На прошлой неделе Ирине Когония присвоили звание «Заслуженный артист Республики Абхазия». В интервью “НГ” Ирина рассказала о своем творческом пути, о зарождении танцевального ансамбля «Шаратын» и о своей работе в художественном театре.
-Ирина, расскажите, как начиналась ваша карьера?
– На сцену я попала благодаря балетмейстеру Эдуарду Бебия. Он приехал к нам в деревню, чтобы подобрать танцоров для ансамбля народного танца «Шаратын». Танцоры подбирались по строгим параметрам: руки, рост, лицо, чувство ритма, пластика, театральность. Бебия долго уговаривал моего отца, но в то время девочек особо никуда не пускали, и к танцам было не такое отношение, как сегодня. После 8 класса Бебия все же выпросил меня у моего отца. Я поступила в Сухумское Культпросвет училище на специальность хореографа. Так началась моя танцевальная карьера, вместе с «Шаратын» мы с гастролями объездили весь Советский Союз.
– Как Вы попали в театр?
– В Тбилисский театральный институт меня направила наша Нелли Эшба. У меня были ошеломляющие впечатления от учебы в институте – прекрасные педагоги, мы посещали театры и кино, всегда были в курсе всех премьер. Я очень увлеклась драматургией и за 5 лет учебы прочитала горы книг на эту тему. Большое впечатление на меня оказала тбилисская элита, все они очень интересовались театром и искусством. После окончания института, мне предлагали работать в молодежном театре. Я отказалась, вернулась на Родину и начала работать в Абхазском театре. Мы приехали с большими надеждами, одухотворенные учебой в театральном институте, но особых ролей не было. В театре я не увидела полноценной работы, а не работать, а просто посещать место работы я никогда не умела.
– Получается, что вы разочаровались в актерской карьере?
– Нет, я всегда была влюблена в театр, я просто не чувствовала, что реализовываю себя. Мне было скучно, и я решила еще «тряхнуть молодостью» и я вернулась в «Шаратын». В честь моего возращения, наш художественный руководитель Эдуард Бебия специально для меня и моего партнера по танцам Аркадия Чачхалия поставил греческий танец. Все наши выступления собирали полные залы, мы постоянно были на гастролях.
-Несмотря на ошеломляющий успех в «Шартын», вы все же решили оставить ансамбль. Почему?
-Несомненно, в «Шаратын» – мой звездный час. Но мне в какой-то момент стало мало того, что я просто танцую, хотелось дальнейшего развития, и я снова вернулась в театр. Мы ставили «Женскую честь» Ивана Папаскир, где у меня была главная роль Саиды. Было много второстепенных ролей, которые я вспоминаю с сожалением. Наверное, нужен был такой режиссер, который направляет тебя, видит твою природу и вытаскивает из тебя все, что в тебе заложено. Ведь актеры это солдаты, которые всегда зависят от своего режиссера.
– Как в вашей жизни появился Кукольный театр?
– В театре ввели контрактную основу, там происходило что-то сумбурное и непонятное, многих актеров отстранили, в том числе и меня. В 1991 году я занялась детским кукольным театром. После войны мы ездили со спектаклями по всей Абхазии. Мы ставили «Храбрый козлик» Баграта Шинкуба, «Лесная сказка» Валентина Когония. Для послевоенного времени актуальной была постановка «Будьте бдительны». Потом финансирование прекратилось, и мы вынуждены были закрыть театр. Долгое время я не работала по своей профессии.
-Чем вы занимаетесь сегодня?
– После 25 летнего перерыва я вновь вернулась в театр. Играю в Абхазском и Молодежном театрах. У меня 5 внуков и я принимаю активное участие в их воспитание.
-Хотите, чтоб ваши внуки пошли по вашим стопам?
-Нет, это очень тяжелый труд. Эта профессия либо тебя уничтожит, либо приподнимет на высоту.
– Есть ли такая роль, которую вы всегда мечтали сыграть?
-Для меня любая моя роль, это большая ответственность. Я мечтаю просто о роли. Конечно, есть множество хороших ролей, но я не знаю, что я могу их сыграть пока не попробую.
-Каким вы видите будущее Абхазского театра, что бы вы изменили?
– Будущее у нашего театра, конечно же есть, но для этого театр не должен стоять на месте. Есть много талантливых актёров, но их надо собрать, их надо холить и лелеять и давать возможность как можно больше играть. Для этого надо ставить больше постановок, приглашать хороших режиссеров, сколько бы государству это ни стоило. Сегодня наш театр испытывает дефицит в новых спектаклей, у нас должен быть разнообразный репертуар, хотя бы по 3 премьеры в год.
-Какой совет вы бы дали начинающим артистам?
– Никогда не останавливаться, постоянно совершенствоваться в своей профессии и как можно больше читать.
Беседовала Лилия Бадамшина