24 октября 2018 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.
"Нужная газета " > документы > Министерство экономики предлагает обсудить проекты законов
26.01.2015

Министерство экономики предлагает обсудить проекты законов

Поделиться в социальных сетях:

Рабочей группой при Министерстве экономики Республики Абхазия с участием представителей ТПП РА, Союза промышленников, предпринимателей и аграриев РА, Министерства по налогам и сборам РА, Министерства финансов РА, Министерства сельского хозяйства РА и Центра стратегических исследований при президенте РА и Сбербанка РА разработан проект закона «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия».

Закон призван создать благоприятную предпринимательскую среду и обеспечить нормативно-правовую базу для механизмов стимулирования развития малого и среднего бизнеса в республике в рамках соответствующей государственной целевой программы.

Кроме того, Министерством экономики Республики Абхазия разработан проект закона «Об упрощенной системе налогообложения» направленный на снижение налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса в республике и обеспечения их дополнительными стимулами для производственно-хозяйственной деятельности.

Также данный закон призван создать условия для выведения из теневого оборота значительной части денежной массы, имеющейся в республике и пополнения доходной части бюджета.

Министерство экономики Республики Абхазия обращается ко всем представителям предпринимательского сообщества и ко всем заинтересованным гражданам республики с просьбой оставлять пожелания, замечания и комментарии по представленным законам.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
“ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ”

Целью настоящего закона является создание благоприятных условий для развития в Республике Абхазия малого и среднего предпринимательства посредством установления упрощенного порядка расчета и уплаты налогов, повышения эффективности налогового администрирования

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные положения

1. Настоящий Закон определяет правовые основы введения и применения в Республике Абхазия упрощенной системы налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства – коммерческих юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Абхазия (далее – организации) и физических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Абхазия в качестве индивидуальных предпринимателей (далее – индивидуальные предприниматели), отвечающих требованиям и условиям, установленным настоящим Законом.
2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций (за исключением налога, уплачиваемого в соответствии с законом с доходов от долевого участия в деятельности других организаций), налога на добавленную стоимость (за исключение налога, подлежащего уплате в соответствии с законом при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия) и налога на имущество предприятий.
3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате подоходного налога с физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций) и налога на добавленную стоимость (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с законом при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия).
4. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, взамен налогов, указанных в частях 2-3 настоящей статьи, обязаны уплачивать единый налог, исчисляемый в соответствии с настоящим Законом по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
5. Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных законодательством Республики Абхазия о бухгалтерском учете.
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и порядок ведения книги учета доходов устанавливается центральным органом государственного управления, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета.
6. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующий порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
7. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей по удержанию в установленном порядке сумм налогов и других обязательных платежей, предусмотренных налоговым законодательством Республики Абхазия.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
доход – экономическая выгода в денежной, натуральной или иной форме, полученная от реализации товаров (работ, услуг), другого имущества и имущественных прав (доход от реализации), а также от других источников, не связанных с реализацией (внереализационный доход);
оборот первого уровня – совокупный доход менее 5 миллионов рублей в год;
оборот второго уровня – совокупный доход от 5 до 20 миллионов рублей в год;
оборот третьего уровня – совокупный доход свыше 20 миллионов рублей в год;
общий режим налогообложения – порядок исчисления и уплаты налогов, указанных в статьях 16 и 17 Закона от 8 сентября 1994 г. № 169-с «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия», установленный законодательством Республики Абхазия и распространяющийся на всех налогоплательщиков, за исключением лиц, применяющих в соответствии с законодательством специальные системы налогообложения;
совокупный доход (оборот) – общая сумма всех доходов, полученных налогоплательщиком за налоговый период, независимо от формы и источников их получения;
специальный налог (далее – спецналог) – налог на отдельные виды деятельности, взимаемый в форме установленных фиксированных платежей, не зависящих от фактического оборота по реализации товаров (работ, услуг), в соответствии с Законом Республики Абхазия от 12 июля 2006 года № 1405-с-XIV «О системе налогообложения в виде специального налога на отдельные виды деятельности»;
субъект малого предпринимательства – организация или индивидуальный предприниматель с оборотом в рамках первого уровня;
субъект среднего предпринимательства – организация или индивидуальный предприниматель с оборотом в рамках второго уровня;
субъект крупного предпринимательства – организация или индивидуальный предприниматель с оборотом в рамках третьего уровня.

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

1. Упрощенная система налогообложения может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями, за исключением указанных в части 2 настоящей статья, в добровольном или обязательном порядке в соответствии с настоящим Законом.
2. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хотя бы один из видов деятельности, указанных в пунктах 1-9 части 3 настоящей статьи;
2) субъекты крупного предпринимательства;
3) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Республики Абхазия о бухгалтерском учете, превышает 50 миллионов рублей;
4) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов;
5) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
6) организации и индивидуальные предприниматели, имеющие объекты налогообложения в двух и более административно-территориальных единицах Республики Абхазия;
7) организации, учредитель которых одновременно является учредителем другой организации, применяющей упрощенную систему налогообложения;
8) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
9) унитарные предприятия и иные организации, в которых доля государственного участия составляет более 50 процентов;
10) иностранные организации, их филиалы и представительства.
3. Упрощенная система налогообложения не может быть применена в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) банковское дело;
2) страховая деятельность;
3) услуги связи;
4) производство подакцизных товаров;
5) добыча и реализация полезных ископаемых, за исключением общераспространенных и гидроминеральных полезных ископаемых;
6) реализация горюче-смазочных материалов;
7) деятельность ломбардов;
8) лотерейная деятельность;
9) профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
10) виды деятельности, в отношении которых применяется спецналог.

Статья 4. Плательщики налога при упрощенной системе налогообложения

1. Плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящим Законом.
2. Для субъектов малого предпринимательства переход на упрощенную систему налогообложения является обязательным.
3. Субъекты среднего предпринимательства, отвечающие требованиям статьи 3 настоящего Закона, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения добровольно в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Глава II. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

Статья 5. Условия начала применения и прекращения упрощенной системы налогообложения для вновь образованных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей

1. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе выбрать общий режим или упрощенную систему налогообложения и применять выбранный(-ую) режим (систему):
до 1 января года следующего за годом регистрации, если постановка на учет в налоговом органе произошла до 1 июля текущего года;
до 1 июля года следующего за годом регистрации, если постановка на учет в налоговом органе произошла во временном промежутке с 1 июля по 31 декабря текущего года.
2. По истечение периода, указанного в части 1 настоящей статьи, налогоплательщик в зависимости от размера совокупного дохода, рассчитанного в соответствии с частью 3 настоящей статьи:
обязан соответственно продолжить применять или перейти в установленном порядке на упрощенную систему налогообложения при обороте в рамках первого уровня;
вправе применять первоначально выбранный(-ую) режим (систему) налогообложения или перейти в установленном порядке на альтернативный(-ую) режим (систему) при обороте в рамках второго уровня;
обязан соответственно продолжить применять или перейти в установленном порядке на общий режим налогообложения при обороте в рамках третьего уровня.
3. Исчисление совокупного дохода для целей настоящей статьи производится на основании данных о доходах не менее чем по шести полным отчетным периодам, путем определения среднего арифметического и умножения полученного значения на количество отчетных периодов, предусмотренных в полном налоговом периоде.
4. К вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, совокупный доход которых, рассчитанный в порядке, определяемом частью 3 настоящей статьи, превышает размер оборота второго уровня, применяются повышающие коэффициенты в соответствии с частью 1 статьи 7 настоящего Закона.

Статья 6. Условия начала применения упрощенной системы налогообложения для действующих организаций и индивидуальных предпринимателей

Действующие организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие установленным настоящим Законом требованиям:
обязаны перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января года следующего за годом вступления настоящего Закона в силу (для субъектов малого предпринимательства);
вправе сохранить действующий налоговый режим или перейти на упрощенную систему налогообложения в установленном настоящим Законом порядке (для субъектов среднего предпринимательства).

Статья 7. Порядок добровольного перехода на упрощенную систему налогообложения и общий режим налогообложения

1. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели уведомляют налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет. В этом случае такие организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом к лицам, избравшим упрощенную систему налогообложения при создании (регистрации), но превысившим размер оборота второго уровня по итогам периода, указанного в части 1 статьи 5 настоящего Закона, применяются повышающие коэффициенты, увеличивающие налоговую ставку для суммы превышения:
при превышении до 10% – 1,5;
при превышении от 10% до 50% – 2;
при превышении свыше 50% – 3.
2. Действующие организации и индивидуальные предприниматели – субъекты среднего предпринимательства, отвечающие требованиям статьи 3 настоящего Закона, вправе в установленном порядке подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). При этом применение упрощенной системы налогообложения в таком случае возможно не ранее налогового периода, следующего за периодом подачи соответствующего заявления.
3. Организации и индивидуальные предприниматели – субъекты среднего предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе в установленном порядке подать заявление о переходе на общий режим налогообложения в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). Применение общего режима налогообложения в таком случае возможно не ранее налогового периода, следующего за периодом подачи соответствующего заявления.

Статья 8. Порядок обязательного перехода на упрощенную систему налогообложения и общий режим налогообложения

1. Действующие организации и индивидуальные предприниматели – субъекты малого предпринимательства считаются перешедшими на упрощенную систему налогообложения с момента, указанного в статье 6 настоящего Закона.
2. Если по итогам налогового периода совокупный доход налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, превысит размер оборота второго уровня или возникнут иные обстоятельства, из числа указанных в статье 3 настоящего Закона, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором было допущено такое превышение или возникли указанные обстоятельства.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при применении общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Республики Абхазия для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
3. Если по итогам налогового периода совокупный доход налогоплательщика, применяющего общий режим налогообложения уменьшится до суммы в рамках оборота первого уровня, такой налогоплательщик вправе продолжить применять общий режим налогообложения в следующем налоговом периоде. В случае, если совокупный доход такого налогоплательщика будет меньше оборота первого уровня в течение двух налоговых периодов подряд, указанный налогоплательщик обязан перейти на упрощенную систему налогообложения в установленном настоящим Законом порядке.

Глава III. Порядок обложения налогом

Статья 9. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения по настоящему Закону признается совокупный доход налогоплательщика, определяемый в соответствии с настоящей статьей.
2. Датой получения доходов для целей настоящего Закона признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу налогоплательщика, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
3. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы:
1) в виде доходов от долевого участия в деятельности организаций;
2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;
3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации;
4) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение;
5) в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;
6) в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем.
7) в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Республики Абхазия;
4. Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные исключительно от предпринимательской деятельности.

Статья 10. Налоговая база

1. Налоговой базой для целей настоящего Закона признается денежное выражение совокупного дохода налогоплательщика.
2. Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в валюте Республики Абхазия. При этом доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в валюту Республики Абхазия по официальному курсу Центрального банка Республики Абхазия, установленному соответственно на дату получения доходов.
3. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам на такой же или аналогичный товар или имущество.
4. При определении налоговой базы доходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
5. Налогоплательщики, перешедшие по отдельным видам деятельности на уплату спецналога, ведут раздельный учет доходов по разным специальным налоговым режимам.

Статья 11. Налоговый и отчетный период

1. Налоговым периодом признается календарный год.
Для вновь образованных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей налоговый период определяется в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Закона.
2. Отчетным периодом признается календарный месяц.

Статья 12. Налоговые ставки

1. Налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:
для доходов от сельского хозяйства – 3 %;
для доходов от торговли – 4 %;
для доходов от промышленного производства – 6 %;
для доходов от выполнения строительных работ – 8 %;
для доходов от оказания услуг – 9 %.
2. Обложение налогом налогоплательщиков, осуществляющих несколько видов деятельности, для которых в соответствии с настоящим Законом установлены различные налоговые ставки, производится по самой высокой из налоговых ставок по осуществляемым ими видам деятельности.
3. Нормативы зачисления налога в бюджет определяются бюджетным законодательством Республики Абхазия.

Статья 13. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
2. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
3. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей по налогу.
4. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
5. Уплата налога и ежемесячных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя.
6. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.
Ежемесячные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Статья 14. Налоговая декларация

1. Налогоплательщики – организации по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а для вновь зарегистрированных организаций – не позднее месяца с даты окончания периода, указанного в части 1 статьи 5 настоящего Закона.
2. Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели – не позднее двух недель с даты окончания периода, указанного в части 1 статьи 5 настоящего Закона.
3. Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством по налогам и сборам Республики Абхазия по согласованию с Министерством финансов Республики Абхазия.

Статья 15. Налоговый учет

1. Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов.
2. Форма книги учета доходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются центральным органом государственного управления, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета.

Статья 16. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения

1. Организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила:
на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения;
не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения.
2. Организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения с использованием метода начислений выполняют следующие правила:
признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;
признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Республики Абхазия.
Указанные в абзацах втором и третьем части 2 настоящей статьи доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль предприятий и организаций с использованием метода начислений.
3. При переходе на общий режим налогообложения в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Республики Абхазия.
4. Организации и индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на упрощенную систему налогообложения, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
5. Организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав) принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Республики Абхазия для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 17. Ответственность налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, несут ответственность в соответствии с Законом от 8 сентября 1994 г. № 169-с «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия» и другими законами.

Статья 18. Инструкции по применению настоящего Закона

Инструкции по применению настоящего Закона издаются Министерством по налогам и сборам Республики Абхазия по согласованию с Министерством финансов Республики Абхазия.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Принят Народным Собранием –
Парламентом Республики Абхазия
«__» _________ 2015 года

ПРЕЗИДЕНТ
РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ Р. ХАДЖИМБА

г. Сухум
«___» _________ 2015 года
№ ____

ЗАКОН
«О РАЗВИТИИ И ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ»

Статья 1. Предмет регулирования, цели и принципы настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти Республики Абхазия, юридическими и физическими лицами в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
2. Основными целями настоящего Закона являются:
– создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;
– оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на рынок Республики Абхазия и рынки иностранных государств;
– увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
– увеличение объема производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
– увеличение числа занятых в малых и средних предприятиях.
3. Основными принципами настоящего Закона являются:
– обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством Республики Абхазия, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении;
– вовлечение представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формирование государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отвечающие требованиям и условиям, установленным настоящим Законом;
2) государственная программа поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Программа) – утвержденный в установленном порядке нормативный правовой акт, в котором определяется перечень мероприятий, в том числе организационно-технических, а также меры административного регулирования, направленные на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственного управления Республики Абхазия, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
3) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность органов государственной власти Республики Абхазия и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой;
4) уполномоченный орган по малому и среднему предпринимательству (далее – уполномоченный орган по предпринимательству) – центральный орган государственного управления, осуществляющее разработку государственной политики и руководство в области развития малого и среднего предпринимательства;
5) инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – комплекс создаваемых или действующих организаций, обеспечивающих общие условия функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие в организации собственного дела, обеспечение информацией в области права, маркетинга, инжиниринга и менеджмента, поддержку в обеспечении материально-техническими, финансовыми и другими ресурсами на коммерческой основе;
6) бизнес-инкубатор – юридическое лицо, создаваемое для поддержки субъектов малого предпринимательства на этапе их становления и приобретения финансовой самостоятельности путем предоставления производственных помещений, оборудования, организационных, правовых, финансовых, консалтинговых, информационных и иных услуг;
7) центр поддержки малого и среднего предпринимательства – юридическое лицо, осуществляющее обучение, информационное обеспечение, оказание консультационных и маркетинговых услуг, проведение экономической и технологической экспертизы проектов субъектов малого предпринимательства.

Статья 3. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия

1. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия основывается на Конституции Республики Абхазия и осуществляется в соответствии с настоящим Законом, другими законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
2. В целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия законодательством могут предусматриваться:
– особые режимы налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства;
– сокращенный состав бухгалтерской отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, а в предусмотренных законом случаях – освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
– упрощенный порядок представления субъектами малого и среднего предпринимательства государственной статистической отчетности;
– меры по упрощению порядка совершения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства административных процедур, сокращению их количества;
– упрощенный порядок передачи субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства находящихся в государственной собственности неиспользуемых или неэффективно используемых капитальных строений (зданий, сооружений), производственных площадей, незавершенных законсервированных капитальных строений, оборудования и иного имущества, относящегося к основным средствам, в собственность на возмездной или безвозмездной основе, в безвозмездное пользование или аренду;
– особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);
– меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
– меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
– иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации (за исключением государственных унитарных предприятий), физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), а также крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц:
– суммарная доля участия Республики Абхазия, административно-территориальных единиц Республики Абхазия, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов;
– доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
– до 15 человек для субъектов малого предпринимательства;
– до 30 человек для субъектов среднего предпринимательства;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не должна превышать за финансовый год:
– для субъектов малого предпринимательства – 10 000 000 рублей;
– для субъектов среднего предпринимательства – 25 000 000 рублей.
Предельный размер выручки в обязательном порядке пересматривается один раз в три года на основе данных сплошных статистических исследований.
4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух финансовых лет, следующих один за другим.
5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того финансового года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.
6. Средняя численность работников субъектов малого или среднего предпринимательства за финансовый год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
7. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за финансовый год определяется в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Абхазия.
8. Для целей государственной поддержки в соответствии с настоящим Законом субъектами малого и среднего предпринимательства не могут быть признаны организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие:
1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
3) деятельность по добыче, переработке и реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных и гидроминеральных полезных ископаемых;
4) реализация горюче-смазочных материалов;
5) проведение лотереи;
6) деятельность в рамках концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами в порядке, определенном законодательством Республики Абхазия;
7) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
8) аудиторскую деятельность;
9) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
10) деятельность кредитных бюро;
11) охранную деятельность;
12) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
13) деятельность ломбардов;
14) деятельность по предоставлению услуг связи;
15) оценочную деятельность;
16) посредническую деятельность, за исключением связанной с внешнеэкономической деятельностью;
17) аукционную деятельность.

Статья 5. Основные направления и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия

1. Основными принципами государственной поддержки малого предпринимательства являются:
– приоритет развития малого и среднего предпринимательства;
– комплексность государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
– доступность инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
– международное сотрудничество в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с Программой, разрабатываемой уполномоченным органом по предпринимательству совместно с иными органами государственного управления Республики Абхазия, а также территориальными программами, разрабатываемыми местными органами государственного управления.
Программы разрабатываются сроком на три года с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Абхазия, а территориальные программы – также с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы.
Финансовое обеспечение Программы и территориальных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
3. Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства может осуществляться путем:
1) оказания прямой финансовой поддержки в случае выполнения перечня условий, определяемых Кабинетом Министров Республики Абхазия;
2) организации центров поддержки малого и среднего предпринимательства;
3) организации деятельности бизнес-инкубаторов;
4) анализа и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты на предмет создания благоприятных условий для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и снижения количества административных барьеров.
4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:
1) закупа гарантированного объема товаров (работ, услуг);
2) субсидирования части процентной ставки по кредитным платежам по перечню приоритетных направлений деятельности, определяемых Кабинетом Министров Республики Абхазия;
3) предоставления частичных государственных гарантий по выдаваемым кредитам по приоритетным направлениям, определяемым Кабинетом Министров Республики Абхазия;
4) льготного кредитования проектов по приоритетным направлениям, определяемым Кабинетом Министров Республики Абхазия;
5) обеспечения условий для приобретения по договору лизинга основных фондов, необходимых в хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
6) субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты суммы вознаграждения лизингодателя по приоритетным направлениям, определяемым Кабинетом Министров Республики Абхазия;
7) субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;
8) других методов прямого финансового стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
Государственные органы и иные государственные организации реализуют меры, направленные на:
– информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о проведении процедур государственных закупок товаров (работ, услуг);
– консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
В целях обеспечения участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) законодательством могут предусматриваться:
– резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 25% процентов от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг) среди таких субъектов;
– привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в качестве соисполнителей путем установления специальных требований к победителям конкурсов о резервировании для субъектов малого и среднего предпринимательства определенной доли государственных закупок товаров (работ, услуг).
6. Государственная финансовая поддержка не оказывается субъекту малого и среднего предпринимательства в случае, если:
– данный субъект находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);
– им не представлены предусмотренные законодательными актами документы, необходимые для оказания государственной финансовой поддержки, или при наличии в представленных документах недостоверных сведений;
– ранее в отношении этого субъекта было принято решение об оказании аналогичного вида государственной финансовой поддержки и срок ее оказания не истек;
– со дня нарушения данным субъектом условий оказания государственной финансовой поддержки не прошло три года;
– у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
– у него имеются убытки по итогам прошедшего календарного года либо просроченная задолженность по банковским кредитам;
– у него отсутствует контрольно-кассовая техника, за исключением индивидуальных крестьянских (фермерских) хозяйств;
– у индивидуальных предпринимателей отсутствует расчетный счет.

Статья 6. Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в целях повышения их профессионального уровня, позволяющего производить конкурентоспособные товары (работы, услуги).
2. Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:
– организации учебных семинаров-тренингов и научно-практических конференций по вопросам ведения малого и среднего предпринимательства и его популяризации;
– распространения методических пособий, информационных бюллетеней о практике осуществления малого и среднего предпринимательства, рынке новых технологий;
– содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
– реализации международных программ и проектов по обмену опытом в сфере малого и среднего предпринимательства.
3. Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Абхазия.

Статья 7. Информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем создания доступных условий для получения субъектами малого и среднего предпринимательства информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности.
Уполномоченный орган по предпринимательству, иные государственные органы и организации обеспечивают доступность информации, необходимой субъектам малого и среднего предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
2. Основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства могут являться:
– освещение в средствах массовой информации, сети «Интернет» различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
– оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
– создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);
– организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;
– создание специализированных радио- и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.
3. Уполномоченный орган по предпринимательству обязан создать интернет-ресурс и обеспечить его непрерывную работу для распространения на бесплатной основе информации и материалов, не ограниченных к распространению, и обеспечить его рекламу, а также обновлять данную информацию в связи с вносимыми изменениями и дополнениями в нормативные правовые акты, затрагивающие интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 8. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, органами государственной власти может осуществляться в виде:
1) сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) содействия в продвижении на рынки иностранных государств абхазских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для абхазских участников внешнеэкономической деятельности;
3) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций;
4) организации деловых встреч и переговоров представителей абхазских и иностранных субъектов предпринимательства в целях установления отношений с иностранными партнерами;
5) создания информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иную информацию, необходимую для осуществления ими внешнеторговой деятельности;
6) реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Статья 9. Компетенция уполномоченного органа по предпринимательству

Уполномоченный орган по предпринимательству:
1) осуществляет проведение государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
2) организует и координирует выполнение государственных мер поддержки и развития малого предпринимательства;
3) разрабатывает предложения о совершенствовании мер по финансированию и кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) проводит анализ предпринимательской среды, инвестиционного климата и инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства;
5) разрабатывает и представляет проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе Программу;
6) способствует формированию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
7) осуществляет контроль в области поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) создает условия для инвесторов, международных организаций в вопросах поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
9) организует методологическую помощь субъектам малого и среднего предпринимательства;
10) создает условия для выхода субъектов малого и среднего предпринимательства на международные рынки товаров (работ, услуг);
11) осуществляет международное сотрудничество в области развития малого и среднего предпринимательства;
12) пропагандирует государственную политику по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;
13) информирует Президента Республики Абхазия и Кабинет министров Республики Абхазия о нарушениях законодательства Республики Абхазия, регламентирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, допускаемых государственными органами и их должностными лицами;
14) организует ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
15) формирует и публикует отчетность об использовании финансовых средств на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия;
16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, нормативными правовыми актами Президента Республики Абхазия и Кабинета Министров Республики Абхазия.

Статья 10. Бизнес-инкубаторы

1. Задачами бизнес-инкубатора являются:
1) отбор субъектов малого предпринимательства для размещения в бизнес-инкубаторе;
2) создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, информационных, консультационных, маркетинговых услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, проведение обучающих курсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач бизнес-инкубатора.
2. Помещения и имущество предоставляются бизнес-инкубатором субъекту малого предпринимательства на условиях, определяемых заключенным между ними в соответствии с законодательством договором, на срок не более трех лет.
Бизнес-инкубаторы ежегодно, в порядке, определяемом уполномоченным органом по предпринимательству, предоставляют ему отчет о своей деятельности.
Условия и порядок регистрации юридических лиц в качестве бизнес-инкубаторов, особенности их деятельности определяются Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Статья 11. Центры поддержки малого и среднего предпринимательства

1. Центры поддержки малого и среднего предпринимательства создаются в целях вовлечения населения в частное предпринимательство, создания новых субъектов малого и среднего предпринимательства
2. Задачами центра поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
1) анализ предпринимательского климата, отечественного и международных рынков, отраслей и секторов экономики;
2) оказание комплекса услуг в области маркетинга и менеджмента;
3) оказание услуг по разработке инвестиционных и бизнес-проектов, консультационных и других услуг;
4) содействие повышению инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) содействие профессиональному росту субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение доступа к информационным и экспертным ресурсам;
7) проведение семинаров, тренингов;
8) формирование базы данных субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) анализ и обобщение информации по развитию малого и среднего предпринимательства и проблемных вопросов его развития.

Статья 12. Меры по реализации положений настоящего Закона

Кабинету Министров Республики Абхазия в двухмесячный срок:
– привести в соответствие с настоящим Законом изданные им нормативные правовые акты;
– организовать разработку и утверждение нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию настоящего Закона;
– принять иные меры, необходимые для реализации настоящего Закона.

Принят Народным Собранием –
Парламентом Республики Абхазия
«__» _________ 2015 года

ПРЕЗИДЕНТ
РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ Р. ХАДЖИМБА

г. Сухум
«___» _________ 2015 года
№ ____

 

 

 

Другие новости по теме

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел. : (+7-940) 921-78-75