29 марта 2024 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

11.03.2019

Мы в ответе за то, что останется после нас

Поделиться
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Share

Как-то в детстве я гостила в селе Гуада, на самом краю села, в предгорье, у дедушкиной сестры. За домом был родник, с кристально чистой водой, за ним простирался каштановый лес c вековыми деревьями.  Очень мудрая и любящая бабушка, почти никогда не ругала нас детей, и делала все, чтобы пребывание у нее оставило теплые воспоминания. Но однажды она меня застала за игрой, которая вызвала у нее негодование. Я всего лишь запустила в родник бумажные кораблики, и никак не могла понять, в чем преступность того, что я делаю, ведь воду для питья мы набирали с желобка, через который вода выходила из скалы, а ту, что была в небольшом бассейне под ним, практически никак не использовали.

Только спустя годы, я поняла, в чем состояло мое преступление… Вода священна!  Вода – жизнь! Названия таких крупных рек Абхазии, как Бзыбь, Псоу, Аапста, Хыпста имеют в корне  «пс\бз», т.е. «живое», «имеющее душу». Огромное количество табу связано именно с водой.  Люди верили, что осквернение источника, может привести к его иссыханию.  Причем осквернение могло быть не только физическим, например, к исчезновению источника могли привести и дрязги из-за доступа к воде. Вода, родники, реки, источники как правило были местами общего пользования. Была четкая грань между личным и общественным.  Каждый понимал, что, если ты, строишь отхожее место, на берегу реки – делаешь ее не пригодной не только для питья, ты нарушаешь общественные нормы. Люди боялись общественного порицания, так как в целом это могло быть равносильно социальной смерти для человека. Общественное порицание могло вызвать нанесение урона общественному достоянию, будь то вода, дорога, лес, горы и т.д. Недостаточно просто не вредить природе, каждый человек был обязан работать на общее благо. Например, ты был обязан чистить русло реки на своей территории, чтобы во время паводков, река не снесла мост или не затопила поля соседей.

Еще более трепетное отношение было к горным рекам – «арюаш». Ведь горы – это особое сакральное пространство, где человек не должен вести себя как хозяин, он здесь гость, который все время просит прощения у Бога за свою хозяйственную и промысловую деятельность и возможное неосознанное нарушение многочисленных табу. В горных реках запрещено купаться и стирать, для этого в старину отводили воду в сторону и мылись, соорудив небольшую «крышу» из бурки или других подручных материалов. Категорически запрещено купаться и в горных озерах в зоне альпийских лугов. Как правило, таким озерам сложно самоочищаться, в них впадают только мелкие ручейки, и чаще всего почти ничего не вытекает, т.е. нет циркуляции.

Еще совсем недавно эти запреты, абхазами очень четко соблюдались. Сегодня же, наши экскурсоводы не только не запрещают туристам купаться в горных реках и озерах, но и сами предлагают сделать это за дополнительную плату.

Жить в гармонии с природой – вот главная догма экологического сознания абхазов в старину. Природа по-абхазски – А-ПС-абара (пс – одушевленное – абара – видеть). Ребенку с детства, внушали, что все живое, имеет душу (букв. апсы ахоуп), одушевлены, и флора, и фауна. В детстве нам говорили – «ему же больно!», и о котенке, которого слишком сильно приживаешь к груди, и о виноградной лозе, на которой раскачиваешься удобно устроившись.  Нам не читали длинных нотаций и наставлений, одного слова или чаще всего взгляда старшего было достаточно, чтобы понять, что ты не прав. И самое главное, нас учили на личном примере.  Человек вырастал с мироощущением, что он часть природы и обязан ее сохранить, окультурить и передать потомкам в сохранности (еихах,аны).  Народная традиция выработала целую систему для сохранения баланса во взаимоотношениях человека и природы.

В древнем традиционном веровании все имеет свои божества. Есть день, когда не доят коров, или нельзя полоть траву. Во время уборки урожая, часть оставляли в поле для грызунов и диких животных. Была традиция, если стадо мелкого рогатого скота достигало 1000 голов, хозяин был обязан отделить «долю леса» 100 голов, отогнать подальше в лес и выпустить на свободу. Есть абхазская пословица, что деревья дрожат, когда плотник входит в лес (Ауаста абна данылалакь абна дзыдзоит), потому что именно плотник рубил дерево целиком. Деловой лес был нужен для строительства, а крестьяне на дрова обрубали крону, что позволяло деревьям восстанавливаться. Также были четко регламентированы периоды охоты. Например, в семье, где ожидают ребенка, отец не имеет права проливать кровь. Учитывая, что преимущественно семьи в старину были многодетные, каждый мужчина не охотился несколько лет в своей жизни. Было даже регламентировано, сколько голов зверей можно убить охотнику за всю жизнь.

Как мы утратили свои тысячелетние традиции, за столь короткий период времени? Что с нами стало, что изменило нас настолько, что мы, не задумываясь рубим сук, на котором сидим?

Причин много, и всех не перечислить. Конечно, повлияло изменение демографической ситуации в стране. После Кавказской войны, большая часть абхазов покинула родину. К концу ХХ века абхазы на своей родине составляли всего лишь 17% от общего числа населения. Соответственно, это вело к ассимиляции, вымыванию собственной культуры и экологической в том числе.

Изменилась и традиционная среда обитания, сельское население стало мигрировать в города и другие страны. Если к концу XIX века около 95% составляло сельское население, то в нашем ХХI веке около 70% абхазов стали горожанами.

Но первая и самая важная причина таких перемен в том, что изменился мир вокруг нас, изменилась шкала ценностей. Цивилизация двигалась вперед, и вытесняла традиционные устои. Если раньше в реках нельзя было даже стирать, теперь в них спускали сточные воды от фабрик и заводов. Из-за добычи угля, Ткуарчал и окрестности всегда были покрыты копотью. Немногие знают, что во время строительства Сухумского аэропорта, был вырыт канал, в который направили русло реки Кодор. Последствиями этого вмешательства, стало ежегодное затопление сел Адзюбжа и Уарча, что наносит материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.

Несмотря на все это, экологическая картина в Абхазии не самая плохая. На сегодняшний день мы обладаем большими запасами чистейшей пресной воды, благодаря отсутствию промышленности у нас чистый воздух и море. И самое важное, мы вернули себе статус хозяина на собственной земле. Теперь нам всем нужно это осознать и начать относиться к своей стране не как временным поселенцам, которые уйдут отсюда, выжав из нее все соки, а как хозяевам. Мы в ответе, перед будущими поколениями за то, что останется после нас. Пора вернуться к себе и своим ценностям. Нужно только вспомнить, что мы совсем недавно были другими. И начинать нужно не с детей, как принято говорить, а с себя.  Мы помним наших бабушек и дедушек, мы помним их отношение к природе. Дети будут делать то, что мы им покажем. Если ребенок видит, что мама поленилась донести до контейнера мусор и оставила его под деревом, то завтра он сделает то же самое. Конечно, нам нужны специальные экологические передачи на телевидении, экологические уроки, часы в школах, но я абсолютно убеждена, что совесть и стыд человек получает дома!

Аида Хонелия

 

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления


Action Against Hunger объявляет вакансию на должность Инженера для работы в офисах организации, расположенных в городах Сухум и Гал, с целью контроля за осуществлением программ по реконструкции или строительства объектов инфраструктуры водоснабжения и санитарии.

Должность:Инженер
Отдел:Технический
Место работы:Сухум/Гал
Тип контракта:Сервис контракт

(далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook