5 июня в администрации главы государства прошло заседании комиссии по конституционной реформе. В работе приняли участие – главы всех ветвей власти, представители юридического отдела администрации президента, политических партий и общественных организаций, которые обсудили предложение рабочей группы об изменении численного состава парламента, изменение выборной системы.
Рабочей группой было предложено увеличить состав парламента до 45 депутатов и изменить действующую систему выборов на смешанную -пропорционально-мажоритарную.
Рабочая группа по Конституционной реформе представила обоснование необходимости принятия Конституционного закона Республики Абхазия о поправке к Конституции Республики Абхазия «О количественном составе Народного Собрания – Парламента
Республики Абхазия» . Увеличение количественного состава парламента до 45 депутатов рабочая группа объясняет необходимостью изменения избирательной системы с мажоритарной на смешанную – пропорционально-мажоритарную. «Оптимальный выбор избирательной системы – это одно из главных условий успеха государственного строительства. Как показывает практика, на современном этапе наиболее часто происходит переход от мажоритарной или пропорциональной системы в «чистом виде» к смешанной системе, которая позволяет смягчить недостатки двух вышеперечисленных систем и использовать их преимущества», – говорится в обосновании, представленном членам комиссии по Конституционной реформе. По мнению юристов «увеличение количественного состава парламента создаст конституционно-правовую основу для возможного перехода к смешанной избирательной системе. Сама же смешанная избирательная система будет закреплена в конституционном законе о выборах, так как Конституция не определяет избирательную систему, а содержит лишь отсылочную норму о том, что порядок проведения выборов устанавливается отдельным законом», которые считают, что «при смешанной избирательной системе достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной систем взаимно уравновешиваются. В результате выявленные положительные стороны указанных электоральных формул нейтрализуют их отрицательные стороны».
Рабочая группа считает, что «основным достоинством смешанной избирательной системы является то, что данная электоральная система одновременно способна обеспечить в Парламенте партийное и региональное представительство. Соответственно, каждый избиратель имеет возможность проголосовать как за партийный список, выбирая политическую программу, так и за конкретного кандидата, выдвинутого в избирательном округе. Тем самым, с одной стороны обеспечивается представление политических интересов, предпочтений в обществе, стимулируется процесс становления и развития многопартийности, который позволяет формировать профессиональный законодательный орган, состав которого отражает соотношение политических сил в обществе, а с другой стороны сохраняется связь избирателя с избранными депутатами: каждый избиратель в пределах определенного округа имеет своего представителя в Парламенте».
В обосновании так же отмечается, что «смешанная избирательная система сохраняет преемственность старой политической системы и формирует новые политические традиции, а также создает модель, в соответствии с которой будет развиваться политическая жизнь современной и будущей Абхазии».