Даже современные оракулы из ТВ не могли предсказать, что лидеры России, Азербайджана и Армении подпишут документ, который молниеносно остановит войну. Стремительное появление российских “голубых касок” в Карабахе в разгар горячей фазы конфликта, с согласия враждующих сторон ввергло в шок многих политиков и экспертов. Отдаю должное президенту России Путину – таких примеров деэскалации конфликтов в мировой практике не так много. Путин остановил азербайджанскую армию и спас Арцах и Армению от полного разгрома.
В то же время Азербайджан вернул свои территории и половину Нагорного Карабаха. Учтен и турецкий интерес – она получает через Нахичевань и Армению транспортную железнодорожную коммуникацию с Азербайджаном. Реджеп Эрдоган вместе с Ильхамом Алиевым делят лавры победителей под аплодисменты тюркских народов и даже радикальных исламистов. Россия же вернула свои войска в Азербайджан, получив тем самым долгосрочную гарантию не вступления этой страны в НАТО.
В этой ситуации, когда позиции России усиливаются в Закавказье и не только в Армении, но и в Азербайджане, Грузии остается роль стороннего наблюдателя. Позиция Грузии и ее однозначная поддержка Азербайджана, отказ РФ в полетах через Грузию, вызвали гнев не только со стороны России, но и Армении с ее многочисленной диаспорой.
Таким образом, Турция и Россия продемонстрировали, что могут договориться в самых сложных вопросах, а значит, смогут договориться и о сферах влияния в Грузии. В этой связи становится более реалистичным сценарий по Аджарии, которая со временем может отойти Турции. В ответ на это Турция может признать независимость не только Абхазии и Южной Осетии, но, возможно, согласится на нынешний статус Крыма. Тем более, что новый хозяин Белого дома ни Путина, ни Эрдогана не жалует, что также будет способствовать их сближению.
Здесь самое время вспомнить о том, что Карсский договор, подписанный в 1921 г. между Россией и Турцией, истекает в следующем 2021 году. А это значит, что Турция может предъявить права на некоторые территории, находящиеся сегодня в составе Грузии, в том числе и Аджарию. И в нынешней ситуации вряд ли Грузия сможет рассчитывать хоть на какую-то поддержку в этом вопросе со стороны Азербайджана и окажется зажатой в политическом треугольнике – РФ, Турция, Азербайджан.
Открытие коммуникации Азербайджана с Турцией через Нахичевань и территорию Армении означает, что снова встанет вопрос о разблокировании коммуникации между Россией и Арменией через Абхазию и Грузию. Тем более, что Грузия давала на это согласие при вступлении России в ВТО. Усиление позиции РФ на Южном Кавказе автоматически усиливает позиции ее стратегических партнеров и союзников в этом регионе. В такой ситуации Грузия всеми силами будет стремиться вступить в НАТО даже в нарушение существующих правил. Но согласятся ли с этим все страны члены НАТО? Если Грузия будет форсировать данный вопрос, что неприемлемо для РФ, то вполне вероятно обострение не только внутриполитической ситуации в самой Грузии, но и внешнеполитической обстановки вокруг этой страны.
С другой стороны Абхазия и Южная Осетия, поддержав Армению и Арцах, могут рассчитывать не только на признание со стороны Армении, но и на поддержку влиятельной и многочисленной армянской диаспоры во всем мире. Учитывая, что азербайджанская армия остановила свое наступление, заняв половину территории Карабаха, то, скорее всего, Баку согласится, что те территории, что остались за Арменией, передать ей навсегда, заключив мирный договор и тем самым завершив многолетний конфликт. Ведь Алиев хорошо понимал, что полная военная победа в Карабахе неминуемо привела бы к обвинениям в этнических чистках и геноциде в отношении к армян Карабаха. Москва помогла Баку не впасть в эйфорию и не совершить эту ошибку.
Тамерлан Богиев, политолог