КОММЕНТАРИЙ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПРЕЗИДЕНТА К ОБРАЩЕНИЮ ГРАЖДАНИНА ДАУРА ТАНИЯ.
7 июня 2016 года к Президенту Республики Абхазия обратился гражданин Д.Тания в качестве руководителя действующей инициативной группы по проведению референдума. Однако в связи с тем, что деятельность инициативной группы прекращается после направления ЦИК Абхазии Президенту итогового протокола и требования о проведении референдума, письмо Д.Тания было расценено в качестве обращения частного лица.
В письме гражданина Д.Тания в адрес Главы государства перечисляется «ряд условий», в случае невыполнения которых до 14 июня с.г. автор намерен обратиться с просьбой к Блоку оппозиционных сил «о срочном созыве внеочередного съезда для решения вопроса дальнейших действий».
В связи с вышеизложенными возникает необходимость проанализировать содержащиеся в обращении гражданина Д.Тания ультимативные требования, с тем чтобы пояснить автору некоторые основы действующего законодательства Республики Абхазия, а также с целью недопущения дискредитации института референдума в нашей стране.
1. Продлить срок действия паспортов граждан Республики Абхазия до конца 2016 года и разрешить по ним принять участие в голосовании.
В указе Президента Республики Абхазия о назначении референдума от 1 июня 2016 года Министерству внутренних дел было поручено организовать замену паспортов, срок действия которых истек, без взимания платы. Граждане, у которых истек срок действия паспорта, смогут беспрепятственно получить новый документ и принять участие в голосовании.
2. Считает ли Президент бесспорным основанием для проведения референдума, представленные ЦИК подписные листы? Если нет, поручить компетентным органам проверку на подлинность всех подписей граждан поименно, указанных в подписных листах, с участием представителей ЦИК и инициативной группы.
Свою позицию относительно подписных листов, копии которых были направлены Президенту Центральной избирательной комиссией, Глава государства обозначил на встрече с общественностью 1 июня с.г. Многочисленные нарушения, допущенные при сборе подписей, могут быть выявлены и без проведения почерковедческой или иной специальной экспертизы. Тем не менее, Президент принял решение о назначении референдума и отменять своё решение не намерен.
3. Официально заявить – будет ли назначено проведение досрочных выборов Президента Республики Абхазия, если за такое решение проголосует большинство граждан на референдуме?
Напоминаем, что в соответствии со статьей 6 Конституционного закона «О выборах Президента Республики Абхазия» назначение выборов Президента, в том числе досрочных, не является полномочием Президента, а отнесено к компетенции законодательной ветви власти – Парламента. В своем же обращении к общественности Президент заявил, что примет любое решение своего народа.
4. Опубликовать итоги референдума в соответствии со статьей 30 Закона Республики Абхазия «О всенародном голосовании (референдуме)».
Как должно было быть известно Д.Тания, в соответствии с Законом итоги референдума доводятся до сведения населения Центральной комиссией референдума через средства массовой информации.
Остается непонятным, какое «грубое нарушение», по мнению автора обращения, допустила Администрация Президента, запросив копии подписных листов у председателя ЦИК для ознакомления Главы государства. Какой закон или иной нормативно-правовой акт был этим нарушен? Может, по мнению гражданина Д.Тания, подписные листы отнесены законом к секретной информации, а деятельность ЦИК является закрытой?
Президент, как им было заявлено ранее, уважает референдум в качестве важнейшего института прямой демократии и обеспечит все необходимые условия для проведения референдума в строгом соответствии с законом.
Поэтому представляются неприемлемыми ультиматумы в адрес Главы государства, в особенности, когда для их предъявления нет никаких оснований.