Регистрация кандидатов в президенты чем-то напоминает войсковую операцию. Только ЦИК взмахнул стартовым флажком – и началось. Первым из многочисленной колонны желающих обозначил себя депутат парламента Алмас Джопуа. Следом за ним зарегистрировалась партия генерал-майора Леонида Дзапшба. Пятница подарила стране сразу трех потенциальных кандидатов, трех Астамуров – Какалия, Отырба, Тарба. Таким образом, за первые два дня в Центральной избирательной комиссии зарегистрировались четыре инициативные группы и одна партия.
Активисты в соцсетях оживились и, забыв о Грузии, стали гадать: сколько же человек попытается зарегистрироваться кандидатами в президенты? Признаться, это не сложно: надо лишь соответствовать минимуму требований, связанных со знанием государственного языка, возрастной и этнической принадлежностью. Претендента в кандидаты либо выдвигает партия, либо он собирает голоса в подписные листы. Всего 2000 голосов, которые собрать в Абхазии несложно, – редко кто откажет жаждущему попробовать свои силы на выборах.
Задолго до регистрации инициативных групп и партий соцсети начали превращаться в доску почета. Моя страница забита биографиями потенциальных кандидатов, которые я вынуждена «скрывать», чтобы «не замыливать» взгляд и полосу. Там нет важной информации – меняются фотографии на фоне государственных символов, и стандартный текст рассказывает о дате и месте рождения, альма-матер, местах работы и количестве детей. Так из социальных сетей всплывают идеальные «человеки», в жизни которых не было сомнений, гнева, болезней, потерь, двоек и нарушений ПДД.
Тем временем глава ЦИК Тамаз Гогия дает первый брифинг, на котором, отвечая на вопрос журналиста, говорит, что закон «напрямую не обязывает публиковать декларации». «В 2014 году декларации кандидатов в президенты публиковались по решению ЦИК», – добавляет он.
Действительно, в законе о выборах президента на протяжении многих лет остается недописанной глава о требованиях, предъявляемых кандидату в президенты (или в депутаты). У меня вообще создается впечатление, что этот закон не проходил через антикоррупционную экспертизу, которая предусмотрена законом «О противодействии коррупции». Иначе как объяснить обязательство представлять «сведения о размере и источнике доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и детям кандидата, а также об обязательствах имущественного характера кандидата, его супруги (супруга) и детей», если закон не предусматривает, во-первых, публикации этих «сведений», во-вторых – их проверки на достоверность? То есть кандидат указывает в декларации то имущество, которое может объяснить своими скромными официальными налогооблагаемыми доходами. В результате часто получается, что некоторые наши кандидаты на высшую должность в стране бедны как церковная мышь, живут в домах и квартирах родственников, ездят на чужих машинах и т.д. В общем, не кандидаты, а сплошные слезы, в пору шапку по кругу пускать.
Но наши законодатели могут безосновательно перенести дату выборов, а вот расставить все точки над «i» в законе о выборах им слабо. Думаю, я догадываюсь, с чем это связано – с собственным интересом. Нет у них желания принародно демонстрировать электорату такое глобальное несоответствие между зарплатой и уровнем собственной жизни.
Есть еще одна недописанная глава в законе о выборах, которая также интересна в контексте борьбы с коррупцией, – о финансировании выборов. Совсем недавно депутаты парламента внесли запрещающую поправку в эту главу, исключив возможность материальной поддержки со стороны иностранных граждан или организаций. Но вот опять незадача, опять недоглядели. Иначе уверена, что после слов «Кандидаты в Президенты Республики Абхазия, создавшие избирательные фонды, обязаны представить Центральной избирательной комиссии отчет об использовании этих фондов» предусмотрели бы ответственность за сокрытие расходов и публичность отчетов.
То есть взяли бы и разрешили электорату хотя бы понять, какие средства может потратить скромный, судя по декларации, гражданин страны на предвыборную кампанию. Должен же в конце концов на выходе быть хоть какой-то смысл в заполненных декларациях и отчетах, представленных в ЦИК. Кстати, их по закону должны представлять не только кандидаты в президенты, но и кандидаты в депутаты.
Сомневаюсь, что парламент меня услышит, а услышав, выполнит свою обязанность, но почти уверена, что ЦИК не будет возражать против открытости и прозрачности выборов. Глава ЦИК ясно дал понять на брифинге, что если в ЦИК поступит обращение о публикации деклараций, то оно будет рассмотрено на заседании. Более того, Тамаз Гогия выражает свое личное отношение к публичному оглашению активов кандидатов в президенты. «Я считаю, что это должно быть доступно общественности», – говорит он.
Если же Гогия не поддержат коллеги, то у кандидатов есть возможность заслужить доверие избирателей, выставив на всеобщее обозрение в социальной сети вместо своих идеальных биографий декларации о доходах, свои и членов семей, а также о расходах, имуществе и предвыборных фондах.
Согласитесь, что электорату эта информация будет гораздо полезней, чем номер школы и месяц рождения. Что касается достоверности данных, скажу так: в маленькой стране живем, все о всех знаем, поэтому лучше всякой налоговой полиции в той же соцсети все разберем по косточкам и напомним, что же забыли указать в декларациях кандидаты на высшую должность в стране.
Изида Чаниа “Эхо Кавказа”