«Не мытьем, так катаньем», – такой способ продавливания непопулярных решений не какое-нибудь ноу-хау. У этой, воистину российской традиции, многовековая история – так шерстобиты выделывали валенки. Моют, парят, валяют и катают. При этом, согрешив на мытье можно взять «катаньем», то есть, закатать до полной гладкости. И на валенках этот результат очевиден.
А вот проанализировать результаты политического «мытья и катанья» еще никто не пытался. Хотя, достоверно известно, несколько случаев, когда оно (мытье и катанье) достигало цели. За примерами далеко ходить не будем – гостиница «Абхазия» – помните, как все начиналось? Визитная карточка, никакой продажи и т.д. и т.п. Не прошло и года, и визитная карточка продана, теми, кто говорил «никогда».
В общем – домыли, докатали, продали. Только один вопрос: какой результат? Как стояла гостиница разрушенная, так и по сей день стоит. Никто уже и не помнит, на что ушли те 60 млн. рублей и вообще были ли они.
Теперь каталы катают вопрос продажи недвижимости иностранцам: не прокатило в договоре – подкатили в парламент, откатили в парламенте – закатали в СМИ. От президента к президенту, от парламента к парламенту – и так второе десятилетие.
Обо всем об этом подумалось после того, как теперь уже небезызвестный Абхазии российский политолог Чеснаков представляющий Центр политической конъюнктуры обозначил новому абхазскому премьер-министру «динамику» развития Абхазии, согласно которой Беслану Барциц для этого надо всего ничего – разрешить продажу жилья иностранцам и решить церковный вопрос.
Услышав перечень надежд, которые российские политтехнологи возлагают на нового премьер-министра Абхазии я почему-то представила – как бы это интересно выглядело, если бы абхазские политологи назначение Медведева сопровождали выражением своих пожеланий, причем входящих в противоречие с российскими законами и интересами россиян. Вот бы удивился Путин, услышав от абхазов наставления российскому премьеру.
Ну а с другой стороны: чему удивляться – мы же стратегические партнеры? Могли бы прощебетать свои пожелания: к примеру, про признание независимости абхазской церкви со стороны РПЦ. Кому-то непонятно какое отношение российский премьер имеет к церкви? А в абхазском случае – понятно?
Ну, скажите, каким образом премьер-министр Абхазии может «порешать» вопросы, которые не входят в сферу его деятельности? К тому же политолог видимо так и не заметил, что на протяжении десятилетий, несмотря на жуткий прессинг со всех сторон, вопрос продажи жилья иностранцам не позволили решить ни одному президенту страны, а попытки внести этот законопроект на рассмотрение парламента стали поводом для митингов и протестов.
Но катал, не пугает очередной политический кризис в Абхазии, не смущает отсутствие законодательной базы, инвентаризации, земельного кадастра – потому что мутная вода самая комфортная среда обитания для катал.
Еще сложнее с «церковным вопросом» – я до сих пор не поняла, что понимают российские политологи под формулировкой «решение церковного вопроса» и почему он оказывается все время в одном ряду с продажей недвижимости иностранцам?
Возможно второй смысл крылатой фразы «не мытьем, так катаньем» поможет ответить на поставленные вопросы. «Мыт» – пошлина, которую собирали «мытари». Слово «катанье» происходит от слова «кат», что значит «палач, мучитель», а «катанье» – принуждение мучением. Таким образом, пословица «Не мытьем, так катаньем» означает, в нашем случае, что нам предлагают заплатить за все – и за признание, и за помощь, и за стратегическое партнерство… Не мытьем, так катаньем.
Изида Чаниа, “Телепост” АГТРК