Конституционная реформа это процесс конституционного развития государства, который предполагает изменение и дополнение некоторых частей основного закона или Конституции в целом. На каждом этапе этого развития может возникнуть необходимость преобразования законов в соответствии с требованием времени.
Но вопрос о возможности осуществления конституционно-правовой реформы отличается большой сложностью. Вопрос о необходимости и содержании конституционной реформы является одной из наиболее дискуссионных проблем современной политической жизни в нашей стране.
Говоря о Конституционной реформе необходимо определиться с её содержанием. На наш взгляд реформа Конституции это всегда её качественное, коренное преобразование, в том числе и путём её пересмотра и внесением в неё поправок. То есть внесение поправок и пересмотр Конституции могут быть механизмами её реформирования, но не всегда таковыми являются. В этой связи возникает вопрос, насколько далеко мы готовы пойти по пути реформирования Конституции и, исходя из этого, определится с сутью поправок в неё. На наш взгляд Конституционная реформа возможна при наличии социально-экономических, политических, организационных, правовых предпосылок её проведения. Естественно, что такие предпосылки образуют сложный комплекс условий, в которых существует наше государство. Конечно, было бы идеально, если бы все эти предпосылки присутствовали и сформировались в равной степени, однако неверной будет мысль о том, что они сформируются сами собой. Если формирование социально-экономических предпосылок конституционной реформы в значительной степени выражает объективный процесс развития общества, то политические, организационные и правовые предпосылки отличаются высокой степенью субъективности. Причем формирование организационных и правовых предпосылок обусловлено наличием предпосылок политических и прямо зависит от выражения соответствующей политической воли. Именно поэтому недопустимо изменение Конституции либо её сохранение из конъюнктурных политических соображений, так как это одинаково опасно для общества. К конституционной реформе следует относиться не как к чрезвычайному событию, а как к объективному процессу развития общества обусловленному исторически и логически.
Особо следует подчеркнуть, что процессы, приведшие общество к осознанию необходимости реформы Конституции Республики Абхазия это результат развития нашего государства, и отражение этих процессов в Основном Законе позволит нам в дальнейшем избегать негативных сценариев в политической жизни страны.
При этом бывают случаи, когда изменения и дополнения необходимо вносить просто в целях исправления очевидных, но ранее незамеченных недоработок, что никак нельзя отнести к процессам реформирования основного закона, но исходя из логики действующего правила внесения поправок, потребует определенного времени и усилий.
Так общеизвестно, что Абхазия состоит из 7 исторических областей отражением чего являются 7 звезд на государственном флаге. Однако в конституции РА перечислены только 6 областей. В перечень областей не включена область Псху-Аибга. Предлагаем обсудить этот вопрос экспертам и историкам. Кроме того в ст.4 в перечне районов и городов Абхазии отсутствует город Пицунда, хотя в законе об административно-территориальном делении Пицунда значится как город.
Очевидно, что для внесения такого рода поправок нужен другой механизм.
Исходя из понимания необходимости Конституционной реформы, считаем целесообразным предложить для обсуждения следующие направления изменений в Конституцию Республики Абхазия.
На наш взгляд серьезному анализу и пересмотру подлежат некоторые статьи главы 2 основного закона. Следует дополнить положения ст.19 где «каждый человек имеет право на жилище, экономическую свободу, свободу труда, образование и отдых, медицинское обслуживание и социальное обеспечение», все эти права без соответствующих гарантий и возможностей выглядят достаточно некорректно.
В Конституцию необходимо внести определение гражданства и гражданина Республики Абхазия, дабы избежать в дальнейшем коллизий произошедших с населением Галского района.
Считаем более приемлемым однозначно определить название законодательного органа, как Народное Собрание, исключив слово Парламент, а понятие «Спикер» заменить на «Председатель Народного Собрания»
В связи с предложенными нами ранее изменениями в Закон «О выборах депутатов Народного Собрания-Парламента Республики Абхазия» в ст.37 изменить численный состав Народного Собрания с 35 до 36 депутатов. В предлагаемой смешанной системе, оптимальным будет избрание 18 депутатов мажоритариев и 18 по партийным спискам. Это позволит избежать необоснованных бюджетных расходов, фактически сохранив существующую численность депутатов.
В связи с тем, что неприкосновенность депутатов Народного Собрания способствует не столько их независимости, сколько безнаказанности, превращаясь, по сути, в неприкосновенность от действия законов страны, предлагаем отменить неприкосновенность депутатов, для чего внести соответствующие изменения в ст.39 Конституции Республики Абхазия.
Учитывая численность депутатского корпуса, а также степень функциональной нагрузки руководства Народного Собрания предлагаем в ст.42 записать что число заместителей спикера должно быть не более двух.
Дабы избежать коллизии, когда закон Республики Абхазия, принятый Народным Собранием, направленный Президенту и подписанный им не может вступить в силу из-за его не опубликования, предлагаем ст.45 изложить в следующей редакции: «… если закон не опубликован Президентом в установленный срок, закон публикуется Председателем Народного Собрания. Кроме того в этой же статье понятие «законопроект» необходимо заменить на понятие «закон», поскольку после вынесения Постановления Народным Собранием, законопроект становится законом.
Со следующих выборов Президента Республики Абхазия упразднить должность вице-президента для чего исключить из Конституции ст.54.Как показала практика это лишнее звено в системе государственного управления.
Считаем необходимым утверждение Народным Собранием Республики Абхазия кандидатуры предложенной президентом на должность премьер-министра.
При этом в случае троекратного отклонения представленной кандидатуры Президент имеет право роспуска Народного Собрания. В свою очередь Народное Собрание имеет право объявления импичмента президенту страны.
Предоставить Народному Собранию Республики Абхазия возможность выражения вотума недоверия Премьер-министру, отдельным членам Кабинета министров и Кабинету министров в целом, Генеральному прокурору, председателю Национального Банка, что должно быть основанием для отставки указанных должностных лиц.
Необходимо внесение изменений в действующую редакцию гл.6 Конституции Республики Абхазия «Местное самоуправление».
В соответствии с положением гл.6 к органам местного самоуправления относятся только выборные органы, а органы исполнительной власти не указаны.
В ст.79 сказано «Местное самоуправление осуществляется гражданами путём прямого волеизъявления и через выборные органы местного самоуправления». А в статье 80 Конституции сказано, что «Органы местного самоуправления… владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью». Исходя из этого, получается, что только Собрания могут создавать муниципальные предприятия и быть их собственниками, то есть органы исполнительной власти выведены за рамки местного самоуправления. Однако Закон Республики Абхазия «Об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия» наделил администрации районов полномочиями, которые по Конституции относятся к выборным органам местного самоуправления.
Говоря о выборном законодательстве в органы местного самоуправления, на наш взгляд, необходимо оставить мажоритарную систему выборов в собрания различного уровня.
Большие споры идут вокруг вопроса назначения или избрания глав администраций районов и г. Сухум. На наш взгляд на данном этапе можно сохранить в определённой мере действующий механизм, но в несколько модернизированной форме. Президент предлагает из числа депутатов Собрания кандидата или кандидатов, а Собрание утверждает или не утверждает предложенную кандидатуру. При этом мы хотели бы предложить, чтобы глава администрации оставался депутатом Собрания, но с совещательным голосом.
Такое предложение возникло потому, что по действующему законодательству назначенный глава администрации приостанавливает своё пребывание в Собрании. Но по округу, в котором он был выбран, проводятся дополнительные выборы на освободившееся в результате его назначения место. Дело в том, что в случае досрочного прекращения полномочий Главы, он может вернуться в Собрание, а место его уже занято. Считаем необходимым проработать данную проблему.
Как уже отмечалось реформирование основного закона это многогранный процесс и ограничение его рамками узкого круга специалистов и парламентариев может вызвать впоследствии ещё больше вопросов. Мы надеемся что наши предложения приведут к широкой общественной дискуссии, для чего мы предлагаем провести ряд круглых столов, что безусловно пойдет на пользу делу реформирования Конституции Республики Абхазия.