Возвращение иконы, тайно привезенной в Илорский храм грузинскими политиками, обсудили на совместной пресс-конференции представителей АПЦ и ветеранской организации Аруаа 8 сентября в Сухуме.
В пресс-конференции приняли участие от АПЦ – игумен Игнатий Киут, иерей Никита Адлейба, иерей Долмат Гопия и Высшего Совета Аруаа – Темур Надарая,Тимур Гулия.
Отец Игнатий сообщил, что в АПЦ не знали о намерениях грузинской стороны. О даре Илорскому храму Абхазская церковь узнала из СМИ. По его словам, настоятель Илорского храма отец Сергий в тот день не находился в храме из-за проблем со здоровьем. В храме были только послушники.
«Я не считаю, что икона, которую сюда привезли – это дар. Подарки делают по-другому – открыто, с чистым сердцем, с любовью, но этого, к сожалению, мы не наблюдали. Это было сделано тайно, и там привлекали каких-то людей, каких-то граждан, которых мы не знаем и которые не имеют отношения к Богу и к нашей церкви. Мы не против иконы, но мы против способа, каким ее сюда привезли», – подчеркнул отец Игнатий.
Он также напомнил о сложных отношениях Абхазской и Грузинской церквей.
«Мы не связаны духовно, мы не посещаем грузинские святыни. Мы не ездим в Грузию и здесь мы не принимаем грузинских священников. Так как грузинская патриархия действует сквозь призму политики Грузии, которые упорно говорят, что абхазской церкви не было и нет, что не соответствует действительности.
Отец Никита рассказал, как происходил процесс возвращения иконы. Он опроверг слухи о том, что представители Аруаа, которые принимали участие в возвращении иконы, заходили на территорию храма, имея при себе оружие.
«Я был благословлен, я участвовал в возвращении иконы. Благоговейно, со страхом Божьим, вынесли икону, специально заказали чехол для нее. Все было согласовано с АПЦ, с руководством страны, с таможенным отделом, все знали. Аккуратно транспортировали и на посту Ингур передали пограничникам. Насколько я знаю, икона уже передана духовенству Грузии», – отметил отец Никита.
Член высшего совета Аруаа Темур Надарая считает, что тайный завоз иконы в Абхазию объясняется тем, что грузинские политики таким образом подчеркивают, что не признают ни нашу страну, ни нашу церковь.
«Все попытались сделать максимально тайно. Так, как если бы они сделали все официально и открыто, позвали бы абхазское духовенство, в Грузии их обвинили бы в том, что они косвенно признают Абхазскую церковь. Они все цинично сделали, не предупредив АПЦ, никого не хотели видеть из священнослужителей абхазских, привезли и просто оставили икону, потому что они считают, что все храмы в Абхазии, в том числе и Илорский относятся к грузинской патриархии», – сказал он.
Темур Надарая подчеркнул, что ветераны борются не с иконой, а с «идеологией под которую делаются разные провокации».
«Я прекрасно помню в 1992 году Илья II (епископ Грузинской православной церкви) тоже привез на Псоу икону и осветил ее, а через несколько дней война началась. Сейчас они привозят икону, и через три дня вооруженная группа террористов заходит из Грузии и ворует в первые за последние 5 лет человека в Галском районе», – отметил ветеран.
Председатель Аруаа Тимур Гулия сообщил, что по предложению отца Никиты ветераны войны заказали у иконописца Абхазской православной церкви изготовить Пицундскую икону Божьей матери. Икона будет передана Илорскому храму.