Премьерные показы моноспектакля «Бродский» актрисы Миланы Ломия прошли 23 и 24 февраля в государственном русском театре драмы имени Фазиля Искандера.
Показ моноспектакля проходил в камерном пространстве Арт-фойе, в котором зал всего на 50 мест, но из-за ограничительных мер зрителей допустили и того меньше, рассадив их в шахматном порядке. По санитарно-эпидемиологическим правилам при входе всем обработали руки антисептиками, измерили температуру и раздали маски, предупредив, чтобы не снимали их в течение всего времени нахождения в театре.
Молодая актриса Милана Ломия сама стала инициатором постановки, идею сыграть в моноспектакле на основе поэмы Бродского «Шествие» вынашивала около четырех лет. Потом набралась храбрости озвучить мечту и получила поддержку руководства РУСДРАМа.
«Работа актерски оказалась непростой. Ты один на сцене, не спрячешься за декорации и при этом надо настолько открыться, не жарить и не перегибать, в камерном пространстве сделать так, будто лично одному человеку все рассказываешь. Мне нравится формат, он сложный, но всестороннее развивает и с профессиональной, и с человеческой стороны», – сказала Милана.
Она рассказала, что, увлекшись в студенческие годы поэзией Иосифа Бродского, стала читать все подряд – и стихи, и эссе, и речи, и выступления. А при прочтении поэмы «Шествие» испытала катарсис, и нашла в ней ответы на многие жизненные вопросы, которые ее волновали. Милана Ломия подчеркивает, что моноспектакль «Бродский» — это не романтичный спектакль, а своего рода спектакль-пощечина обществу в качестве отрезвляющей меры.
«Шествие» для Бродского и для меня — о войне. Он во время войны был маленьким, но настиг послевоенное время, лишения и тяготы, как и я. И я нашла созвучие в поэме с послевоенной жизнью в Абхазии. Я как представитель послевоенного поколения знаю, что взросление в этом времени нелегкое. Я не просто вдохновилась поэмой. У меня есть четкое понимание того, для чего я это делаю. Сказать людям: оглянитесь, смотрите, что происходит вокруг, сколько страданий и одиночества у тех, кто прошел войну. Потерянное поколение. Да, у них семьи, дети, но они потерянные в том смысле, что никто не озаботился их психологической реабилитацией, «поствоенный синдром» дает о себе знать и в мирной жизни. Могли бы мы сделать так, чтобы они излечились? – задается вопросом молодая актриса. – У меня была задача, чтобы люди поняли, в какой клетке, если не сказать – духовной яме, мы все живем. Столько лет прошло, а мы не можем начать жить в ладу друг с другом и, главное, с собой. Нехватка человеческого взаимопонимания. В произведениях Бродского есть и Бог, и черт, он и атеист, и верующий – он не разделяет общество на категории. В Библии говорится: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Это ведь чего-нибудь да стоит!».
Режиссер-постановщик моноспектакля Мария Романова, которая ранее уже поставила в РУСДРАМе два спектакля по Ф. Лорке «Кровавая свадьба» и «Радость вопреки всему», а весной ожидается премьера по роману Г. Маркеса «Сто лет одиночества».
«Не взялась бы за такие постановки, если бы здесь не было актерского материала, из которого можно ткать. Абсолютно душой расцветаю при взаимодействии с труппой, с РУСДРАМом, – призналась Романова. – Милана давно болеет идеей сыграть в моноспектакле по поэме Бродского «Шествие». В ней есть стержень и, как мне кажется, она уже что-то такое знает и пережила в жизни. Несмотря на молодые годы, там есть глубокий опыт души, который дает ей возможность и право произносить слова великого поэта. У каждого времени свое «Шествие», и этот бесконечный повтор исторических проблем и человеческих переживаний, история войн и восстаний, которые повторяются без конца, так или иначе, сказываются на судьбе каждого человека. Я пыталась заложить в моноспектакль, что на этой земле, в Абхазии, много боли, связанной с прошлым. Но очень важно, и Бродский дает такую возможность, перестать топить себя и приподняться над этим, принять мир и идти дальше, подняв голову».
Художник по декорациям в моноспектакле Виталий Кацба, который создал, по словам актрисы Миланы Ломия, «удивительную сценографию, абсолютное попадание в Бродского – окна, зеркала, отражение другой реальности». Журналист Элеонора Когониа отметила качественную работу режиссера и художника по декорациям.
«В моноспектакле трудно удержать внимание зрителя, если нет хорошей̆ режиссуры. Понравилось, как решена постановка. Видна совместная слаженная работа режиссера и художника по декорациям, – сказала она. – На сцене только чтение текста ничего не значит, я могу и дома почитать стихи Бродского. Если я пришла в театр, я должна увидеть и пластику, и свет, услышать и музыку – все в совокупности. У исполнительницы Миланы Ломия хорошая пластика. В спектакле изображала разных персонажей̆, описанных в стихотворениях. Любовь, лирика, драма, сочувствие, сумасшествие – все было. Мне нравятся спектакли малой̆ формы. Мне понравился и моноспектакль «Последний̆ из ушедших», который̆ недавно поставили в РУСДРАМе. На моноспектакле ты сидишь близко, актер не сможет тебя обмануть».
Среди зрителей премьерных показов моноспектакля «Бродский» была писатель, публицист Надежда Венедиктова. По ее мнению, Театр Искандера все время экспериментирует, разнообразно работает и не останавливается на одном уровне.
«И в этом разнообразии я вижу залог большого роста. Они и так очень многого достигли. То, что они взялись за Бродского, говорит об очень здоровых амбициях. Я думаю, что зрители должны ценить непрерывное движение вперед. Потому что, когда его нет, театр в стагнации. РУСДРАМ даже иногда бежит вперед, в этом я вижу залог и душевного здоровья, потому что это развитие. Актриса Милана Ломия растет. И она стала более филигранно работать, уже меньше пережимов, лучше владеет материалом. Игра стала более утонченной. Очень хорошо, что с музыкой и движениями. Это вообще фишка РУСДРАМа», – заметила Венедиктова.
Другой зритель, дипломат, директор ЦСИ Вячеслав Чирикба поделился, что много лет назад ему посчастливилось увидеть поэта Иосифа Бродского на Международном фестивале поэзии.
«Это было незадолго до его смерти, он выступал в Роттердаме на Международном фестивале поэзии. Недалеко от поэта стоял, но не решился подойти, сейчас очень жалею, – сказал Чирикба. – Впечатлен и тронут моноспектаклем «Бродский». Трогательное исполнение Миланы Ломия. Все безукоризненно, во всех отношениях сбалансированные зрительные образы. Прекрасная сценография. Я поздравляю Ираклия Хинтба, весь коллектив театра и исполнительницу».
Гендиректор РУСДРАМа Ираклий Хинтба также отметил феноменальную игру молодой актрисы Миланы Ломия.
«Наши молодые артисты куют удивительное настоящее и великое будущее театра в Абхазии. То, что делает Милана Ломия в спектакле «Бродский», это не просто актерский и человеческий подвиг, не только абсолютно феноменальная актерская работа – это посвящение себя без остатка театру и зрителям, это оправдание жизни и судьбы. Это надо смотреть, этому надо учиться. За год актриса, благодаря счастливой встрече с режиссером Марией Романовой, сделала фантастический рывок. Как сказал сегодня писатель Анатолий Ким, побывавший на спектакле, «эффект от спектакля и актерской работы Миланы сравнимы со взрывом атомной бомбы». Я готов потратить жизнь и здоровье на то, чтобы такие артисты, как Милана и ее молодые коллеги, в нашем театре росли, развивались и тянули за собой страну, нашу культуру, чтобы они никогда не разочаровывались в выборе великой актёрской профессии. Сегодня я счастлив. Мы строим настоящий театр!»
Следующие показы моноспектакля «Бродский» в РУСДРАМе пройдут 19 и 27 марта.
РУСДРАМ открыл двери для зрителей 15 февраля после снятия части ограничений на деятельность учреждений культуры в республике. И за 10 дней в театре сыграли уже 9 спектаклей. На все спектакли все билеты были проданы.
Пресс-служба РУСДРАМа