лицо, резидент Абхазии только лишь уведомляет налоговые органы, чтобы минимизировать возможности ухода от уплаты налогов».

Эта норма не распространяется на физические лица.

Во втором чтении принят законопроект «О внесении изменений в Уголовный Кодекс»:

«Действия против Республики Абхазия, направленные на передачу иностранному государству всей территории Республики Абхазия либо отделение от территории Республики Абхазия ее части наказываются лишением свободы на срок от 10 до 15 лет».

Данный пункт вызвал дискуссию, в связи с неточностью формулировки. Дмитрий Шамба отметил, что наказание выносит суд Абхазии, но в случае передачи всей территории другому государству не будет уже юридически субъекта, который мог бы вынести такое решение.

Председатель Верховного суда Манана Делба также обратилась к депутатам с просьбой доработать формулировку, расширить ее и уточнить.

Заключение антиконституционных договоров или ведение антиконституционных переговоров также наказывается лишением свободы от 5 до 10 лет, а также возможностью занимать определенные должности сроком до 3 лет.

Публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Абхазии, в том числе через СМИ и Интернет, наказываются лишением свободы от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Статья «Шпионаж» была дополнена следующими поправками:

«Передача, а равно собирание, похищение, хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную или военную тайну, а также передача или собрание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Республики Абхазия, если эти деяния совершены гражданином Республики Абхазия, наказываются лишением свободы от 10 до 15 лет либо пожизненным лишением свободы, или смертной казнью».

Поступление на службу в иностранную разведку наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Данный пункт также вызвал полемику, в связи с тем, что многие студенты учатся в специализированных военных вузах России, а также соотечественники из Турции, Сирии и других стран, являющиеся гражданами Абхазии служили или служат в специализированных структурах.

Было решено рассмотреть законопроект в 4-х чтениях с внесением необходимых поправок.

В окончательном чтении принят законопроект «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Закон расширяет права несовершеннолетних и беспризорных детей и вступит в силу 1 января 2020 года. К этому времени необходимо подготовить и принять еще ряд подзаконных актов.

Обсудив шесть вопросов повестки дня, депутаты прервались на перерыв.

С перерыва вернулись не все депутаты. Их численности оказалось достаточно, чтобы принимать поправки к законам, но для принятия конституционных поправок, для которых требуется согласие 2/3 парламента, сложилась неблагоприятная ситуация. Предвидя результат, депутат Джапуа предложил перенести вопрос о внесении изменений в Конституционный закон «О судебной власти».

Представитель президента Дмитрий Шамба вынес на рассмотрение парламента поправки в закон «О Государственной пошлине». Шамба разъяснил, что предложенные изменения вызваны пробелом в законодательстве о процессуально-арбитражном судопроизводстве, в котором предусмотрена обязательная уплата государственной пошлины. Однако в законе о госпошлине не определен размер пошлины при рассмотрении дел в арбитражном суде. Для устранения законодательного пробела, который, по словам председателя арбитражного суда Фатимы Квициния, препятствует осуществлению полномочий судьями арбитражного суда, предусмотрено внести изменения в закон «О государственной пошлине».

Еще одно предложение – дополнить закон главой, которая будет регулировать рассмотрение дел «О взыскании обязательных платежей в бюджетные фонды и санкций по ним».

«По сути это дополнения к арбитражно-процессуальному кодексу. Инициатива исходила от арбитражного суда, так как эта категория дел – обязательные платежи и санкции – не были урегулированы арбитражно-процессуальным кодексом. На практике мы столкнулись с тем, что такие дела к нам поступают, но рассматривается эта категория не по правила общеискового производства, а по своим специальным правилам. Поэтому мы обратились к президенту, так как не обладаем правом законодательной инициативы, и предложили свой вариант этих поправок и дополнений. Этих дел немало, поэтому я прошу принять поправки. Мы не можем дела рассматривать», – обратилась Квициния к депутатам.

Глава правового комитета Валерий Агрба отметил, что обсуждаемые поправки рассмотрены на заседании комитета с участием председателя Арбитражного суда. Он подчеркнул, что размеры пошлин за подачу исковых заявлений «аналогичны размерам пошлины при рассмотрении в конституционном или надзорном порядке». Агрба сообщил, что комитет рекомендовал принятие поправок в первом, во втором и окончательном чтении. При одном воздержавшемся были приняты все предложенные поправки.

Предлагая принять поправку к закону «О государственной пошлине» представитель президента Шамба опять же отметил, что в законе, устанавливающем выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство и временное проживание, предусмотрена госпошлина, но размер ее не определен. Шамба предложил определить госпошлину в размере 10 МРОТ.

Депутаты поспорили о размере пошлины и приняли поправки при одном воздержавшемся в первом, втором и окончательном чтениях.

Депутаты внесли изменения в законодательные акты, связанные с исполнительным производством. Предлагаемый проект закона направлен на расширение условий для применения мер принудительного исполнения и принуждения должника к полному и своевременному исполнению требований содержащихся в решениях судов. Было предложено ввести: временные ограничения на выезд должников за пределы страны, меры принудительного выселения должника не только из жилого помещения, но и освобождения нежилого помещения, земельного участка, сноса строений и т.д. В одной из статей предусматривается исполнение требования об отобрании ребенка, его передаче, порядке общения с ребенком и многое другое.

Представитель службы судебных исполнителей отметил, что «предложенная редакция предоставляет возможность судебным исполнителям реализовать весь объем полномочий.

«К нам поступают документы с определенными требованиями, но действующая редакция закона никак не регламентирует порядок исполнения», – сказал он.

Споры депутатов в основном касались возможности ограничения выезда должников.

«Не станет ли это избирательным правом: одним будет позволено пересекать границу, а другим нет? Если я являюсь сестрой пограничника, то я пройду, а если не являюсь – не пройду», – высказала свои опасения Наталья Смыр.

Закон принят в первом чтении.

Без обсуждения депутаты приняли смету расходов Уполномоченного по правам человека. Наталья Смыр объяснила это тем, что депутаты обсуждали это вопрос неоднократно, но принимая смету расходов, почему-то не издали постановления.

«Аппарат парламента должен был принять постановление, но мы этого не сделали. Я думала, по умолчанию будет, по умолчанию не прошло. Надо голосовать. Мы несколько раз голосовали по нему, надо еще раз проголосовать», – сказала Смыр.

Проголосовали единогласно.

Проект постановления «О проверке соответствия Конституции положений закона «О недрах», нормативных правовых актов правительства и заключенных договоров и соглашений по геологическому изучению, разведке и добыче углеводородного сырья на территории Абхазии» предложил депутат Рауль Лолуа. Депутат предложил своим коллегам обратиться в Конституционный суд и поручить ему представлять парламент при рассмотрении запроса в КС, но не был поддержан большинством коллег, которые считают, что: «Смешно выглядеть не хочется», «Пусть Конституционный суд дает ответ – для этого он создан», «Конституционный суд не справочное бюро», «Ничего страшного не будет, если КС ответит», «Пусть работают – жалко что ли?» и так далее.

«Я бы не хотел, чтобы мы нивелировали все государственные органы – кабинет министров, президента, да и генеральную прокуратуру тоже. Мы фактически начинаем ставить под сомнение любой вопрос, который принимается другими органами власти. Думать, что только парламент правильный и только парламент может принимать решения, не совсем по государственному. Поэтому мы подменять другие органы госуправления не можем, не имеем права и не должны. По этим конкретным контрактам, Генпрокуратура смотрела эти документы и считаю, что в кабинете министров достаточно грамотных и образованных специалистов, которые заключают контракты и так далее. Думаю, что в КС отправлять эту бумагу с точки зрения права не совсем правильно.  Потому что здесь нет никаких антиконституционных вещей. Мы здесь сидим тоже для того, чтобы поднять законы и посмотреть соответствуют или не соответствуют. Если мы что-то не поняли, давайте пригласим специалистов, которые объяснят нам, есть здесь нарушения или нет», – отметил депутат Табагуа.

Постановление, предложенное Лолуа не было поддержано депутатами. Но было принято постановление о создании парламентской комиссии по изучению законности договоров и соглашений, заключенных правительством по геологическому изучению, разведке и добыче углеводородного сырья на территории Абхазии.

Ольга Джонуа 

Изида Чаниа

Другие новости по теме

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления


Action Against Hunger объявляет вакансию на должность Инженера для работы в офисах организации, расположенных в городах Сухум и Гал, с целью контроля за осуществлением программ по реконструкции или строительства объектов инфраструктуры водоснабжения и санитарии.

Должность:Инженер
Отдел:Технический
Место работы:Сухум/Гал
Тип контракта:Сервис контракт

(далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook