13 января 2025 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

10.06.2024

Разбитое корыто от Аслана Бжания

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

ИЗИДА ЧАНИА

Нашему президенту все еще не хватает власти. Он добывает ее разными путями – превращая СМИ PR-агентства, правоохранительные органы в личную охрану, назначая на должности людей верных и преданных ему, стимулируя своих опричников материально и морально, раздавая награды и звания. Про стены и заборы, которые растут и множатся, бронированные машины и спецназ, сопровождающий Бжания, и говорить не буду.

Надоело ему добывать власть – захотелось придать авторитарному режиму законное основание. Ведь все время ему кто-то мешает: то премьер-министр затевает свою игру, то оппозиция бузит, то парламент неправильно голосует, то соцсети распоясались. Из недавнего неповиновения – кандидатура президента на должность главы администрации Гудаутского района провалена депутатами районного собрания, две попытки ужесточить ответственность за недостоверные публикации (клевета) – отклонены парламентом. Поэтому у него для золотой рыбки новое желание – хочет права на роспуск парламента и ликвидацию кабинета министров (коллективный орган). И в парламент поступает проект Конституционного закона, который предусматривает утверждение президентом структуры центральных органов исполнительной власти республики, упразднение Кабинета Министров, должностей премьер-министра и вице-премьеров и право на роспуск парламента. (Депутатам самое время не обсуждать президентские новшества, а ставить забор не от народа, а от администрации президента).

Тем временем в официальное сообщение об обсуждении проекта, поступившего в парламент от президента, «вкралась» лукавая формулировка «с учетом части предложений, представленных Комиссией по конституционной реформе, созданной в 2020 году». Конечно, никто не конкретизирует, что это часть предложений, вырванная из контекста и ставшая причиной выхода из комиссии более половины ее состава, что, фактически, привело к указу о ее роспуске в 2023 году.

Чтобы было понятно, сравню президентский вариант, поступивший в парламент с вариантом разработанным Комиссией по конституционной реформе. В президентском варианте – глава государства наделяет себя правом роспуска парламента, в случае если кандидатура министра, представленная им трижды, была отклонена парламентом. Кстати, здесь ничего не говорится о новой кандидатуре, из чего следует, что президент может представлять одну и ту же кандидатуру три раза. Не утвердите – распущу. То есть, согласование это видимость, имитация.  Общественный деятель Ахра Аристава считает, что Аслан Бжания встал на путь «даже не автократии, а тоталитарного режима» предлагая парламенту закрепить за президентом «иллюзорное право утверждать министров».

А теперь вариант Комиссии по реформированию конституции, который не понравился Аслану Бжания. Здесь предусмотрен иной механизм мягких сдержек и противовесов при формировании правительства – министры представляется президентом,  проходят процедуру одобрения парламентом. У президента есть право дважды предлагать новую кандидатуру, в ответ на отклоненную. После двух отклонений глава государства имеет право назначить министра самостоятельно, без депутатского одобрения. В этом случае вступает в силу процедура отложенного вотума доверия. То есть через полгода после назначения, парламент может вернуться к вопросу о доверии министру, самостоятельно назначенному президентом. И по замыслу Комиссии президент должен был бы предложить на утверждение новую кандидатуру и согласовать ее.

Думаю, что все понимают разницу – в варианте, предложенном Асланом Бжания, президент получает единоличное право на формирование правительства, ему не надо будет согласовывать кандидатуры министров даже с премьер-министром, потому как должность упразднена. Если к этому прибавить наши знания о кадровых «способностях» нынешнего президента, то картина вырисовывается мрачная. Министр культуры, назначенный Бжания проворовался и распродал государственные ценности; министр просвещения принимал указы, входившие в противоречие с правами людей (отменены премьер-министром); министр иностранных дел устроил гонения на инакомыслящих; глава администрации Очамчира стрелял, ранил и работает и так далее. О профессиональном уровне чиновников назначаемых Асланом Бжания вообще речи быть не может. Поэтому наделение президента (не важно – Бжания не Бжания) такими дополнительными полномочиями чревато серьезными последствиями. Этого не могут не понимать депутаты парламента, этого не может не опасаться общественность. Смысл реформирования системы власти окончательно извращен Асланом Бжания и вместо самостоятельного парламента мы получим: первое – удобное для президента правительство, второе – полностью подконтрольный президенту парламент, который по факту перестанет существовать, как самостоятельная ветвь власти.

Но у Бжания и его сторонников есть аргументы. Главный  – Конституционный суд одобрил. И опять уточню, что это тот самый Конституционный суд, который возглавляет свояченица Аслана Бжания.

Есть еще один аргумент – правом роспуска парламента обладают главы многих демократических государств. Это как бжаниевский аргумент про заборы, вокруг всех парламентов мира. Здесь было бы уместно напомнить, что в этих «многих» парламент формируется по смешанной или пропорциональной системе. Но это требование оппозиции Бжания категорически отверг в мае 2022 года. И еще, по определению, ну не может быть, чтобы наш президент брал пример с Великобритании, где роспуск парламента (не углубляясь в детали) обычная вещь. Хотя есть и неутешительные исторические факты, к примеру, во Франции. В 1356 году дофин Карл (которого мы помним благодаря Жанне д’Арк) распустил Генеральные штаты. Они отказались ему подчиняться, подняли восстание в Париже и приняли акт, которым ограничили власть дофина. Спустя четыре века в 1789 году Людовик XVI объявил о роспуске национального собрания и началась Великая Французская революция.

Поэтому депутатам, если так уж хочется угодить Аслану Бжания и наделить главу государства дополнительной властью, имеет смысл обезопасить страну, приняв законы, которые станут противовесом. Начать можно с импичмента президенту и о государственной службе. Реальные механизмы отстранения от должности президента и правила назначения чиновников, хоть как-то укротят амбиции дорвавшихся до власти. В ином случае наше правительство будет полностью состоять из друзей и родственников, имеющих весьма сомнительное представление и о профессии, и о нашей стране. А мы как в той сказке, где старуха захотела стать владычицей мира, останемся у разбитого корыта.


Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

Action Against Hunger, в рамках проекта «Улучшение водоснабжения и санитарно-гигиенических условий в школах Абхазии», финансируемого UNICEF, намерена заключить контракты с компаниями, специализирующимися на восстановлении/строительстве систем водоснабжения и канализации, для выполнения работ в школах, расположенных в следующих районах:
1. Средняя школа села Приморское, Гудаутского района
2. Средняя школа села Наа, Гулрипшского района (далее…)

При поддержке Европейского Союза, Action Against Hunger, в партнерстве с World Vision и DRC, реализует проект «Создание устойчивых сообществ в Абхазии». Проект направлен на усиление социальной интеграции в сообществах путем поддержки инициатив, разработанных местными организациями гражданского общества (ОГО), которые активно вовлекают молодежь в Абхазии в ценную общественную работу. В рамках этого проекта Action Against Hunger планирует провести оценку потребностей ОГО для выявления ключевых областей развития и укрепления их потенциала. На основе результатов этой оценки потребностей будет создана индивидуальная программа обучения, которая будет включать обучение как международными, так и местными экспертами. (далее…)

The Danish Refugee Council (DRC) in Abkhazia in consortium with World Vision International and AAH started implementation of one EU funded project named” Building Resilient Communities in Abkhazia”. Project aims to strengthen the rights of young people in Abkhazia, including youth and persons with disabilities (PwDs), through a series of targeted actions, while also building the capacities of local CSOs and providing them with opportunities to support youth social inclusion and resilience initiatives. (далее…)

Датский Совет по Беженцам (ДСБ) в Абхазии в консорциуме с World Vision International и AAH приступил к реализации одного проекта, финансируемого ЕС под названием «Создание устойчивых сообществ в Абхазии». Проект направлен на укрепление прав молодежи в Абхазии, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), посредством ряда целевых действий, а также наращивание потенциала местных общественных организаций и предоставление им возможностей для поддержки инициатив по социальной интеграции молодежи.

(далее…)

Датский совет по беженцам (ДСБ) в Абхазии в консорциуме с World Vision International и AAH приступил к реализации одного проекта финансируемого ЕС под названием «Создание устойчивых сообществ в Абхазии». Проект направлен на укрепление прав молодежи в Абхазии, включая маргинализированную молодежь и лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ), посредством ряда целевых действий, а также наращивание потенциала местных ОГО и предоставление им возможностей для поддержки инициатив по социальной интеграции молодежи.

В рамках данного конкурса рассматривается один аспект деятельности ДСБ:
-создание резерва специалистов по физической реабилитации и распространение знаний, исключительно в области физической реабилитации людей с ограниченными возможностями. (далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook