01 октября 2023 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

25.10.2014

Фонд экспертного содействия “Аинар” предлагает

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

КОНЦЕПЦИЯ
создания Комиссии по государственному развитию и реформам
при Президенте Республики Абхазия

I. Вступление

Абхазский народ отстоял свое право на свободу и независимость в тяжелейших условиях военного противостояния с внешним врагом, тотальной изоляции, экономической и политической блокады. Курс на международное признание Республики Абхазия как суверенного, демократического, правового государства был частично реализован в 2008 году в связи с признанием независимости нашей страны Российской Федерацией и некоторыми другими государствами членами ООН. Однако воспользоваться открывшимися в этой связи возможностями не удалось. Управление страной после политического признания осуществлялось безынициативно, по инерции. Крайне мало внимания уделялось стратегическому планированию. Реформы если и проводились, то медленно и непоследовательно, без соответствующей научно-аналитической (экспертной) поддержки. Закономерным итогом такого управления явился всеобъемлющий застой и политический кризис, приведший к внеочередной смене власти.

Сегодня, необходимость перемен очевидна всем. Нужны реформы – смелые и эффективные, направленные на укрепление и обновление государственных основ, модернизацию политической, экономической и финансовой систем, решение демографической проблемы, развитие государственной идеологии и общественного самосознания. Вместе с тем, следует учитывать, что любая реформа связана с рисками, минимизация которых требует всестороннего анализа ситуации и детального планирования. Политическая элита должна ставить перед собой последовательные, строго определенные цели и знать, как добиваться этих целей с максимальной эффективностью.

Важнейшим условием для реализации эффективных реформ, а также сведения к минимуму сопутствующих им рисков, является проведение единой, централизованно-управляемой государственной политики реформ. Представляется, что направлять и контролировать этот процесс должно высшее должностное лицо – Президент, путем постановки соответствующих задач, утверждения и координации предлагаемых решений, а так же контроля за их исполнением. Но функции по выработке государственной политики реформ, подготовке соответствующих предложений, программных документов, концепций и т.п., должен осуществлять коллективный разум – мощный мозговой центр с серьезными аналитическими и творческими возможностями, широкими полномочиями и исключительной государственной поддержкой на всех уровнях. В этой связи целью настоящей Концепции является теоретическое обоснование создания такого органа, а также выработка практических рекомендаций по его структуре, компетенции и месту в системе органов государственной власти Республики Абхазия.

II. Цели и задачи

Прежде чем преступать к масштабным реформам, необходимо определить генеральную цель всех дальнейших действий органов власти и других социальных институтов в деле обеспечения развития государства на долгосрочную перспективу – сформулировать новую национальную идею, которая должна:
– быть общей для абсолютного большинства граждан нашей страны, т.е. отражать реальные национальные интересы абхазского народа;
– иметь высший приоритет государственной важности и общественной значимости, т.е. вытекать из логической необходимости ее достижения как таковой;
– быть достижимой, в том числе с использованием (по большой части) собственных сил, ресурсов, знаний, навыков и умений, т.е. в независимости или даже вопреки воле внешних противодействующих сил.

В этой связи представляется, что в качестве таковой необходимо рассматривать вовсе не популярную ныне идею о всеобщем признании независимости Республики Абхазия и становлении ее в качестве полноправного члена мирового сообщества. Генеральной целью нашей страны должно стать создание высокоэффективного, социально-ориентированного, суверенного государства, способствующего укреплению и развитию абхазской нации на базе исконно абхазских ценностей и традиций.

Соответственно, из общей генеральной цели должно быть выведено несколько стратегических целей (подцелей), выполнение которых необходимо для достижения цели генеральной, а именно:
– финансово-экономическое благополучие государства, основанное на максимальном вовлечении и эффективном использовании национальных богатств в экономике;
– материальное благополучие населения, обеспеченное созданием справедливых условий для распределения общественных благ и национальных богатств между всеми гражданами;
– создание идеологических основ укрепления и развития абхазской нации, ее количественных (решение демографического вопроса) и качественных (повышение уровня образования, физического, духовного и нравственного развития) характеристик;
– обеспечение полного государственного суверенитета и создание полноценной системы национальной безопасности, гарантирующей высокий уровень защиты государства от внешних и внутренних угроз, включая условия для безопасной жизнедеятельности граждан.

Определение высшего уровня целеполагания посредством закрепления генеральной и стратегических целей, предполагает также формирование среднего и начального уровней, т.е. выработку промежуточных целей и обусловленных ими задач. Образуемое таким образом дерево целей, каждая ветвь которого взаимосвязана и взаимообусловлена, представляет собой лишь теоретическую конструкцию, продукт чистого разума. Для достижения практических результатов, теоретическая модель должна быть подкреплена соответствующей методологией. Объединение целеполагания и методологии в рамках одной модели, с учетом общегосударственного характера и масштаба предлагаемых преобразований, является архисложной задачей для любого управленческого субъекта и, в этой связи, не может быть поручена одному или нескольким действующим органам власти в качестве дополнительной нагрузки к имеющемуся функционалу.

Вышеизложенное обуславливает практическую необходимость закрепления указанных функций за специально созданным органом, к исключительной компетенции которого следует отнести решение следующих вопросов:
– разработка основополагающего стратегического документа, определяющего цели и задачи Республики Абхазия на всех уровнях целеполагания в общегосударственном масштабе (далее – Национальная доктрина Республики Абхазия);
– разработка методов (требований, условий) эффективной реализации Национальной доктрины Республики Абхазия, формирование на их основе соответствующих отраслевых программ и концепций;
– консолидация, интеграция и содействие формированию государственных и общественных инициатив прикладного и концептуального характера, направленных на реализацию Национальной доктрины Республики Абхазия или ее отдельных направлений;
– координация деятельности властных и управленческих структур на стадии выработки и реализации государственных программ, осуществления контроля за их соответствием положениям Национальной доктрины Республики Абхазия.

III. Структура и организация работы

В качестве основополагающих принципов работы нового органа можно выделить следующие:
– наличие закрепленных в законе полномочий, гарантирующих относительную самостоятельность органа в рамках порученной ему функции;
– коллегиальность в работе и принятии решений;
– полная прозрачность (открытость) деятельности;
– свободный доступ к государственным информационным системам;
– налаженное взаимодействие с органами государственного управления;
– широкое сотрудничество с научной и экспертной средой.

В этой связи важно определить организационно-правовую форму и место данного органа в системе органов государственной власти. С учетом масштабов и характера поставленной задачи, нецелесообразно создавать подобную структуру в рамках Кабинета Министров или Администрации Президента Республики Абхазия, функции которых в наиболее общем виде сводятся соответственно к непосредственному исполнению (реализации) государственной политики и к обеспечению деятельности Президента Республики Абхазия. Представляется, что наиболее удачным вариантом стало бы выделение его в самостоятельную структуру, подотчетную непосредственно Президенту. Приемлемая организационно-правовая форма и рабочее наименование данного органа – Комиссия по государственному развитию и реформам (КГРиР) при Президенте Республики Абхазия (далее – Комиссия).
Возможная структура Комиссии может быть организована следующим образом. Структура Комиссии включает в себя:
– постоянных членов, в том числе Председателя;
– административно-технический аппарат, обеспечивающий деятельность комиссии;
– постоянно действующие рабочие группы.

Постоянные члены комиссии назначаются и освобождаются от должности по решению Президента Республики Абхазия. Количество постоянных членов не должно быть очень велико, в пределах 10-15 человек. Председатель избирается на первом заседании Комиссии сроком на один год, руководит работой Комиссии и представляет ее во взаимоотношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Подбор инициативных, энергичных кадров на замещение должностей постоянных членов Комиссии, обладающих необходимыми деловыми и профессиональными качествами, – первое и необходимое условие эффективности деятельности Комиссии.

Административно-технический аппарат формируется на договорных началах из числа специалистов, необходимых комиссии для надлежащего исполнения своих задач и функций. Он должен быть достаточно компактным и при этом обеспечивать Комиссию всей необходимой информацией, справочными и аналитическими материалами, решать другие оперативные задачи.

Рабочие группы Комиссии формируется по отраслевому принципу при непосредственном участии постоянных членов Комиссии. Помимо одного или более постоянных членов Комиссии в состав рабочий группы включаются представители профильных министерств и ведомств, депутаты Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия, ученые, эксперты, представители общественности. Руководит работой рабочей группы один из представленных в ней постоянных членов Комиссии. Решения, принимаемые в рабочих группах, имеют рекомендательный характер и должны в установленном порядке утверждаться Комиссией.

