Закончилась революция, установлена советская власть, и Петька с Василием Ивановичем выходят на улицу победителями. И тут Василий Иванович начинает мечтать: «Видишь, Петька, ту гору? Мы на ней консерваторию построим». «Да», – мечтательно закатывает глаза Петька. «А вот еще одна гора! И на ней мы консерваторий построим…» И так, указывая с горы на гору, Василий Иванович обещает Петьке построить на каждой из них по консерватории. На вопрос Петьки, утомленного однообразной мечтой полководца, «а зачем нам столько консерваторий?», Василий Иванович поясняет: «чтобы люди в мирное время консервов наелись».
Конечно, я рискую в очередной раз вызвать на себя огонь верующих, однако анекдот про консерваторию не дает мне покоя, когда я наблюдаю за строительным бумом храмов, церквушек, часовенок и других архитектурных символов веры. Недавно была в Галском районе – там строят очередную церквушку. Пару месяцев назад депутаты столичного собрания дали разрешение на строительство еще одной церкви в Сухуме. О часовнях я вообще не говорю – они растут как грибы после дождя с невероятными по яркости крышами и фасадами.
Но и тут бы я промолчала, уважая чувства верующих людей, тем более что теоретически ничего против храмов и церквей я не имею, так же, как и против мечетей и синагог. Но есть кое-что, что меня шокирует.
Начну я с нейтральной попытки понять смысл происходящего, если, конечно, речь не о консервах, а про консерваторию. Во-первых, в Абхазии нет такого количества верующих людей, чтобы ставить по нескольку храмов в каждом районе. Во-вторых, у нас нет такого количества священнослужителей, и на сегодняшний день именно по этой причине во многих церквях даже в праздники не ведется служба. Стоят без священников церковь в моем родовом селе Кутол и величественный храм в селе Мык.
Меня, как человека светского, даже не это беспокоит – и без священника можно помолиться. В стране огромное количество храмов, нуждающихся в срочной реставрации, и главный из них – сокровищница Ткуарчалского района Бедийский храм X века, построенный абхазским царем Багратом Вторым, весь окутанный легендами. Храм находится в пригороде Ткуарчала, но до него не дойти, не доехать. Убитая дорога, да и само строение нуждается в срочной заботе. Этот храм в горах великолепен – «упирается» в облака и потрясает своим величием, а местность – красотой и необыкновенными видами. Внешний вид храма не портят даже обвалившиеся с фасада плиты, это даже придает ему благородства. С горы, на которой расположен храм, как на ладони видна вся округа и открывается чудесный вид на море. Вокруг покой и блуждающие стада коз, ощущение, словно попал в ожившую древность и движешься по картинке средневекового художника. Удивителен он еще и тем, что здесь испытываешь потрясающее чувство защищенности: храм расположен таким образом, что ты видишь всех, кто движется к храму.
Однако внутреннее убранство храма – сплошные слезы: гробницу разрыли чертовы копатели, на стенах творчество наших современников, оставляющих «смс-сообщения» на колоннах, ни одной иконы…
Этот собор при должном внимании мог бы стать местом паломничества как для верующих, так и для туристов, и не только радовать душу и взгляд, но еще и приносить деньги в бюджет района.
Уверена, что денег, которые тратятся сегодня на возведение новых церквей, при рациональном использовании вполне бы хватило, чтобы привести в порядок этот исторический памятник, а для верующих людей – «намоленное место», обладающее, по их словам, чудесной силой.
Кстати, Бедийский собор – не единственный храм в Абхазии, который нуждается в восстановлении. Есть множество церквушек, разбросанных по высокогорным селам, от которых остались добротные, крепкие стены, пережившие и время, и войны.
Поэтому понять, зачем строят новый храм, в то время как старые нуждаются в срочной реставрации, я не могу. Единственное, что приходит в голову, так это Василий Иванович и консервы, которыми нас всех решили накормить в мирное время.