04 октября 2022 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

02.06.2016

Лейла Тания: «Это было смелое решение президента»

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

«Это было смелое решение президента», – так охарактеризовала согласие Рауля Хаджимба на проведение референдума о досрочных президентских выборах абхазский политолог Лейла Тания. По ее мнению, которое она выразила в интервью с нами, об определенности результата голосования сегодня говорить не приходится.

Дэмис Поландов: Лейла, сегодня президент назначил референдум на 10 июля. У меня простой вопрос: был ли у него какой-то другой вариант, можно ли было вообще избежать этого референдума?

Лейла Тания: Спасибо за очень актуальный вопрос, который сегодня обсуждается, действительно, многими в нашем абхазском обществе. Я считаю, что сегодня, когда уже ЦИК передал соответствующую информацию президенту о том, что нарушений при сборе подписей не было со стороны инициативной группы по проведению референдума, наверное, у президента, как у здравомыслящего политика, другого варианта не было. Президент принял, конечно, правильное решение – он не стал противодействовать желанию значительной части людей, которые решили, что необходимо проводить такой референдум.

Другое дело, была ли возможность избежать такого референдума до сегодняшнего дня, до того, как у определенной группы людей появилось желание проводить референдум фактически о досрочных выборах президента. Я считаю, что была такая возможность. Дело в том, что, когда мы говорим о референдуме, здесь сталкиваются два рода аргументов – юридические, правового характера, и политические. Мне кажется, что здесь есть большая вариативность и для поведения власти, и для реакции общества. Референдума, конечно, можно было избежать в нашем обществе.

Дэмис Поландов: Вы имеете в виду, что с помощью каких-то политических переговоров можно было сделать так, чтобы не выносили этот вопрос вообще на референдум?

Лейла Тания: Да, я считаю, что такая возможность была. Я вообще считаю, что конфликта 2004 года могло не быть в такой разрушающей для общественной стабильности форме. Последующее конфронтационное развитие политических отношений в нашей стране могло не быть, если бы действительно Абхазия пошла по пути многих европейских стран, где создаются коалиционные правительства, и совершенно необязательно, чтобы это была по форме парламентская республика. Если вы посмотрите, вообще, на определение того, в каких случаях создаются коалиционные правительства, то можно увидеть, что коалиционные правительства создаются не только в парламентских республиках, но и в кризисные периоды в интересах сохранения стабильности общества, для того, чтобы дать равный доступ к управлению в стране значимым общественным силам. Я, например, давний сторонник этой идеи, когда не исповедуется принцип, что победитель получает все, а исповедуется принцип более или менее консенсусного подхода к управлению страной.

Дэмис Поландов: Лейла, не получается ли сейчас, что если пройдет этот референдум и, допустим, на этом референдуме Рауль Хаджимба получит поддержку, т.е. люди проголосуют против вопроса, который сейчас выносится, – против досрочных выборов, то власть таким образом еще более усилит свои позиции и именно этим и вызвано это решение разрешить референдум?

Лейла Тания: Если будет отрицательный результат по референдуму, конечно, это усилит и личные позиции президента Хаджимба, и позиции действующей власти как таковой. То есть это будет означать, что большая часть людей довольна существующей властью, и этот аргумент в пользу коалиционного правительства как бы опять надолго уйдет в тень до следующих каких-нибудь кризисных явлений. Знаете, на что я хочу обратить внимание действующих политиков и действующей власти? Дело в том, что у нас вообще неправильно понимается суть коалиционного правительства. У нас выступали представители власти и говорили: «посмотрите на наше правительство – там есть очень много людей от прежней власти», и что самые разные представители бывшей власти остались на своих местах. Но дело в том, что коалиционное правительство означает участие людей, которых официально в своем собственном списке предлагают разные партии.

Я, например, не видела такого списка от оппозиции, и, хотя, например, часто говорят, что у нас МИД остался в прежнем составе, хотя это была структура, которую очень часто критиковала нынешняя власть, будучи в оппозиции, но дело в том, что это невозможно считать коалиционным подходом, потому что в данном случае эти кандидатуры оставлялись на прежних местах совершенно по другим мотивам. Эти мотивы очень хорошо известны в нашем обществе, мы знаем, что кого-то лоббировал клан, близкий президенту, кого-то лоббировал еще какой-то другой клан – это очень личностный, клановый, семейный подход. Вот из оппозиции отбирались люди, которые нравятся больше, но это не был официальный список предложений от оппозиции.

