В последние годы мы наблюдаем беспрецедентную закрытость власти. Государственные органы зачастую не предоставляют гражданам информацию которая долна ноходится в открытом доступе, не отвечают или затягивают с ответом на запросы. Ответы не содержат исчерпывающих данных и являются отпиской.
Между тем у нас есть закон «О праве на доступ к информации», который нам гарантирует право знать, видеть, присутствовать, посещать. Итак, «НГ» напоминает основные положения этого закона и призывает граждан отстаивать свое право на информацию.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ «О праве на доступ к информации», который вступил в силу в 2008 году ставит перед собой цель – предоставление гражданам Абхазии, иностранным гражданам и лицам без гражданства права на доступ к информации, обеспечение информационной открытости государства и осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления.
Закон запрещает относить к информации с ограниченным доступом: законы и нормативные правовые акты и порядок их реализации; информацию о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке, чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях) и их официальных прогнозах и все что связано с человеческой безопасностью; информацию о фактах нарушения прав и свобод человека, прав и законных интересов юридических лиц, незаконных действиях (бездействиях) должностных лиц органов и организаций; информацию о состоянии борьбы с преступностью; информацию о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям; информацию о состоянии здоровья должностных лиц высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; информацию об имуществе и доходах должностных лиц высших органов исполнительной, законодательной и судебной власти; информацию о деятельности органов и организаций, об использовании средств Государственного бюджета Республики Абхазия, о состоянии экономики и потребностях населения и т.д.
Органы и организации, их должностные лица обязаны: создавать организационно-технические и другие условия, необходимые для реализации права на доступ к информации; обеспечивать достоверность и полноту предоставляемой информации.
ЗАПРОС НА ИНФОРМАЦИЮ, А ТАКЖЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАПРОСУ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ В УСТНОЙ ИЛИ ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ, ЛИБО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Это значит, что люди могут запрашивать информацию любым удобным для них способом.
Для организации доступа к информации, структурные подразделения или уполномоченные должностные лица органов и организаций, наделяются в установленном порядке соответствующими функциями и полномочиями. При отсутствии соответствующих структурных подразделений, выполнение указанных функций возлагается на иные структурные подразделения данного органа и организаций, а также на конкретных должностных лиц. Функция по обеспечению доступа к информации должна быть указана в положении об органе и организации. Отсутствие указания в положениях на функцию по обеспечению доступа к информации, не является ограничением права на доступ к информации.
Право на доступ к информации, находящейся в ведении органов и организаций, их должностных лиц обеспечивается путем: систематического обнародования (опубликования) официальной информации о своей деятельности; обеспечения возможности присутствия граждан Абхазии, иностранных граждан и лиц без гражданства на заседаниях представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; предоставления информации, находящейся в распоряжении органов и организаций по запросу.
Органы и организации должны СИСТЕМАТИЧЕСКИ ПУБЛИКОВАТЬ информации о вступлении в должность или отставке руководителей органов и организаций; сведения о порядке деятельности органов и организаций по обеспечению определенных законодательством Республики Абхазия прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц; сведения об официальных визитах и рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органов и организаций; сведения об официальных мероприятиях, организуемых органами и организациями и решениях, принятых на официальных мероприятиях, организуемых органами и организациями, их исполнении; сведения о планах деятельности органов и организаций; тексты официальных заявлений и выступлений руководителей и заместителей руководителей органов и организаций; аналитические доклады органов и организаций; сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию и динамику развития сферы, входящей в компетенцию органов и организаций; официальную статистическую информацию, собранную и обработанную органами и организациями; сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и других мероприятиях, проводимых органами и организациями, включая условия их проведения, порядок участия в них физических и юридических лиц, составы конкурсных комиссии, протоколы заседаний конкурсных комиссий; порядок обжалования решений, принятых органами и организациями; сведения о результатах проверок, проведенных соответствующими органами и организациями; сведения о состоянии защиты населения и населенных пунктах от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них; сведения о структуре органов и организаций, сведения о задачах и функциях их структурных подразделений, численность их работников и размер фонда оплаты труда.
ЗАСЕДАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОТКРЫТЫМИ ДЛЯ ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ
О заседаниях представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население через средства массовой информации ЗАБЛАГОВРЕМЕННО (не позднее, чем за один день до дня заседания) с указанием повестки, даты, времени и места проведения. В случае проведения заседания в закрытом режиме размещается решение с указанием на законодательный акт, на основании которого доступ заинтересованных лиц к заседанию ограничен.
Теперь о сроках предоставления информации.
Если органы или организации получившие запрос не обладают запрашиваемой информацией, то в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса, они обязаны направить запрос в эти органы и организации и сообщить об этом заинтересованному лицу. Органы или организации, их должностные лица, получившие запрос, направленный по подведомственности, не имеют права переадресовать его другим органам или организациям, и обязаны ответить на запрос в срок, установленный в статье 20 настоящего Закона.
Ответ на запрос должен быть предоставлен лицу, запрашивающему информацию в течение пяти рабочих дней после дня получения запроса.
«НГ» призывает наших граждан проявить гражданскую активность и посмотреть на правительственных сайтах, поделиться своим личным опытом, о том как соблюдается закон «О праве на доступ к информации». Будем рады опубликовать результаты ваших наблюдений. А это ссылка на закон всем нам в помощь – https://sj-ra.info/wp-content/uploads/2020/02/Zakon_o_prave_na_dostup_k_informatsii_2015_03_31_13_16_23_001.pdf