01 августа 2021 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

03.10.2014

Памяти святого великомученика Евстафия Апсильского

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Дорогие друзья! Вчера, накануне дня празднования памяти святого Евстафия Апсильского, общепризнанного во всем христианском мире Святом абхазского происхождения, Священная Митрополия Абхазии организовала паломническую поездку в крепость Цабал (Сидерон, т.н. «Железная крепость»). Паломническая группа была организована из прихожан Новоафонского монастыря и сотрудников СМА. После краткого молебна, мною была прочитана лекция о жизни Святого и истории крепости Цабал.

В настоящее время крепость Цабал, к сожалению, пребывает в удручающем состоянии. Крепость подвергается нападениям т.н. «черных копателей» (в частности, ими была разрушена купель 6 в.), разрушается и зарастает лесом. Для очистки территории крепости и укрепления разрушающихся артефактов Священной Митрополией Абхазии было принято решение организовать совместно с представителями Комитета по охране памятников и культурного наследия лагерь волонтеров летом 2015 г.

Ниже предлагаю вам статья о святом Евстафии Апсильском из Большой Православной Энциклопедии (Москва, 2008, т. 17, с. 310-311).

Евстафий Апсильский [Евтихий; абх. Евстаф Аҧсилтәи] ( ок. 740), мученик (память 20 сентября по старому стилю, 3 октября по новому стилю), мученик Харранский (пам. зап. 14 марта). Согласно «Хронографии» преподобного Феофана Исповедника (нач. IX в.), Евстафий Апсильский (в источнике — Евстафий), сын патрикия Марина, был захвачен в плен арабами при взятии ими крепости Сидирон (Сидирун, букв.— Железная, в районе совр. Цебельды) во время их вторжения в горную Апсилию и Мисимианию (на юго-востоке совр. Абхазии) под командованием Сулеймана, сына халифа Хишама (724–743). Этот поход летописец датирует 6230 (738) г. и считает направленным против «Романии» (т.е. Византии), поскольку в то время эти земли входили в сферу византийского политического влияния. По сообщению того же Феофана (Theoph. Chron. Т. 1. P. 393–394), в ходе экспедиции, состоявшейся между 706 и 711 гг. (Чичуров. 1980. С. 141), при взятии упомянутой крепости византийцами у арабов, будущему императору Льву III помог некий Марин, «первый из апсилов». Возможно, речь идет об отце Евстафия Апсильского, который в таком случае являлся правителем Апсилии и за оказанную помощь получил от императора титул патрикия. Высказывалось предположение о тождестве отца Евстафия Апсильского с патрикием Марином, упоминаемым в некоторых рукописях «Эклоги» императоров Льва III и Константина V (Васильевский В.Г. Законодательство иконоборцев // Он же. Труды. Л., 1930. Т. 4. С. 166–167). В 6232 (740) г., согласно «Хронографии», Евстафий Апсильский в числе многих христиан принял мученическую кончину по приказу халифа Хишама в г. Харран (Месопотамия) за отказ принять ислам. Как следует из сообщения прп. Феофана, в его время у мощей Евстафия Апсильского, хранившихся в этом городе, совершались многочисленные исцеления.

Сообщение о Евстафии Апсильском также содержится в «Хронике» яковитского патриарха Михаила Сирийца. Автор трактует указ халифа Хишама как повеление казнить всех находившихся в плену византийцев в ответ на ложное известие о том, что император Лев III убил всех арабских пленных, и поэтому ставит под сомнение мученический характер смерти Евстафия Апсильского и пострадавших вместе с ним (Michel le Syrien. 1901. IX 21). Сообщение Михаила Сирийца повторяет под 1051 (740) г. автор анонимной сирийской хроники, датируемой 1234 г.

Кард. Цезарь Бароний включил Евстафия Апсильского «с дружиной» в Римский Мартиролог на основании сообщения прп. Феофана, почерпнутого им из латинского перевода Анастасия Библиотекаря (IX в.; Theoph. Chron. T. 2. P. 268), где Евстафий Апсильский фигурирует как Евтихий, а казнившим его халифом ошибочно назван аль-Валид II, преемник Хишама (в Мартирологе искаженная форма — Евелид). Наименование патрикия отнесено Баронием к самому Евстафию Апсильскому.

Евстафий Апсильский — один из наиболее почитаемых святых на территории Абхазии, ее защитник и небесный покровитель. Его память совершают 20 сентября, в день памяти его патрона, великомученика Евстафия Плакиды (I в.). Существует предание, что Евстафий Апсильский воздвиг в Цебельде храм во имя великомученика Евстафия Плакиды, и благодаря ему абхазы стали почитать этого святого: в абхазском фольклоре сохранился пересказ византийского текста «Мученичества святого Евстафия Плакиды и его кровных» (Абх. сказки и легенды. 1994. с. 197–200).

В 2004 г. ректором Новоафонского Духовного Училища иеромонахом Дорофеем (Дбар) было составлено жизнеописание Евстафия Апсильского, а абхазский художник Б.Р.Джопуа создал иконографическое изображение святого, на основе которого иноком Георгием из Сухуми была написана икона мученика (изд. с текстом жизнеописания на обороте. 2005. Н. Афон). В 2007 г. в Очамчире был воздвигнут храм во имя Евстафия Апсильского.

Иконография: Евстафий Апсильский изображается в виде воина: он облачен в хитон, доспехи, гиматий, ноговицы. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой (на левом плече Евстафия Апсильского) указывают на царское происхождение святого. На груди Евстафия Апсильского помещен золотой, также украшенный драгоценными камнями, плат с изображением головы оленя, между ветвями рогов которого написан лик Иисуса Христа — образ, заимствованный из Жития вмч. Евстафия Плакиды, узревшего во время охоты между рогами оленя лик Христа (Салтыков А., прот. 1996. Вып. 1. С. 5–19). В левой руке Евстафий Апсильский держит меч, в правой — крест и 2-конечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие. Абхазы помещали раздвоенные стрелы на иконах (или возле) мучеников-воинов, главным образом, великомученика Георгия Победоносца. Считалось, что в случае невыполнения обета или нарушения клятвы, данных перед иконами этих святых, стрелы преследуют человека, вонзаясь в деревья или деревянные предметы, — т.о. святые воины «напоминают» о данных обетах.

Источники: Michel le Syrien. Chronique / d. J.-B. Chabot. P., 1901. Brux., 1963r. T. 2. P. 501; Chronicon Anonymi ad annum Christi 1234 pertinens / Interpr. I.-B. Chabot. Lovanii, 1937, 1965r. P. 244. (CSCO; 109. Syr. 57); MartRom. P. 96–97; Чичуров И.С.Визант. ист. сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М., 1980. С. 139 коммент.

Литература: Уварова П.С. Христ. пам-ки Кавказа. М., 1894. (МАК; 4); ActaSS. Mart. T. 2. P. 355–356; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 652; Janin R. Eutychius (2) // DHGE. Vol. 16. Col. 92; Sauget J.-M. Euthichio (Eustazio) e compagni // BiblSS. Vol. 5. Col. 322; PMBZ, N 1751; Воронов Ю.Н., Бгажба О.Х. Главная крепость Апсилии. Сухуми, 1986; Абхазские сказки и легенды / Сост.: И.И.Хварцкия. М., 1994; Воронов Ю.Н. Распространение христианства в Абхазии. 1995. С. 14 // Ркп. Личн. архив Д.К.Чачхалия; Салтыков А., прот. «Видение св. Евстафия Плакиды»: (рельефная икона из Цебельды) // ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 5–19; Чачхалиа Д.К. Абхазская Правосл. Церковь: Хроника: Приб. М., 1997. С. 49–50; Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в 1-м тыс. Новый Афон, 2005. С. 21–23, 174–177, 221.

Авторы статьи: архим. Дорофей (Дбар), С. А. Моисеева.

 

Архим. Дорофей(Дбар)

https://www.facebook.com/paterdarat.dbar/posts/540951949382296:0

Другие новости по теме

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

Период прохождения курса: сентябрь 2021г. – декабрь 2021г.

Место проведения курса: Очамчирский и Галский районы.

Название проекта: «Укрепление самообеспеченности и увеличения доходов от сельского хозяйства уязвимых групп в Восточной Абхазии».

Донор: УВКБ ООН

Цель проекта:

Проект направлен на улучшение навыков лидерства, создание команды, успешную работу молодежи в команде, а также для предоставления им технических знаний и навыков в производстве столярных изделий, которые могут стать путем к их самозанятости. (далее…)

Action Against Hunger – Миссия на Южном Кавказе, в рамках гуманитарных программ при поддержке UNICEF,
намерена заключить рабочие контракты с компаниями, выполняющими работы по восстановлению/строительству систем водоснабжения и санитарии, для проведения работ в следующих школах и районах:

1. Средняя школа №2 Галского района, с. Хяцха (Чубурхиндж)
2. Средняя школа №4, город Ткуарчал
3. Средняя школа, Гулрипшский район, с. Допукыт
4. Средняя школа, Гулрипшский район, с. Кацыкыт
5. Средняя школа, Гулрипшский район, с. Бороух
6. Средняя школа №4, город Гудаута
7. Средняя школа №4, город Гагра
8. Средняя школа, Гагрский район, с. Махадыр (далее…)

Action Against Hunger, under the project “WASH in Institutions” funded UNICEF, intends to award Work Contracts to companies performing water and sanitation rehabilitation/construction works in following schools and locations:

1. Background

1. Khiackha school (Chuburkhinji) #2, Gal district
2. Tkuarchal town school #4, Tkuarchal district
3. Dopukit school, Gulripsh district
4. Kacikit school, Gulripsh district
5. Boroukh school, Gulripsh district
6. Gudauta town school #4, Gudauta district
7. Gagra town school #4, Gagra district
8. Makhadir school, Gagra district (далее…)

Action Against Hunger – Миссия на Южном Кавказе намеревается заключить рабочие контракты на строительство в следующих местах:

Галский район:
1. Средняя школа с. Бгоура, Галский район
2. Средняя школа с. Хашта, Галский район
3. Средняя школа с. Пичори, Галский район
4. Средняя школа с. Батаигуара, Галский район
5. Средняя школа с. Сида, Галский район
6. Средняя школа с. Аберкыт, Галский район

Ткуарчалский район:
1. Средняя школа с. Чхуартал, Ткуарчалский район
2. Средняя школа с. Гумурыш, Ткуарчалский район
3. Средняя школа с. Мухури, Ткуарчалский район
4. Средняя школа с Речху., Ткуарчалский район
5. Средняя школа с. Царча 1, Ткуарчалский район
6. Средняя школа №5 г. Ткуарчал
(далее…)

Action Against Hunger – South Caucasus intends to award the Work Contracts for the construction in following locations:

Gal district:

1. School in Bgoura (Otobaia II) village, Gal district
2. School in Khashta (Otobaia I) village, Gal district
3. School in Pichori village, Gal district
4. School in Bataiguara (Nabakevi) village, Gal district
5. School and kindergarten in Sida village, Gal district
6. School in Saberio village, Gal district (далее…)

Action Against Hunger
Mission South Caucasus

Contract title: Procurement of Agricultural Items for GED1AR “Strengthening self-reliance and agricultural livelihoods of vulnerable groups in Eastern Abkhazia” (далее…)

Action Against Hunger
Миссия на Южном Кавказе

Объявление тендера на закуп сельскохозяйственной продукции для проекта GED1AR “Укрепление самообеспеченности и средств к существованию в сельском хозяйстве уязвимых групп населения в Восточной Абхазии” (далее…)

Продаю (или меняю на 1- комнатную с доплатой) 2-х комнатную квартиру без ремонта в Сухуме в районе Водоканала ул. Семерджиева, 3 этаж.
Тел: + 7 940 777 38 93

Предоставляю услуги:
Сварочные работы, отделочные работы, ремонт мебели, установка дверей, работы по ремонту сантехники, уход за огородом.
Телефон: +79407214450

Продается 2-х. комнатная квартира у моря в поселке Агудзера, а также гараж. Имеется весь пакет документов .
Тел: +7(840) 274-44-38

Меняю двухкомнатную квартиру (подготовлена к ремонту, установлены новые пластиковые окна) на Кинопрокате на однокомнатную квартиру с ремонтом от района рынка до Синопа. Тел. +7 940 927 15 92

Продается двухъярусная квартира 200 кв.м. в центральной части Сухума. Незавершенный ремонт.

Тел.: 921-07-57

В Сухуме, в пляжной зоне в 3-х минутах ходьбы от моря в районе Синопа сдается благоустроенная квартира-студия с ремонтом со всеми удобствами. Квартира расположена на втором этаже. Две кровати (плюс дополнительное место), кондиционер, холодильник, кухонная плита, горячая вода, телевизор и красивый вид из окна). Абхазия, Сухум.

Тел.: + 7 940 921 98 07, e-mail:[email protected] Смотреть фотографии.

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook