Таглан – одно из приграничных сел Галского района. Здесь традиционно занимаются сельским хозяйством, в каждом дворе – огороды, большие посадки орехов и кукурузы, домашняя птица и скот. В советское время село славилось перевыполнением плана по выращиванию кукурузы и мочалки, здесь разводили тутового шелкопряда. Известны выходцы из села Тагилони – актер Нугзар Шария и советский партийный и государственный деятель, доктор философских наук, академик Петр Шария.
В послевоенное время приграничное село Таглан долгое время было на слуху как одна из самых криминальных зон Нижней зоны Галского района. Из-за того, что село долгое время было неподконтрольно властям Абхазии, здесь происходили грабежи, похищения людей, убийства. Из-за плохой дороги, добираться в село из районного центра было очень тяжело и долго. Пользуясь тем, что село непосредственно граничит с Грузией, Тагалан стал прибежищем для грузинских диверсионных групп. Жители были вынуждены покинуть свои дома и, спасая свои жизни, уехать в Грузию. Если до войны в селе насчитывалось до 2 тысяч человек или 600 дворов, то сегодня в Таглан насчитывается более 300 жилых дворов.
Сегодня криминал и угроза для жизни простым жителям села остались в прошлом. Граница охраняется российскими пограничниками, а случаи контрабанды носят единичный характер. В селе располагается городок российских пограничников, жизнь в селе стала безопасной и спокойной. Несколько лет назад дорога, ведущая в Таглан и соседние села была заасфальтирована, регулярно ходит маршрутка.
Раньше в селе было две школы – средняя и неполная средняя. Сейчас работает одна средняя школа, рассчитанная на 300 учеников, но в ней обучаются около 100 учеников. Ребята участвуют во всех районных и республиканских спартакиадах, соревнованиях и олимпиадах. Часто занимают призовые места, особенно в соревнованиях по легкой атлетике и настольному теннису. Второй год обучение в школе ведется на русском языке. Среди выпускников – высокий процент поступающих в вузы Грузии. Бывали случаи, когда из вуза на имя директора школы поступали письма с благодарностями за абитуриентов-отличников.
Жизнь в окрестностях Ингура упоминается с давних времен. Здесь активно воевали, торговали, строили и осваивали огромные территории. Об активной жизни предков свидетельствуют руины древних сооружений, разбросанных по территории села. Так, на одной из возвышенности села сохранились остатки каменных стен крепости Ципурия, датируемой 9-10 веком. Когда-то к пристани крепости подплывали небольшие корабли, велась торговля товарами и людьми.
– Вот эти несколько каменных глыб – то, что осталось от крепости, большую часть строения унес Ингур, – рассказывает заместитель главы села Онери Киртбая. – Сюда заходили корабли, римляне, турки и греки занимались торговлей. Расцвета крепость достигла в 17 веке, когда итальянские миссионеры во главе с Кристофоро де Кастелли приехали из Грузии и осели в этой части Абхазии на несколько лет, возвели церковь, изучали нравы, обычаи и язык. Католические проповедники оказывали медицинскую помощь, построили школу, где обучали население грамоте и ремеслам.
Во время очередного турецкого нападения на крепость она была разрушена. Долгое время сохранялись очертания церкви и крепостных построек. Но со временем все пришло в упадок, а в советское время церковь была разрушена полностью.
На окраине сельского кладбища Онери Киртбая показал еще один исторический памятник, о котором известно совсем немного. По его словам, Цамхари, как ее называют местные жители, церковь одного периода с Ципурией. Здесь проводили крещения, венчания, поминальные ритуалы. Церковь также была разрушена примерно в 17 веке, но в целом сохранилась лучше – есть стены, видны остатки облицовки.
Но самым интересным и наиболее известным историческим памятником в селе является храм в форме базилики, выстроенный из местного булыжного камня. Она известна под названием «Чеохваме», «белый храм» и предположительно выстроена в XVII веке.
Ю. Н. Воронов, «В мире архитектурных памятников Абхазии», 1978 г.
«……село Тагилони широко известно своими древностями. В 1930 году здесь был найден клад или погребение, содержавшее большое число золотых, серебряных, бронзовых и железных изделий. Особенно замечательна своей тонкой выделкой золотая полая головка оленя. С большим искусством переданы ветвистые рога, лоб, нос, мускулатура щек, шерсть, завивающаяся крупными прядями на лбу, за ушами и над глазами.
…На территории Тагилони сохранилось немало древних памятников, но осмотреть в первую очередь следует Чеохваме. Храм этот хорошо сохранился. Стены его возведены из булыжника и облицованы плитняком. Издалека видна двускатная каменная кровля, поросшая бурьяном и колючками, но до сих пор не пропускающая влаги. На западном фасаде край кровли выложен плитами с рельефными изображениями птиц, животных, различных орнаментов. Алтарное окно снаружи перекрыто камнем с вырезанным на нем крестом. Каменный свод его покоится на арках, опирающихся на выступающие из стен прямоугольные плиты-консоли. В стены алтаря на значительной высоте заложены большие орнаментированные кувшины-голосники, улучшавшие качество звучавших здесь в старину песнопений».
Зоя Чача, газета “Мырзаканаа”