Министерство внутренних дел Абхазии обнародовало данные по ДТП за прошлый год. Статистика неутешительная: в 2018 году было зарегистрировано 189 ДТП, и это больше, чем в 2017-м, когда произошло 181 ДТП. В прошлом году в авариях погибло 64 человека, а в 2017-м – 67. Для сравнения скажу, что в первый послевоенный год в ДТП погибло 69 человек и было ранено 282 человека. То есть, несмотря на возмущение общества и заявляемые попытки МВД навести порядок, за минувшие десятилетия количество погибших и раненых несильно менялось. И после каждой трагедии у всех возникает вопрос: что делать, когда на дорогах страны массово погибает молодежь?
Большинство людей считает себя специалистами в области дорожной безопасности и предлагает «рецепты», в зависимости от своих представлений, знаний и сведений, почерпнутых в интернете. Если верить социальным сетям, то портрет потенциального виновника ДТП выглядит примерно так: наркоман в возрасте до 20-25 лет, летящий в ночное время на «бешеной» скорости по маршруту Псоу – Сухум.
Я решила проанализировать этот портрет, чтобы понять, что здесь правда, а что – нет. Самая большая страшилка, которая существует в обществе, – что большинство аварий происходят по вине водителей, находящихся в наркотическом опьянении. К сожалению, в статистике МВД нет пункта, который бы разграничивал водителей, находящихся в состоянии опьянения, на наркоманов и алкоголиков, есть только суммарное число ДТП, совершенных в состоянии опьянения. Так вот: из 189 ДТП, совершенных в прошлом году, только 36 были авариями с участием водителей, находящихся в опьянении. Это и те, кто выпил по бокалу вина за праздничным столом, и те, кто не обошелся одним бокалом, и те, кто находился под воздействием наркотиков. И еще: статистика МВД не содержит судебных решений, и понять, кто был виновен в ДТП, сложно.
После аварий активные пользователи социальных сетей часто полемизируют о необходимости ограничить возраст, с которого можно выдавать водителю права. В данном случае невозможно не обратить внимание на уверенность значительной части людей в том, что большинство ДТП совершаются молодыми людьми в возрасте до 25 лет. Но по статистике ГАИ среди виновников ДТП лидируют водители в возрасте от 30 до 35 лет. Возможно, и этим 30-35-летним родители когда-то купили и права, и машины, но я плохо себе представляю, как можно ограничить в правах людей этого возраста.
Еще один миф – что большая часть ДТП совершается в ночное время. Статистика свидетельствует, что в ночное время аварий происходит в два раза меньше, чем в дневное.
А вот что не обсуждают вообще, но на что было бы неплохо обратить внимание, что больше всего аварий совершается в воскресенье, что самая аварийная машина – Мерседес (хотя может быть, что машины этой марки более других популярны в Абхазии), что 40% водителей совершают аварии, пытаясь «преодолеть» различные препятствия, что чаще всего причиной аварии является выход на встречную полосу движения. Что 17% аварий происходит по вине пешеходов и 2% – по вине велосипедистов. Меньше всего аварий происходит в Ткуарчальском и Галском районах, быстрее всего ездят водители в Гагрском районе, там же не любят соблюдать правила тонировки.
По мнению сотрудников ГАИ, причин ДТП много, но самые главные – это несоблюдение скоростного режима и рост числа транспортных средств в Абхазии.
Кстати, статистика, на которую ориентируется МВД в своей деятельности, вызывает у меня некоторые сомнения. Очень значимая проблема: столкновения автосредств с животными отмечены в минувшем году лишь дважды, что не соответствует действительности, исходя из моих личных наблюдений. Движение животных по трассе не ограничено никем, и в ночное время домашний скот и бездомные собаки становятся для водителей настоящим бедствием.
Не знаю, как кого, а меня после знакомства с официальными данными всегда мучает вопрос: каким образом получается, что представления общества настолько не совпадают с существующей реальностью? Может, для начала стоит собрать информацию, которая не вызывает сомнений и соответствует действительности, и уж потом давать ответы на извечный вопрос: что делать?!
Изида Чаниа “Эхо Кавказа”