ИЗИДА ЧАНИА
Нашему президенту все еще не хватает власти. Он добывает ее разными путями – превращая СМИ PR-агентства, правоохранительные органы в личную охрану, назначая на должности людей верных и преданных ему, стимулируя своих опричников материально и морально, раздавая награды и звания. Про стены и заборы, которые растут и множатся, бронированные машины и спецназ, сопровождающий Бжания, и говорить не буду.
Надоело ему добывать власть – захотелось придать авторитарному режиму законное основание. Ведь все время ему кто-то мешает: то премьер-министр затевает свою игру, то оппозиция бузит, то парламент неправильно голосует, то соцсети распоясались. Из недавнего неповиновения – кандидатура президента на должность главы администрации Гудаутского района провалена депутатами районного собрания, две попытки ужесточить ответственность за недостоверные публикации (клевета) – отклонены парламентом. Поэтому у него для золотой рыбки новое желание – хочет права на роспуск парламента и ликвидацию кабинета министров (коллективный орган). И в парламент поступает проект Конституционного закона, который предусматривает утверждение президентом структуры центральных органов исполнительной власти республики, упразднение Кабинета Министров, должностей премьер-министра и вице-премьеров и право на роспуск парламента. (Депутатам самое время не обсуждать президентские новшества, а ставить забор не от народа, а от администрации президента).
Тем временем в официальное сообщение об обсуждении проекта, поступившего в парламент от президента, «вкралась» лукавая формулировка «с учетом части предложений, представленных Комиссией по конституционной реформе, созданной в 2020 году». Конечно, никто не конкретизирует, что это часть предложений, вырванная из контекста и ставшая причиной выхода из комиссии более половины ее состава, что, фактически, привело к указу о ее роспуске в 2023 году.
Чтобы было понятно, сравню президентский вариант, поступивший в парламент с вариантом разработанным Комиссией по конституционной реформе. В президентском варианте – глава государства наделяет себя правом роспуска парламента, в случае если кандидатура министра, представленная им трижды, была отклонена парламентом. Кстати, здесь ничего не говорится о новой кандидатуре, из чего следует, что президент может представлять одну и ту же кандидатуру три раза. Не утвердите – распущу. То есть, согласование это видимость, имитация. Общественный деятель Ахра Аристава считает, что Аслан Бжания встал на путь «даже не автократии, а тоталитарного режима» предлагая парламенту закрепить за президентом «иллюзорное право утверждать министров».
А теперь вариант Комиссии по реформированию конституции, который не понравился Аслану Бжания. Здесь предусмотрен иной механизм мягких сдержек и противовесов при формировании правительства – министры представляется президентом, проходят процедуру одобрения парламентом. У президента есть право дважды предлагать новую кандидатуру, в ответ на отклоненную. После двух отклонений глава государства имеет право назначить министра самостоятельно, без депутатского одобрения. В этом случае вступает в силу процедура отложенного вотума доверия. То есть через полгода после назначения, парламент может вернуться к вопросу о доверии министру, самостоятельно назначенному президентом. И по замыслу Комиссии президент должен был бы предложить на утверждение новую кандидатуру и согласовать ее.
Думаю, что все понимают разницу – в варианте, предложенном Асланом Бжания, президент получает единоличное право на формирование правительства, ему не надо будет согласовывать кандидатуры министров даже с премьер-министром, потому как должность упразднена. Если к этому прибавить наши знания о кадровых «способностях» нынешнего президента, то картина вырисовывается мрачная. Министр культуры, назначенный Бжания проворовался и распродал государственные ценности; министр просвещения принимал указы, входившие в противоречие с правами людей (отменены премьер-министром); министр иностранных дел устроил гонения на инакомыслящих; глава администрации Очамчира стрелял, ранил и работает и так далее. О профессиональном уровне чиновников назначаемых Асланом Бжания вообще речи быть не может. Поэтому наделение президента (не важно – Бжания не Бжания) такими дополнительными полномочиями чревато серьезными последствиями. Этого не могут не понимать депутаты парламента, этого не может не опасаться общественность. Смысл реформирования системы власти окончательно извращен Асланом Бжания и вместо самостоятельного парламента мы получим: первое – удобное для президента правительство, второе – полностью подконтрольный президенту парламент, который по факту перестанет существовать, как самостоятельная ветвь власти.
Но у Бжания и его сторонников есть аргументы. Главный – Конституционный суд одобрил. И опять уточню, что это тот самый Конституционный суд, который возглавляет свояченица Аслана Бжания.
Есть еще один аргумент – правом роспуска парламента обладают главы многих демократических государств. Это как бжаниевский аргумент про заборы, вокруг всех парламентов мира. Здесь было бы уместно напомнить, что в этих «многих» парламент формируется по смешанной или пропорциональной системе. Но это требование оппозиции Бжания категорически отверг в мае 2022 года. И еще, по определению, ну не может быть, чтобы наш президент брал пример с Великобритании, где роспуск парламента (не углубляясь в детали) обычная вещь. Хотя есть и неутешительные исторические факты, к примеру, во Франции. В 1356 году дофин Карл (которого мы помним благодаря Жанне д’Арк) распустил Генеральные штаты. Они отказались ему подчиняться, подняли восстание в Париже и приняли акт, которым ограничили власть дофина. Спустя четыре века в 1789 году Людовик XVI объявил о роспуске национального собрания и началась Великая Французская революция.
Поэтому депутатам, если так уж хочется угодить Аслану Бжания и наделить главу государства дополнительной властью, имеет смысл обезопасить страну, приняв законы, которые станут противовесом. Начать можно с импичмента президенту и о государственной службе. Реальные механизмы отстранения от должности президента и правила назначения чиновников, хоть как-то укротят амбиции дорвавшихся до власти. В ином случае наше правительство будет полностью состоять из друзей и родственников, имеющих весьма сомнительное представление и о профессии, и о нашей стране. А мы как в той сказке, где старуха захотела стать владычицей мира, останемся у разбитого корыта.