“За 2016 год 104 факта ДТП из 157 – это несоблюдение скоростного режима”.
За круглым столом в АРСМИРА обсудили законопроект о внесении изменений в кодекс об административных правонарушениях по безопасности дорожного движения. В обсуждении приняли участие начальник правового управления администрации президента Давид Сангулия, начальник республиканского ГАИ Наур Смыр и инспектор исполнения административного законодательства МВД Абхазии Рауль Хагба.
Сангулия пояснил, что по безопасности дорожного движения в кодекс об административных правонарушениях на рассмотрение парламента направлено две поправки.
«Первый законопроект уже был принят депутатами в первом чтении 21 сентября. Эти поправки предусматривают установление видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Однако во втором чтении законопроект был отклонен. У депутатов были свои предложения и возражения данному законопроекту, который предусматривает возможность налагать штрафы по данным видеорегистрации, изымать права у нарушителей правил дорожного движения. Была также предложена мера по взиманию штрафа с иностранных гражданин при пересечении госграницы и не выпускать гражданина, до тех пор пока он штраф не оплатит и т.д. Однако, депутаты считают, что эти меры очень жесткие», – сказал начальник правового управления Сангулия.
Второй законопроект о поправках был разработан по поручению президента и внесен в парламент 28 октября 2016 года.
«Данный законопроект предусматривает внесение изменений в статью 119 кодекса об административных правонарушениях. Действующая редакция закона предполагает наложение административного штрафа в размере 12 тысяч рублей за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения. Повторное нарушение закона в течение года лишает водителя прав сроком на 3 года. В новой редакции штрафа не будет – водитель, управлявший автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, сразу будет лишаться прав на 1 год. Повторное нарушение в течение года влечет за собой уже уголовную ответственность, в виде лишения свободы на срок до 3 лет, а также лишение водительских прав на срок до 3 лет (уже после освобождения). Если транспортным средством управляет лицо, не имеющее право на управление, либо лишенное права управления, то данное лицо будет подвергнуто наказанию в виде административного ареста на срок до 15 суток. Законопроект также предполагает в случае отказа от прохождения медицинского освидетельствования (если гражданин имел право управлять транспортом), он будет подвергнут наказанию в виде административного ареста на 15 суток и лишен права управлять транспортом на 1 год. А лицо, не имеющее право управлять транспортом, будет подвергнуто наказанию, в виде ареста на 30 суток.
По истечению срока административного наказания, человек которого лишили водительских прав, будет повторно сдавать экзамен на знание ПДД и проходить медицинскую комиссию, только после этого права будут возвращены», – сказал Давид Сангулия о сути предложенных администрацией президента поправок.
Начальник Республиканского ГАИ согласился, что ответственность за нарушение 119 статьи нужно ужесточать. «Однако нам кажется, что предложенная мера в виде лишения водительского удостоверения, слишком жестка. Предполагаем в виде административного наказания – изъятие машины и отправку ее на штрафстоянку, а также изъятие водительских прав. Или увеличение размера суммы штрафов. К примеру, за вождение в состоянии алкогольного опьянения – 20 тысяч рублей и арест машины (к примеру) до 10 суток. Но стоит отметить важный факт: в нашей стране не предусматриваются градация степени опьянения, и, к тому же, проведение медицинского освидетельствования на алкогольное или иное опьянение возможно лишь в Сухуме. В остальных городах таких лабораторий нет. Сотрудники правоохранительных органов вынуждены при подозрении на алкогольное или иное опьянение везти водителя в Сухум. По всей Абхазии всего 4 работающих алкотестера. Они быстро портятся и стоимость их превышает 250 тысяч рублей. Я также согласен с введением уголовной ответственности. Так как, есть граждане, которые систематически нарушают правила дорожного движения. На них повлиять может лишь уголовная ответственность. Закон должен совершенствоваться. Проблему ДТП нужно решать глобально», – отметил Смыр.
Помимо ужесточения ответственности за пьяную езду, инспектор исполнения административного законодательства Рауль Хагба предложил внести поправки и в другие статьи кодекса об административных правонарушениях.
«По статье 117 часть 2 (превышение скорости более чем на 30 км/час), мы предлагаем поднять штраф до 6 тысяч рублей, также с арестом автомобиля. Потому что основная причина возникновения ДТП – это превышение скорости. За 2016 год 104 факта ДТП из 157 – это несоблюдение скоростного режима. Второй причиной ДТП является пересечение сплошной линии, за это нарушение мы также предлагаем поднять штраф до 6 тысяч с арестом автомобиля», – сказал Хагба. Он уверен, что мера по изъятию автомобиля более воздействует на водителей.
На вопрос ведущей круглого стола Елены Заводской, насколько применяются меры наказания, девствующие на сегодняшний день, Давид Сангулия ответил: «Вопрос справедливый, должен действовать принцип неотвратимости наказания. Перед тем, как готовить законопроекты, мы запросили статистику у МВД о том, какое количество ДТП у нас было за последние 3 года, о том, сколько граждан управляло транспортом в состоянии алкогольного опьянения, сколько людей погибло. Данные МВД говорят о том, что боле 4 тысяч 200 человек были оштрафованы за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения. Однако, очевидно, что граждан не пугает штраф в 12 000 рублей сегодня. Мы видим по статистическим данным, что есть необходимость усиления законодательства».
Начальник ГАИ со своей стороны считает, что ситуацию на дорогах коренным образом исправит внедряемая программа «безопасный город».