Работа Комиссии и ее рабочих групп должна строиться на принципах коллегиальности и гласности принимаемых решений. По ключевым вопросам целесообразно организовывать широкие общественные слушания. Окончательное решение о принятии Национальной доктрины Республики Абхазия и иных концептуальных документов, разработанных Комиссией, должно оставаться за Президентом Республики Абхазия в соответствии с закрепленным в статье 53 Конституции Республики Абхазия полномочием по определению основных направлений внутренней и внешней политики.

Важным условием эффективности Комиссии является создание надлежащих материально-технических, организационных, правовых и иных условий ее работы, установленных законом. Закрепление статуса Комиссии на уровне закона позволит ей утвердиться в статусе ключевого органа, обеспечивающего реализацию централизованно-управляемой государственной политики реформ, установить механизмы взаимодействия с другими органами государственной власти.

IV. Заключение

Новейшие вызовы времени требуют смелых и решительных действий. Если мы хотим сохранить нацию и обеспечить ее устойчивое развитие, нашему обществу необходимо реализовать закрепленную в настоящей Концепции Генеральную цель, построить эффективное, конкурентоспособное государство. Поскольку такое государство – это сложнейший, многофункциональный механизм институционального уровня, осуществить его создание и стабильное функционирование на основе простых инерционных решений невозможно. Как показывает мировой исторический опыт, единственный выход из сложившейся ситуации – консолидация государственных и общественных усилий в рамках единой структурной организации, мобилизация интеллектуальной элиты и всех имеющихся ресурсов страны.

Создание Комиссии должно поспособствовать вышеизложенному, а также обеспечить определение эффективных путей развития и наилучших способов их преодоления. Подобного рода структуры были созданы во многих странах, большинство из которых, руководствуюсь результатами их работы, сумели осуществить качественный прорыв. Не следует ли нам учесть этот опыт и совершить собственный рывок в будущее? Безусловно, следует. А основой для этого может и должна стать Комиссия и проделанная ей работа.

Другие новости по теме

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

Совместная программа Европейского союза и Организации Объединенных Наций по развитию сельских территорий объявляет тендер на установку пластиковых окон в трех школах Очамчырского района.
Подача котировок не позднее 12:00, 6 Октября 2023
года.

Заинтересованные лица могут обратиться за дополнительной информацией по телефону +7
(940) 742 22 44 или по электронной почте
[email protected]

Запрос ценового предложения

Action Against Hunger, в рамках проекта «Улучшение водоснабжения и санитарно-гигиенических условий в школах Абхазии», финансируемого UNICEF, намерена заключить контракты с компаниями, специализирующимися на восстановлении/строительстве систем водоснабжения и канализации, для выполнения работ в школах, расположенных в следующих районах:

1. Средняя школа №10 г. Сухум
2. Средняя школа №2 г. Очамчира
3. Средняя школа №4 г. Гагра
4. Средняя школа села Ачандара, Гудаутского района
5. Средняя школа №2 села Махадыр, Гагрского района
6. Средняя школа №2 села Аберкит, Галского района
(далее…)

Request for Quotation: Water & Sanitation Works in Schools

Action Against Hunger, under the project “Developing of WASH Facilities and Services in Schools in Abkhazia” funded UNICEF, intends to award Work Contracts to companies performing water and sanitation rehabilitation/construction works in following schools and locations:

1. Sukhum Secondary School №10
2. Ochamchira Secondary School №2
3. Gagra Secondary School №4
4. Achandara Secondary School, Gudauta district
5. Makhadir Secondary School №2, Gagra district
6. Aberkyt Secondary School №2, Gal district
(далее…)

United Nations Development Programme (UNDP), within the framework of «EU4Dialogue» invites interested construction companies to submit their offers for the rehabilitation works of IT classrooms in Boarding School in Sukhum and Gal College of Humanities.

Quotations may be submitted on or before: a.m. 12:00 , 4 October 2023, via courier mail or hand delivered to the address: 21 Aiaaira ave., Sukhum. For the further information please contact: [email protected].

Программа Развития ООН (ПРООН), приглашает строительные компании в рамках проекта «EU4Dialogue» принять участие в тендере по ремонту компьютерных классов в Сухумском лицей-интернате и Галском гуманитарном колледже.

Заявки должны быть доставлены не позднее 12:00, 4 октября 2023, курьерской почтой или непосредственно в офис ПРООН по адресу: Пр. Мира 21, г.Сухум. За дополнительной информацией обращаться: [email protected].

Датский Совет по Беженцам (ДСБ) в Абхазии объявляет вакансию на должность финансового работника/бухгалтера в центральный офис ДСБ в г. Гал.  (далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook