Дорогие друзья! Вчера, накануне дня празднования памяти святого Евстафия Апсильского, общепризнанного во всем христианском мире Святом абхазского происхождения, Священная Митрополия Абхазии организовала паломническую поездку в крепость Цабал (Сидерон, т.н. «Железная крепость»). Паломническая группа была организована из прихожан Новоафонского монастыря и сотрудников СМА. После краткого молебна, мною была прочитана лекция о жизни Святого и истории крепости Цабал.
В настоящее время крепость Цабал, к сожалению, пребывает в удручающем состоянии. Крепость подвергается нападениям т.н. «черных копателей» (в частности, ими была разрушена купель 6 в.), разрушается и зарастает лесом. Для очистки территории крепости и укрепления разрушающихся артефактов Священной Митрополией Абхазии было принято решение организовать совместно с представителями Комитета по охране памятников и культурного наследия лагерь волонтеров летом 2015 г.
Ниже предлагаю вам статья о святом Евстафии Апсильском из Большой Православной Энциклопедии (Москва, 2008, т. 17, с. 310-311).
Евстафий Апсильский [Евтихий; абх. Евстаф Аҧсилтәи] ( ок. 740), мученик (память 20 сентября по старому стилю, 3 октября по новому стилю), мученик Харранский (пам. зап. 14 марта). Согласно «Хронографии» преподобного Феофана Исповедника (нач. IX в.), Евстафий Апсильский (в источнике — Евстафий), сын патрикия Марина, был захвачен в плен арабами при взятии ими крепости Сидирон (Сидирун, букв.— Железная, в районе совр. Цебельды) во время их вторжения в горную Апсилию и Мисимианию (на юго-востоке совр. Абхазии) под командованием Сулеймана, сына халифа Хишама (724–743). Этот поход летописец датирует 6230 (738) г. и считает направленным против «Романии» (т.е. Византии), поскольку в то время эти земли входили в сферу византийского политического влияния. По сообщению того же Феофана (Theoph. Chron. Т. 1. P. 393–394), в ходе экспедиции, состоявшейся между 706 и 711 гг. (Чичуров. 1980. С. 141), при взятии упомянутой крепости византийцами у арабов, будущему императору Льву III помог некий Марин, «первый из апсилов». Возможно, речь идет об отце Евстафия Апсильского, который в таком случае являлся правителем Апсилии и за оказанную помощь получил от императора титул патрикия. Высказывалось предположение о тождестве отца Евстафия Апсильского с патрикием Марином, упоминаемым в некоторых рукописях «Эклоги» императоров Льва III и Константина V (Васильевский В.Г. Законодательство иконоборцев // Он же. Труды. Л., 1930. Т. 4. С. 166–167). В 6232 (740) г., согласно «Хронографии», Евстафий Апсильский в числе многих христиан принял мученическую кончину по приказу халифа Хишама в г. Харран (Месопотамия) за отказ принять ислам. Как следует из сообщения прп. Феофана, в его время у мощей Евстафия Апсильского, хранившихся в этом городе, совершались многочисленные исцеления.
Сообщение о Евстафии Апсильском также содержится в «Хронике» яковитского патриарха Михаила Сирийца. Автор трактует указ халифа Хишама как повеление казнить всех находившихся в плену византийцев в ответ на ложное известие о том, что император Лев III убил всех арабских пленных, и поэтому ставит под сомнение мученический характер смерти Евстафия Апсильского и пострадавших вместе с ним (Michel le Syrien. 1901. IX 21). Сообщение Михаила Сирийца повторяет под 1051 (740) г. автор анонимной сирийской хроники, датируемой 1234 г.
Кард. Цезарь Бароний включил Евстафия Апсильского «с дружиной» в Римский Мартиролог на основании сообщения прп. Феофана, почерпнутого им из латинского перевода Анастасия Библиотекаря (IX в.; Theoph. Chron. T. 2. P. 268), где Евстафий Апсильский фигурирует как Евтихий, а казнившим его халифом ошибочно назван аль-Валид II, преемник Хишама (в Мартирологе искаженная форма — Евелид). Наименование патрикия отнесено Баронием к самому Евстафию Апсильскому.
Евстафий Апсильский — один из наиболее почитаемых святых на территории Абхазии, ее защитник и небесный покровитель. Его память совершают 20 сентября, в день памяти его патрона, великомученика Евстафия Плакиды (I в.). Существует предание, что Евстафий Апсильский воздвиг в Цебельде храм во имя великомученика Евстафия Плакиды, и благодаря ему абхазы стали почитать этого святого: в абхазском фольклоре сохранился пересказ византийского текста «Мученичества святого Евстафия Плакиды и его кровных» (Абх. сказки и легенды. 1994. с. 197–200).
В 2004 г. ректором Новоафонского Духовного Училища иеромонахом Дорофеем (Дбар) было составлено жизнеописание Евстафия Апсильского, а абхазский художник Б.Р.Джопуа создал иконографическое изображение святого, на основе которого иноком Георгием из Сухуми была написана икона мученика (изд. с текстом жизнеописания на обороте. 2005. Н. Афон). В 2007 г. в Очамчире был воздвигнут храм во имя Евстафия Апсильского.
Иконография: Евстафий Апсильский изображается в виде воина: он облачен в хитон, доспехи, гиматий, ноговицы. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой (на левом плече Евстафия Апсильского) указывают на царское происхождение святого. На груди Евстафия Апсильского помещен золотой, также украшенный драгоценными камнями, плат с изображением головы оленя, между ветвями рогов которого написан лик Иисуса Христа — образ, заимствованный из Жития вмч. Евстафия Плакиды, узревшего во время охоты между рогами оленя лик Христа (Салтыков А., прот. 1996. Вып. 1. С. 5–19). В левой руке Евстафий Апсильский держит меч, в правой — крест и 2-конечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие. Абхазы помещали раздвоенные стрелы на иконах (или возле) мучеников-воинов, главным образом, великомученика Георгия Победоносца. Считалось, что в случае невыполнения обета или нарушения клятвы, данных перед иконами этих святых, стрелы преследуют человека, вонзаясь в деревья или деревянные предметы, — т.о. святые воины «напоминают» о данных обетах.
Источники: Michel le Syrien. Chronique / d. J.-B. Chabot. P., 1901. Brux., 1963r. T. 2. P. 501; Chronicon Anonymi ad annum Christi 1234 pertinens / Interpr. I.-B. Chabot. Lovanii, 1937, 1965r. P. 244. (CSCO; 109. Syr. 57); MartRom. P. 96–97; Чичуров И.С.Визант. ист. сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М., 1980. С. 139 коммент.
Литература: Уварова П.С. Христ. пам-ки Кавказа. М., 1894. (МАК; 4); ActaSS. Mart. T. 2. P. 355–356; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 652; Janin R. Eutychius (2) // DHGE. Vol. 16. Col. 92; Sauget J.-M. Euthichio (Eustazio) e compagni // BiblSS. Vol. 5. Col. 322; PMBZ, N 1751; Воронов Ю.Н., Бгажба О.Х. Главная крепость Апсилии. Сухуми, 1986; Абхазские сказки и легенды / Сост.: И.И.Хварцкия. М., 1994; Воронов Ю.Н. Распространение христианства в Абхазии. 1995. С. 14 // Ркп. Личн. архив Д.К.Чачхалия; Салтыков А., прот. «Видение св. Евстафия Плакиды»: (рельефная икона из Цебельды) // ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 5–19; Чачхалиа Д.К. Абхазская Правосл. Церковь: Хроника: Приб. М., 1997. С. 49–50; Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в 1-м тыс. Новый Афон, 2005. С. 21–23, 174–177, 221.
Авторы статьи: архим. Дорофей (Дбар), С. А. Моисеева.
Архим. Дорофей(Дбар)
https://www.facebook.com/paterdarat.dbar/posts/540951949382296:0