Учебный год завершается, а знания остаются. Но только ли знания? Школа считается самой беззаботной порой в жизни человека. Но это, конечно же, зависит от множества обстоятельств, таких как дружный класс, интерес к учебе и, не в последнюю очередь, педагогический состав.
Преподаватель формирует характер ученика, дает ему не только академические, но и жизненные знания и навыки, формирует привычки. К сожалению, есть и обратная сторона. Влияние учителей очевидно, но, что, если по тем или иным причинам учитель плохо относится к ребенку, ругает его за любую мелочь, оскорбляет и унижает. Со временем у ребенка формируется определенное отношение к школе и к учебе, в целом.
Всем известны истории о том, как отличники, после смены преподавателя вдруг скатываются до троек, пропускают уроки, связываются с неподходящей компанией. Тут безусловно важно внимание со стороны родителей, которые могут разрешить эту проблему.
«Взрослый человек – это не идеальный человек, он может совершать ошибки и должен извиниться, если задел личное. Тут позиция родителя должна быть четкой, нужно объяснять ребенку, потому что для детей – это мелкое предательство, когда их обижают в школе другие взрослые люди, а родитель при этом не дает поддержки и не объясняет почему не поддерживает.
Если родитель хочет, чтобы его ребенок умел предъявлять свои потребности, свои желания, чтобы вырос человек, который уважает себя, это надо делать с самого начала, не допускать злословия и упреков в отношении своего ребенка со стороны взрослых. Но и тут есть тонкая грань между тем, как не податься эмоциям и защищать своего ребенка вне зависимости от того прав они или нет», – объясняет психолог Илона Воуба.
Асида* почти сразу заметила перемены в поведении своего сына. Сначала она сбросила это на подростковые изменения, но затем поняла, что ситуация только усугубляется. В течение года мальчик и, как он рассказал матери, еще несколько его одноклассников подвергались унижениям и оскорблениям со стороны учителя.
«Сначала я не стала выносить это за пределы дома, все бывает, может человек себя плохо чувствует, стресс на работе, проблемы дома, но, когда прошел год, а ситуация не менялась, после очередного оскорбления пришла в школу. Потом уже разбирались всей школой и решили этот вопрос – отстранили учителя от нашего класса», – рассказала она.
Педагог остался преподавать в школе, отстранили его только от преподавания в одном конкретном классе. Никакой дисциплинарной ответственности учитель не понес.
По словам психолога, конфликт – абсолютно нормальное явление в жизни любого человека, и ребенка в том числе, потому что именно конфликт помогает ребенку в развитии:
«Если говорить конкретно об отношениях учитель-ученик, при определенных условиях, когда есть способность взрослого и ребенка к анализу, к тому, чтобы приобрести новые знания и навыки, конфликт – это нормально, при соблюдении определенных условий и распределении ответственности. Так как у нас ученик – это фигура маленького человека, а учитель – фигура человека взрослого, то, соответственно, ответственность мы распределяем по-разному. Помимо преподавательской деятельности, учитель отчасти выполняет функцию родителя – это и развитие, и воспитание».
Воуба отмечает, что современный учитель должен понимать, какое поведение норма для определенного возраста ребенка, а какое отклонение и, таким образом, устанавливать определенные правила.
«У нас в школах этот момент очень размыт, плюс добавляется культуральный момент. Раньше учитель воспринимался как человек абсолютно уважаемый, авторитетный, сегодня нужно еще побороться за то, чтобы ребенок уважал тебя. Важно помнить об общечеловеческих нормах при общении с ребенком, школьником. Конкретное прямое замечание ребенку по поводу усваиваемости школьного материала – это одно, но категорически не допустимо сваливать в кучу поступок ребенка и оценивание его личности», – поясняет психолог.
По словам родителей, учитель не раз угрожала своими «связями» в вышестоящих органах, если ее отстранят от класса.
«Родители других классов, к сожалению, не решаются пожаловаться, потому что она запугивает, что дети не сдадут экзамен, так как она будет на всех экзаменах присутствовать. Лично нашим детям говорили, что они будут никем, их сотрут в порошок, что они будут дыркой от бублика и такие оскорбления, что мы были в шоке», – рассказала женщина.
Для анализа ситуации необходимо понимать в каких условиях сегодня работают учителя – это очень большие классы, количество детей в которых в разы превышает нормы. Между тем, урок по времени остался таким же – 40-45 минут. Такое положение дел ведет к формализации урока, и такая функция, как воспитание и развитие ребенка, просто вытесняется, ведь времени не хватает даже на опрос каждого ученика и объяснение нового материала.
Ученик также находится в физически некомфортных условиях в классе, где много людей и мало места. Сюда добавляется и психологическая составляющая – ребенок не может ответить домашнего задания от начала и до конца и продемонстрировать свою готовность к уроку, потому что физически у него нет на это времени. Таким образом, с детства человека ставят в условия, когда он должен бороться за время и отстаивать свою возможность выразить себя.
Все это вызывает стресс и может превратиться в конфликт.
Воуба обращает внимание на то, как оценивают свою роль стороны конфликта. По ее словам, учителя зачастую сетуют на характер учеников. Ученики, в свою очередь, чаще ссылаются на нежелание педагога понять их и принять.
«Здесь очень часто звучит фраза про неудобность современных детей, потому что они несистемные, с ними не удобно работать, плюс их много. Учителя хотят, чтобы они были удобные и четко выполняли определенные задачи, то есть урок становится механическим. Нет места ни критическому мышлению, ни свободе мысли. Старые схемы с современными детьми уже не работают, это дети более открытые, свободные, мыслящие, и этому нужно дать пространство, иначе просто на это тратится больше времени и нервов учителя. Должно быть справедливое соотношение ответственности и свободы. Четко должны быть прописаны правила. Нужно оценивать общий фон и школы, и класса, вплоть до психического состояния учителя и ученика», – говорит психолог.
Если говорить о подростках, отмечает специалист, нужно учитывать, что в этот период авторитет взрослого человека падает, в том числе и авторитет учителя. Зачастую, дети даже не могут вспомнить конкретные причины конфликта, но очень хорошо помнят тон, воспринимая все сильнее на уровне ощущений:
«Стоило бы по достоинству оценивать какое влияние оказывает школа на формирование характера и жизнь человека. Учитель, наверное, не всегда понимает, какой силой воздействия он обладает на формирование ребенка. Самое опасное, что ребенок в этот момент очень сильно проецирует отношение учителя на всех взрослых. И он может по жизни пронести это негативное воспоминание. Этот возраст очень уязвим. Может доходить до соматических проявлений, когда начинают жаловаться на головную боль, боль в глазах, скачки давления. Потому что ребенок вынужден бороться со своими переживаниями, выхода не находит, не находит поддержки взрослых, если эта семья поддерживает учителя, говорит, что это старший человек, ему нельзя перечить или знают, что ничего не смогут доказать, тогда легче подавить своего ребенка, нежели идти и решать конфликты».
Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, человек, который идет работать в школу, должен быть подготовлен не только в какой-то определенной профессиональной области, но должен быть готов к работе с детьми морально и психологически. Проблема состоит в том, что профессия педагога в нашей стране сегодня стала доступна многим, и в школу идут работать не только те, кто считает это своим призванием.
«Мы можем наблюдать психологически абсолютно не зрелых, не готовых к конфликтным ситуациям людей, не способных решать конкретные задачи.
Иногда учителя путем наказания пытаются добиться каких-то результатов, но это совершенно не эффективно. Наказание просто сдерживает нежелаемое поведение ученика, но не дает ему никаких новых способов взаимодействия ни с учителем, ни со сверстниками. Это временное сдерживание не меняет ситуацию в целом, и с современными детьми совершенно не работает. Более того, для современного ребенка это может восприниматься как насильственное действие и, естественно, это сбивает охоту ходить в школу. Функция обучения отходит на второй план, и на первый выходит эмоциональная составляющая. У детей все с эмоциональной привязкой, в том числе и желание освоить предмет связано с личностью учителя.
Это может привести к таким последствиям, как обесценивание жизни, наркотики, ДТП, так как у ребенка не сформировали понимание ценности жизни, своей важности и уникальности», – заключает психолог.
Воуба уверена, договориться можно с любым ребенком, но, подчеркивает, что не каждый учитель сможет это сделать:
«Обычно учитель выходит из себя, кричит, в этот момент начинается возрастная регрессия, человек теряет свою роль взрослого, он попадает в со-процесс с ребенком, и там говорит другая возрастная личность. Но у взрослого уже должен быть опыт жизненный, как сдерживать гнев, формы саморегуляции. Поэтому мы ожидаем от учителя большего терпения и понимания».
В Абхазии нет сегодня механизмов по защите прав детей, которые подвергаются жестокому обращению как в семье, так и в школе. Такие дети могут обратиться только к своим родителям. Но и на родителей, как и на детей, часто давит общественное мнение – старший всегда прав. Обращение учителей с детьми в школе никто не анализирует, неприятные слова из уст учителей не воспринимаются как оскорбление или нарушение прав ребенка, при школах редко работают детские психологи, которые могли бы помочь школьнику справиться подобными проблемами. Итог всего этого, отсутствие желания учиться, плохое поведение и низкая успеваемость, дальнейшие последствия непредсказуемы. Никто не объясняет родителям, что у их детей, помимо обязанностей, есть и права, соответственно, сами дети также остаются в неведении.
*имя изменено по просьбе интервьюируемого
Ольга Джонуа