О перспективах развития деловых связей между Грузией и Россией “Российской газете” рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
В этом году при ТПП создан Российско-грузинский деловой совет, который возглавил Юрий Балашов. Уже начали обсуждать конкретные вопросы.
Сергей Николаевич, удается найти общий язык?
Сергей Катырин: Мы пытаемся нащупать направления, где можем вместе продвинуться вперед. Интерес определенных кругов Грузии есть. Я не могу сказать, что это интерес всей страны. Но среди бизнеса много тех, кто хочет и может. И ищет поддержки с нашей стороны.
И она есть – возобновление с 15 мая авиаперелетов в Грузию и облегчение визового режима . Это же не только для туристов?
Сергей Катырин: Авиасообщение, визовый режим – это сигнал, что наша страна хочет сотрудничать с Грузией. И это первое, о чем мы заговорили, создав совет.
Как говорят российские дипломаты, “принципиальный подход российской стороны состоит в последовательном облегчении условий общения и контактов между жителями России и Грузии, несмотря на отсутствие дипотношений”. Именно на это направлен указ о возобновлении авиасообщения.
И деятельность Российско-Грузинского делового совета – это не только торговля и экономическое сотрудничество, но и гуманитарные вопросы. Вот сегодня началось празднование Дня Грузинской диаспоры России. В программе – открытие выставки копий древних грузинских фресок, найденных в России, фестиваль грузинского танца и очередное заседание совета. Наши грузинские партнеры и члены делового совета готовились к празднику с большим душевным подъемом. Надеемся, что этот оптимистичный настрой сохранится в нашей совместной работе надолго.
Какие деловые проекты планируете обсуждать?
Сергей Катырин: Следует также организовать железнодорожный транзит в рамках маршрута Шелкового пути: Китай, порт Ирана Бандарабас, Астара Иран, Астара Азербайджан, Габаля Азербайджан, Мирнаули Грузия, по территории Абхазии в Россию. Это, среди прочего, позволит заключать долгосрочные контракты на поставки газа и нефти по стабильным и предсказуемым ценам.
Железнодорожный транзит также позволит разгрузить пограничный переход Верхний Ларс и уменьшить стоимость доставляемых грузов, увеличив их объем. Учитывая создавшуюся ситуацию с транзитом российских товаров через Турцию, организация такой схемы жизненно необходима.
А по каким направлениям мы особенно заинтересованы в сотрудничестве?
Сергей Катырин: Сегодня основу российского экспорта составляют нефтепродукты, газ, уголь, нефть, пшеница, пшеничная мука. Грузия в основном экспортирует вино, спиртные напитки, минеральную воду, ферросплавы, легковые автомобили. Есть возможность увеличить товарооборот. Кстати, за первые три месяца этого года он уже вырос на 73 процента к 2022 году.
Было бы интересно создать в Грузии предприятия конечного цикла для продукции, поставляемой из России. От грузинской стороны есть предложения о строительстве завода по лущению и упаковке миндального ореха, строительстве швейной фабрики, организации хаба металла для строительных конструкций.
Какие регионы проявляют особый интерес к Грузии?
Сергей Катырин: На данный момент активнее всех – Липецкая область и Ставропольский край. Хотим организовать поездку их делегаций в Грузию для встречи с коллегами.