При этом, хочу сказать, что, в принципе, соглашение о коалиционной власти, которое было подписано в 2014 году, прямо перед выборами, в общем-то выполнено примерно на 60%, если учесть распределение электоральных голосов, потому что все подписанты, за исключением лидера оппозиции нынешнего Блока оппозиционных сил Аслана Бжания, участвуют ныне в управлении страной. Это министр внутренних дел Дзапшба, министр обороны Мираб Кишмария, единственная значимая фигура, которая действительно набрала тоже много голосов, порядка 35%, – Аслан Бжания. Да, люди из этого блока в общем-то официально не были представлены для участия во власти.

Дэмис Поландов: Лейла, а каковы шансы все-таки у этого непредставленного блока, который, насколько я понимаю, и стоит за этим референдумом, набрать большинство голосов на этом референдуме?

Лейла Тания: Трудно, конечно, судить о степени протестных настроений. Все зависит от того, насколько сильна эта протестная волна. Дело в том, что шансы есть потому, что к протестным голосам непричастного сегодня к управлению государством Блока оппозиционных сил ведь прибавляются и протестные голоса тех, кто в составе Координационного совета, который тогда поддерживал Рауля Хаджимба и внес свою лепту в эти 50% голосов, которые набрал Рауль Хаджимба как президент, – это ведь совокупный процент голосов от всего Координационного совета, а не личные голоса только президента Хаджимба и его партии «Форум народного единства». Но мы видим сегодня, что многие участники Координационного совета, скорее, занимают оппозиционную нишу – они перешли в эту оппозиционную нишу из группы поддержки Рауля Хаджимба.

Дэмис Поландов: Да, я понимаю, что, к сожалению, в Абхазии не существует никаких социологических исследований… То есть вы не считаете, что существует какая-то четкая определенность в итоге этого референдума.

Лейла Тания: Да, в этом смысле, откровенно говоря, это смелое решение президента, потому что на самом деле, если оценивать ситуацию объективно, то полной уверенности в положительном или отрицательном результате для президента нет. Можно, конечно, приводить разные аргументы, что все-таки протестная составляющая общества еще не созрела для того, чтобы тотально выйти на такой тотальный протест, как это было при прошлой власти. Получится ли это сейчас? Мое личное ощущение, что все-таки пока в обществе нет такой протестной волны, чтобы результаты референдума были тотально отрицательными для президента.

“Эхо Кавказа”

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

Управление Верховного Комиссара ООН по делам Беженцев (УВКБ ООН) приглашает квалифицированных поставщиков представить свои предложения для заключения Контракта на строительство и оснащение мельницы в селе Баслаху, Очамчырского района.

Тендерные документы, в которых будет подробно изложена вся соответствующая информация, можно получить с 4-го октября 2022 года в Галском офисе УВКБ ООН по адресу ул. Самурзаканская 83.

Приём тендерных документов будет осуществляться с 4-го до 14-го октября 2022 г. до 18:00 по адресу г. Гал, ул. Самурзаканская 83.

Информацию по данному тендеру можно получить по номеру: +7940 770 55 44

LOT I- Rehabilitation of Ambulance in Gal/I town and Sanitary Epidemiological Service
A pre-proposal conference/site visit for the interested bidders will be held on for LOT I:
Date: September 28, 2022
Pre- proposal conference: Time: 10:30
Site Visit: Time: 11:30
Location: Ambulance in Gal/i town

LOT II- Rehabilitation of Clinical Diagnostic Laboratory in Agudzera town
A pre-proposal conference/site visit for the interested bidders will be held on for LOT II:
Date: September 28, 2022
Pre- proposal conference: Time: 14:00
Site Visit: Time: 15:00
Location: Clinical Diagnostic Laboratory in Agudzera town

Quotations may be submitted on or before: a.m. 12:00 PM, 7 October 2022, via courier mail or hand delivered to the address: 21 Aiaaira ave., Sukhum

Программа Развития ООН (ПРООН), приглашает строительные компании в рамках проекта «EU4 Dialogue» принять участие в тендере по двум лотам:

ЛОТ I-Ремонт помещений скорой помощи и санитарно-эпидемиологической службы г. Гал. Дата: 28.09.2022 г. Гал. Обсуждение проекта состоится в 10:30. Обзор помещений в 11:30.

ЛОТ II-Ремонт помещений клинико-диагностической лаборатории в Агудзере. Дата: 28.09.2022. Агудзера. Обсуждение проекта состоится в 14:00. Обзор помещений в 15:00.

Заявки должны быть доставлены не позднее 12:00, 7 октября 2022, курьерской почтой или непосредственно в офис ПРООН по адресу: Пр. Мира 21, г.Сухум.

JOB VACANCY

Currently Action Against Hunger (AAH) South Caucasus has an opening for a full-time position for a M&E Assistant in its Abkhazia office. (далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook